Социология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев — первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными.

Содержание

1. Особенности русской социологической мысли XIX-XX вв.


2. Основные направления русской социологии.



3. Судьба социологии в современной России.


4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Марксизм

      В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений. 
     Прежде всего, это марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь в виду, что марксизм широко используется и на Западе. Правда, здесь из него выбрасывается радикальное содержание, используются идеи раннего К. Маркса. В итоге марксизм носит фрагментарный характер. 
     В России в результате деятельности В.И. Ленина марксистская социология превратилась в основу политической практики и серьезно себя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать.  
     Дж. Александер, автор книги "Социологическая теория после 1945 года", пишет: "Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм - единственная форма социологической теории, моральные установки которой сразу же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер подчеркивает, что указанные обстоятельства не делают марксистскую социологию менее научной, чем другие направления социологической теории. 
     Методологической основой этого направления социологической мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытания временем, например идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Другие идеи - социального равенства, общенародного государства - были дискредитированы в политической практике реального социализма.

      Неомарксизм

      Другое  заметное направление современной  конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.

  • К ней относятся:
    • Макс Хоркхаймер,
    • Теодор Адорно,
    • Герберт Маркузе,
    • Эрих Фромм,
    • Юрген Хабермас.

          Иногда  это направление называют неомарксизмом.

      После прихода к власти Гитлера Франкфуртская  школа была разгромлена. Основная часть сотрудников размещалась сначала в Женеве и Париже, а потом в Колумбийском университете США. 
     Главная социологическая идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология. 
     Пожалуй, самая яркая и заметная фигура из вышеназванных - Г. Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального молодежного движения в Западной Европе. Основные надежды он возлагал:

    • на антропологическом уровне - на изначальные эротические влечения, подавленные индустриальным обществом, то есть на сексуальную революцию;
    • на уровне культуры - на авангардистское искусство, прежде всего сюрреализм, - искусство, выражающее бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного общества;
    • на социальном уровне - на те социальные группы, которые еще не интегрировало индустриальное общество, - молодежь, люмпены, национальные меньшинства и т.п.

      Комплекс  этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность среди леворадикальной молодежи. Однако, увидев, к чему привели его идеи на практике, он отмежевался от них в работе "Контрреволюция и бунт" (1972). 
     В настоящее время влияние социологов Франкфурской школы сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризиса позднекапиталистического общества. Представители конфликтологической социологии считают, что главное - это соперничество различных групп за власть, перераспределение доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить эти конфликты невозможно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 3 Судьба социологии в современной России. 

      Принято считать, что экономическая социология возникла в России в 80-е гг. ХХ в. Иногда даже утверждали, что эта "новая  наука" у нас и была создана. На самом деле экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как на Западе, так и в России. Мы бы даже утверждали, что с самого начала социологической науки развивается и ее ветвь ― экономическая социология. Если вспомнить Конта, то его позитивная социология была создана как нечто противополагающееся не только философии, но и политической экономии, именно Конт и заявил о претензиях социологии на изучение хозяйства, при этом обвинив экономистов в схоластике и метафизике. Конт признавал только одну науку, способную изучать экономику, ― социологию.

      Тема экономической социологии в России была известной. И нет сомнений, что ее историю надо начинать с 90-х гг. Х1Х в. или даже раньше, имея в виду, что в историю науки всегда входят ее источники, и первый этап развития науки ― это ее предыстория, а этап институционализации или всеобщего признания науки не совпадает с этапом ее создания. Эта идея пока не поддерживается большинством современных эконом-социологов (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, Г. Н. Соколова говорят только о советской экономической социологии, В. В. Радаев и А. В. Дорин вообще никого из отечественных эконом-социологов не упоминают). Тем не менее, некоторые ученые согласны с такой постановкой вопроса: Д. С. Климентьев и Л. Н. Панкова включают в русскую классическую социологию и экономическую социологию, а В. И. Веховин большое внимание в истории экономической социологии уделяет Н. Д. Кондратьеву.

      В 1990-е гг. наступает, можно сказать, настоящий триумф экономической социологии в России - вряд ли какая-либо отрасль социологии развивалась более успешно в то время. В геометрической прогрессии растет число публикаций, многие журналы, социологические и экономические, выделяют специальные разделы по экономической социологии. Экономическая социология становится полноправной отраслью социологии, кроме того, теперь с ней считаются и экономисты, проводятся конференции и семинары (из самых последних, в июне 1998 г., семинар в СПбГУ и в ноябре - представительная конференция в МГУ). О признании экономической социологии официальной наукой свидетельствует и тот факт, что во многих университетах создаются профильные кафедры и отделения экономической социологии, а в институтах академии наук ― соответствующие отделы. В 1990-е гг. экономическая социология выходит на уровень не только статей и сборников, но появляются и крупные монографии. В 1991 г. выходит работа Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной "Социология экономической жизни: очерки теории", в 1995 г. ― μонография Г. Н. Соколовой "Экономическая социология" (2-е, доп. изд. в 1998 г.). В 1998 г. Р. В. Рывкина издает работу "Экономическая социология переходной России: люди и реформы". Но в 1990-е годы звучат и новые имена: В. В. Радаев после большой серии статей по экономической социологии в 1997 г. публикует в Москве монографию "Экономическая социология: курс лекций" (на наш взгляд именно эта работа является лучшей в своем классе), в том же году А. В. Дорин издает в Минске книгу "Экономическая социология" (на русском языке), в 1998 г. В. И. Верховин (МГУ) публикует монографию "Экономическая социология". Кроме того, в 1990-е выходит и целый ряд методических пособий по экономической социологии для студентов.

      Какие проблемы более всего волнуют  отечественных эконом-социологов? Анализ публикаций в журнале "Социологические  исследования" показывает, что одной  из самых популярных тем является социология предпринимательства. И если в начале 1990-х речь шла о предпринимательстве как особом виде деятельности и о его социальных функциях, о предпринимательском поведении и мотивации, то сейчас, после некоторого перерыва, интерес к предпринимательству выражается в исследовании теневой экономики и силового предпринимательства. Большое внимание в экономической социологии уделяется социологии рынка и рыночных реформ, социологии производства и промышленного предприятия, социологии обмена и денег, социологии собственности и социологии потребления.

      Есть  ли перспективы развития экономической  социологии в нашей стране? Высказываются  разные точки зрения, В. В. Радаев считает, что экономическая социология "обречена на успех", другие проводят мысль о том, что экономическая социология имеет в большой степени своим предметом миф и маловероятно, что она будет успешно развиваться. Вряд ли можно согласиться и с теми, и с другими. Ясно одно - сегодня экономическая социология, как и любая другая новая тема в социологии, переживает всплеск всеобщего интереса, вскоре временный интерес пройдет, и эта отрасль станет рядовой в области социологического знания. Но уже сегодня экономическая социология по-новому предлагает решать важные научные и практические задачи, эконом-социологи существенно изменяют взгляд экономистов на процессы функционирования и развития экономической системы, и экономико-социологические исследования обладают солидным теоретическим и методологическим багажом, важно только не растерять его в будущем.

      Конечно, у экономической социологии в  России есть много проблем, среди  самых существенных мы бы назвали  разобщенность эконом-социологов, отсутствие периодических изданий в области  экономической социологии, малую заинтересованность ученых практическими вопросами реформирования хозяйства в нашей стране, ограниченную базу эмпирических исследований. Нет и крупных теоретических работ, сравнимых, к примеру, с социальной теорией распределения Туган-Барановского или философией хозяйства Булгакова. Пока нет совместной работы экономистов и социологов над исследованием социальности хозяйства, и разобщенность экономики и социологии сегодня все еще остается реальностью, хотя прикладывается много усилий для ее преодоления. Пока не удается соединить экономическую социологию и социологию труда: если на словах практически все признают, что социология труда является составной частью экономической социологии, то на деле обе отрасли развиваются сами по себе. Нет и необходимой интеграции экономической социологии с экономической психологией, экономической историей и демографией. Для российской экономической социологии характерна и ее слабая включенность в мировую экономическую социологию, практически нет ни одного перевода на русский язык классиков экономической социологии (может быть, за исключением сокращенного перевода книги Н. Смэлсера "Социология экономической жизни", имеющей ограниченный тираж), отсутствуют хрестоматии для студентов по экономической социологии.

      Но  несмотря на указанные выше проблемы, мы хотим подчеркнуть, что российская экономическая социология сегодня ― явление безусловно состоявшееся, у нас есть свои исторические традиции социологического исследования хозяйства, есть и новые работы в этой области, исследования наших ученых дают существенные теоретические и практические результаты. Очень важно, что современная отечественная эконом-социология открыта для восприятия разных методологических концепций, и "прощание с марксизмом-ленинизмом" здесь уже состоялось. Благоприятно на будущее экономической социологии влияет и тот факт, что сегодня мы начали специально готовить студентов в этой области (в С.- Петербургском государственном университете отделение экономической социологии было открыто в 1997 г.), поэтому у нас есть надежда, что развитие идей экономической социологии будет продолжаться. Мы будем надеяться, что, не теряя своей национальной специфики, российская экономическая социология будет успешно развиваться в русле мировой традиции, способствуя повышению авторитета отечественной социологии в рамках мирового социологического сообщества.      

      Социология  в современной России - один из языков власти, и поэтому неотделима от политического процесса, от политической интерпретации социологических данных. Рост престижа социологической профессии налицо - как и рост уровня государственного управления. И самое ценное, что власть может почерпнуть у социологов - это понимание необходимости и неизбежности обратной связи, т.е. внимание к объекту управления, восприятие его не как безвольного и бездушного предмета, а как чувствующего, действующего, самостоятельного субъекта.      

      Конечно, власть не стала - и вряд ли станет - служанкой социологии. Социология нужна власти, чтобы властвовать - и не только побеждать, захватывать, завоевывать, но и - управлять, умножать, удерживать. Социологические данные, язык и престиж социологии используется властью сугубо в собственных целях - и зачастую используются грубо, топорно, с искажениями, с непониманием ограничений, которыми они всегда подвержены. Более того, бывает, что специально фабрикуются социологические данные для того, чтобы посредством медиа вбросить их в общество, повлиять на выбор граждан, на курс власти. Такие манипуляции бросают тень на профессию, очерняют ее в глазах граждан. Зачем и кому это нужно - более или менее понятно. Но почему это возможно?       

      Одна  из причин - в раздробленности, застарелой фракционности отечественного социологического сообщества. Другая - в отсутствии общепринятого стандарта качества социологических данных, которые могут распространяться через СМИ. Полагаю, сами социологи могут многое сделать для того, чтобы предотвратить недостойные манипуляции их данными. И первым шагом здесь должна быть выработка общих принципов и требований к публичной социологической информации. Второй шаг - организация специальных курсов для журналистов, работающих с социологической информацией. А затем, думаю, надо ставить вопрос об обязательной добровольной сертификации социологических центров, имеющих право предоставлять информацию СМИ. Ведь большие возможности по воздействию на власть и общество, открытые сегодня для социологов, требуют и большой ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социология в России