Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа
Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев — первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными.
1. Особенности русской социологической мысли XIX-XX вв.
2. Основные направления русской социологии.
3. Судьба социологии в современной России.
4. Список литературы.
В
противовес функционалистским подходам,
отстаивающим эволюционные, стабилизационные
моменты в социальном развитии, марксизм
(конфликтологические теории) особенно
выделяет борьбу различных групп и направлений.
Прежде всего, это марксистская традиция
в социологии, подчеркивающая экономический
детерминизм в социальном развитии, соперничество,
антагонизм различных социальных групп.
При этом надо иметь в виду, что марксизм
широко используется и на Западе. Правда,
здесь из него выбрасывается радикальное
содержание, используются идеи раннего
К. Маркса. В итоге марксизм носит фрагментарный
характер.
В России в результате деятельности В.И.
Ленина марксистская социология превратилась
в основу политической практики и серьезно
себя дискредитировала. Но, разумеется,
не перестала существовать.
Дж. Александер, автор книги "Социологическая
теория после 1945 года", пишет: "Марксизм
отличается от других форм современной
социологии не столько своими теоретическими
предпосылками, сколько своей идеологией.
Речь идет о роли, которую играет эта идеология.
Марксизм - единственная форма социологической
теории, моральные установки которой сразу
же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер
подчеркивает, что указанные обстоятельства
не делают марксистскую социологию менее
научной, чем другие направления социологической
теории.
Методологической основой этого направления
социологической мысли является исторический
материализм. Основной вклад в социологию:
теории классовой борьбы, социального
конфликта, отчуждения человека. Некоторые
идеи марксистской социологии не выдержали
испытания временем, например идея об
абсолютном обнищании рабочего класса
по мере развития капиталистического
общества. Другие идеи - социального равенства,
общенародного государства - были дискредитированы
в политической практике реального социализма.
Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.
Иногда это направление называют неомарксизмом.
После
прихода к власти Гитлера Франкфуртская
школа была разгромлена. Основная часть
сотрудников размещалась сначала в Женеве
и Париже, а потом в Колумбийском университете
США.
Главная социологическая идея - отчуждение
человека, стандартизация и обезличивание
в современном обществе. Характерна также
жесткая и беспощадная критика современного
общества - и капитализма, и социализма;
тотальное отрицание всякой идеологии.
Теоретические истоки Франкфуртской школы
- марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм.
В обстановке марксистского ренессанса
в западноевропейской общественной мысли
сложилась леворадикальная, или так называемая
критическая, социология.
Пожалуй, самая яркая и заметная фигура
из вышеназванных - Г.
Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального
молодежного движения в Западной Европе.
Основные надежды он возлагал:
Комплекс
этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность
среди леворадикальной молодежи. Однако,
увидев, к чему привели его идеи на практике,
он отмежевался от них в работе "Контрреволюция
и бунт" (1972).
В настоящее время влияние социологов
Франкфурской школы сильно снизилось
и находит свое отражение в идеях кризиса
позднекапиталистического общества. Представители
конфликтологической социологии считают,
что главное - это соперничество различных
групп за власть, перераспределение доходов,
монополию на духовное лидерство, и устранить
эти конфликты невозможно.
Вопрос
3 Судьба социологии
в современной России.
Принято считать, что экономическая социология возникла в России в 80-е гг. ХХ в. Иногда даже утверждали, что эта "новая наука" у нас и была создана. На самом деле экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как на Западе, так и в России. Мы бы даже утверждали, что с самого начала социологической науки развивается и ее ветвь ― экономическая социология. Если вспомнить Конта, то его позитивная социология была создана как нечто противополагающееся не только философии, но и политической экономии, именно Конт и заявил о претензиях социологии на изучение хозяйства, при этом обвинив экономистов в схоластике и метафизике. Конт признавал только одну науку, способную изучать экономику, ― социологию.
Тема экономической социологии в России была известной. И нет сомнений, что ее историю надо начинать с 90-х гг. Х1Х в. или даже раньше, имея в виду, что в историю науки всегда входят ее источники, и первый этап развития науки ― это ее предыстория, а этап институционализации или всеобщего признания науки не совпадает с этапом ее создания. Эта идея пока не поддерживается большинством современных эконом-социологов (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, Г. Н. Соколова говорят только о советской экономической социологии, В. В. Радаев и А. В. Дорин вообще никого из отечественных эконом-социологов не упоминают). Тем не менее, некоторые ученые согласны с такой постановкой вопроса: Д. С. Климентьев и Л. Н. Панкова включают в русскую классическую социологию и экономическую социологию, а В. И. Веховин большое внимание в истории экономической социологии уделяет Н. Д. Кондратьеву.
В 1990-е гг. наступает, можно сказать, настоящий триумф экономической социологии в России - вряд ли какая-либо отрасль социологии развивалась более успешно в то время. В геометрической прогрессии растет число публикаций, многие журналы, социологические и экономические, выделяют специальные разделы по экономической социологии. Экономическая социология становится полноправной отраслью социологии, кроме того, теперь с ней считаются и экономисты, проводятся конференции и семинары (из самых последних, в июне 1998 г., семинар в СПбГУ и в ноябре - представительная конференция в МГУ). О признании экономической социологии официальной наукой свидетельствует и тот факт, что во многих университетах создаются профильные кафедры и отделения экономической социологии, а в институтах академии наук ― соответствующие отделы. В 1990-е гг. экономическая социология выходит на уровень не только статей и сборников, но появляются и крупные монографии. В 1991 г. выходит работа Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной "Социология экономической жизни: очерки теории", в 1995 г. ― μонография Г. Н. Соколовой "Экономическая социология" (2-е, доп. изд. в 1998 г.). В 1998 г. Р. В. Рывкина издает работу "Экономическая социология переходной России: люди и реформы". Но в 1990-е годы звучат и новые имена: В. В. Радаев после большой серии статей по экономической социологии в 1997 г. публикует в Москве монографию "Экономическая социология: курс лекций" (на наш взгляд именно эта работа является лучшей в своем классе), в том же году А. В. Дорин издает в Минске книгу "Экономическая социология" (на русском языке), в 1998 г. В. И. Верховин (МГУ) публикует монографию "Экономическая социология". Кроме того, в 1990-е выходит и целый ряд методических пособий по экономической социологии для студентов.
Какие
проблемы более всего волнуют
отечественных эконом-
Есть ли перспективы развития экономической социологии в нашей стране? Высказываются разные точки зрения, В. В. Радаев считает, что экономическая социология "обречена на успех", другие проводят мысль о том, что экономическая социология имеет в большой степени своим предметом миф и маловероятно, что она будет успешно развиваться. Вряд ли можно согласиться и с теми, и с другими. Ясно одно - сегодня экономическая социология, как и любая другая новая тема в социологии, переживает всплеск всеобщего интереса, вскоре временный интерес пройдет, и эта отрасль станет рядовой в области социологического знания. Но уже сегодня экономическая социология по-новому предлагает решать важные научные и практические задачи, эконом-социологи существенно изменяют взгляд экономистов на процессы функционирования и развития экономической системы, и экономико-социологические исследования обладают солидным теоретическим и методологическим багажом, важно только не растерять его в будущем.
Конечно,
у экономической социологии в
России есть много проблем, среди
самых существенных мы бы назвали
разобщенность эконом-
Но несмотря на указанные выше проблемы, мы хотим подчеркнуть, что российская экономическая социология сегодня ― явление безусловно состоявшееся, у нас есть свои исторические традиции социологического исследования хозяйства, есть и новые работы в этой области, исследования наших ученых дают существенные теоретические и практические результаты. Очень важно, что современная отечественная эконом-социология открыта для восприятия разных методологических концепций, и "прощание с марксизмом-ленинизмом" здесь уже состоялось. Благоприятно на будущее экономической социологии влияет и тот факт, что сегодня мы начали специально готовить студентов в этой области (в С.- Петербургском государственном университете отделение экономической социологии было открыто в 1997 г.), поэтому у нас есть надежда, что развитие идей экономической социологии будет продолжаться. Мы будем надеяться, что, не теряя своей национальной специфики, российская экономическая социология будет успешно развиваться в русле мировой традиции, способствуя повышению авторитета отечественной социологии в рамках мирового социологического сообщества.
Социология в современной России - один из языков власти, и поэтому неотделима от политического процесса, от политической интерпретации социологических данных. Рост престижа социологической профессии налицо - как и рост уровня государственного управления. И самое ценное, что власть может почерпнуть у социологов - это понимание необходимости и неизбежности обратной связи, т.е. внимание к объекту управления, восприятие его не как безвольного и бездушного предмета, а как чувствующего, действующего, самостоятельного субъекта.
Конечно, власть не стала - и вряд ли станет - служанкой социологии. Социология нужна власти, чтобы властвовать - и не только побеждать, захватывать, завоевывать, но и - управлять, умножать, удерживать. Социологические данные, язык и престиж социологии используется властью сугубо в собственных целях - и зачастую используются грубо, топорно, с искажениями, с непониманием ограничений, которыми они всегда подвержены. Более того, бывает, что специально фабрикуются социологические данные для того, чтобы посредством медиа вбросить их в общество, повлиять на выбор граждан, на курс власти. Такие манипуляции бросают тень на профессию, очерняют ее в глазах граждан. Зачем и кому это нужно - более или менее понятно. Но почему это возможно?
Одна
из причин - в раздробленности, застарелой
фракционности отечественного социологического
сообщества. Другая - в отсутствии общепринятого
стандарта качества социологических данных,
которые могут распространяться через
СМИ. Полагаю, сами социологи могут многое
сделать для того, чтобы предотвратить
недостойные манипуляции их данными. И
первым шагом здесь должна быть выработка
общих принципов и требований к публичной
социологической информации. Второй шаг
- организация специальных курсов для
журналистов, работающих с социологической
информацией. А затем, думаю, надо ставить
вопрос об обязательной добровольной
сертификации социологических центров,
имеющих право предоставлять информацию
СМИ. Ведь большие возможности по воздействию
на власть и общество, открытые сегодня
для социологов, требуют и большой ответственности.