Социология законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Социология законодательства — новая для отечественной науки отрасль социологического знания. Однако, проблема социологического обеспечения законотворчества за рубежом была актуальна еще в конце 40-х — начале 50-х гг. XX в., что связано с необходимостью исследования потребностей изменения действующего законодательства, вызванного крупными преобразованиями в различных сферах общественных отношений. Усложнение социального бытия, возрастание роли человека в сфере экономических, политических, духовных и иных отношений, новый подход к проблеме прав и свобод человека как необходимого условия защиты и укрепления демократических ценностей потребовали более глубокого изучения роли законодательства в жизни личности и общества, механизмов законотворческого процесса.

Содержание

Введение. Понятие и сущность социологии законодательства…………...3
1. Правотворчество как вид социальной деятельности. Проблема правового
регулирования в обществе……………………………………………………..4
2. Социальные условия и факторы,
влияющие на правотворческий процесс……………………………………..7
3. Возможности социологии в сфере законодательной деятельности…….10
4. «Теневое» нормотворчество. Неформальные возможности влияния
на легальное законотворчество………………………………………..……..15

Заключение……………………………………………………………….…19
Список литературы………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

юридическая социология.doc

— 111.00 Кб (Скачать)


2

 

ПЛАН

 

  Введение. Понятие и сущность социологии законодательства…………...3

1. Правотворчество как вид социальной деятельности. Проблема правового

регулирования в обществе……………………………………………………..4

 

2. Социальные условия и факторы,

влияющие на правотворческий процесс……………………………………..7

 

3. Возможности социологии в сфере законодательной деятельности…….10

4. «Теневое» нормотворчество. Неформальные возможности влияния

на легальное законотворчество………………………………………..……..15

 

Заключение……………………………………………………………….…19

Список литературы………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

СОЦИОЛОГИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Социология законодательства — новая для отечественной науки отрасль социологического знания. Однако, проблема социологического обеспечения законотворчества за рубежом была актуальна еще в конце 40-х — начале 50-х гг. XX в., что связано с необходимостью исследования потребностей изменения действующего законодательства, вызванного крупными преобразованиями в различных сферах общественных отношений. Усложнение социального бытия, возрастание роли человека в сфере экономических, политических, духовных и иных отношений, новый подход к проблеме прав и свобод человека как необходимого условия защиты и укрепления демократических ценностей потребовали более глубокого изучения роли законодательства в жизни личности и общества, механизмов законотворческого процесса.

Социологию законодательства не следует смешивать с социологией права так же, как не следует смешивать право и законодательство. Социология права (юридическая социология) — научное направление, изучающее основы правопорядка, влияние права на состояние и развитие общественных отношений, а также общественное мнение о праве, правосудии, престиже юридической профессии и т. д.

Таким образом, социология законодательства в современное время - необходимый элемент для изучения возникновения правовых отношений в обществе, основы права, для лучшего понимания общественных процессов в правовом понимании, выявления потребности общества в юридическом регулировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

 

 

Правотворчество – сложное и многогранное социальное явление. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов - важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

Признание государством в качестве правовых вновь возникающих правил поведения в большинстве случаев является своего рода подготовкой к дальнейшему законодательному закреплению этих норм, то есть происходит переход стадии правоустановления - правотворчеству. Этот факт возникает на базе общественных отношений которые складываются на протяжении длительного времени и в результате социальной деятельности людей.

Переход к этому этапу заключается в осознании правящей элитой, общества в целом необходимости закрепления сложившихся норм в законодательстве. Происходят соответствующие изменения в политическом, нравственном и правовом сознании, в общественном мнении, выражение данной потребности в интересах определенных классов и социальных групп, имеющих возможность влиять на осуществление власти.

Правотворчество – это деятельность компетентных органов и организаций, направленная на подготовку и издание, совершенствование или отмену правовых норм[1].

Необходимо отметить, что в некоторых случаях правоустановления сразу начинается с правотворчества, минуя стадию правообразования. Это происходит, в частности, в следующих случаях:

- новые правоотношения не могут возникнуть до закона, закон это запрещает (например, в уголовном праве);

- государство в силу каких-то условий не может ждать спонтанного возникновения этих отношений и инициативно их создает (изменяет).

В таких случаях государство может либо использовать зарубежный опыт, либо действовать экспериментально, полагаясь на научные изыскания, на имеющийся опыт, здравый смысл и т.п.

По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

На современном этапе развития правотворчество проявляется, в первую очередь, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.    

Демократизм правотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами, помимо государственных, например, органами общественного самоуправления, то их правотворческие полномочия определяются государством.


              Область применимости закона находится в естественной зависимости от придаваемого ему смысла: таким образом, она зависит от его интерпретации. Но поскольку наиболее важным толкователем закона яв ляется судья, которому передается на рассмотрение дело, мы в соответствии с классическими представле ниями должны упомянуть третий из источников права — юриспруденцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

 

Поскольку частью выражения воли общества является правотворческий процесс, все, что воздействует на общество, сказывается и на праве. Поэтому важно рассмотреть в какой мере различные факторы оказывают влияние на право. Для полноты описания правотворческого процесса необходимо выяснить  во-первых, что это за факторы, а во-вторых, как они действуют.

Основными факторами, определяющими формирование права, являются:
экономические, то есть материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства; политические.

Экономические факторы. Экономическая структура общества в определенной степени сказывается на правовой системе и политической системе. Это обусловлено прежде всего необходимостью включения в эти процессы так как общество это система, а экономическая сфера ее элемент.

Политические факторы. Воздействие на право политических факторов изучено лучше, поскольку оно более очевидно. Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных              объединений; социальные факторы[2].

Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет также степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод; национальные. В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса; внешнеполитические. Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество; идеологические. Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства также имеют существенное значение для правотворчества; организационно-волевые[3].

Государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.

Политический режим страны не может не влиять на нормы частного права. В зависимости от существующего строя — монархического, аристократического, феодального или демократического — структура семьи, собственности и даже система договорных обязательств будут различаться, может быть не по букве законов, а по духу их применения.

Культурные факторы. Право непосредственно связано с другими факторами цивилизации, которые также отражают социальные тенденции. Существует необходимая гармония между юридическими фактами и фактами культуры. Культура воздействует на право.

Влияние религии на право. Что касается влияния на право религии, то оно также может быть значительным, однако здесь следует проводить различия. Некоторые правовые системы изначально проникнуты религией. Это утверждение справедливо для права первобытных народов, древ неиудейского и мусульманского права.

Право находится в постоянном развитии, однако ритм этого развития в разных обществах неодинаков и можно в целом выделить три разновидности его состояния: стагнацию, равномерную эволюцию и резкие перемены.

Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИИ В СФЕРЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Область применимости закона находится в естественной зависимости от придаваемого ему смысла: таким образом, она зависит от его интерпретации. Но поскольку наиболее важным толкователем закона является судья, которому передается на рассмотрение дело.

Однако, в принципе непонятно, каким образом работа судьи может изменять существующие правовые нормы и тем более добавлять новые. Это на первый взгляд кажется справедливым в отношении правовых систем большинства современных западных стран. Гораздо в меньшей степени оно справедливо для обществ, где закон игнорируется или мало используется, а население преимущественно пользуется обычным правом. Естественно, где судья проявляет гораздо большую инициативу, причем до такой степени, что производит впечатление живого источника права. Поэтому можно рассматривать судебную практику как один из источников права. Но, вынося приговор, он обязательно руководствуется общественным мнением. Несомненно, что обычай не диктует ему решение явным образом, но он оказывает на судью скрытое и непреодолимое давление, и роль судьи состоит в поиске не нового решения, а того, которое наиболее соответствует требованиям общественного мнения.

Под социальным институтом в социологии понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными членами общества. И такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Последний момент здесь требует пояснения. Когда мы говорим об общественном мнении как о факторе общественной жизни, речь идет о том, что общественное мнение оказывает влияние на развитие общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия». Подобная свобода возникает лишь с утверждением гражданского общества как отличной от государства, самостоятельной, неполитической сферы частных (индивидуальных и групповых) интересов.

Информация о работе Социология законодательства