Социология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев — первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными.

Содержание

1. Особенности русской социологической мысли XIX-XX вв.


2. Основные направления русской социологии.



3. Судьба социологии в современной России.


4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

«Вологодская государственная молочнохозяйственная академия

им. Н.В. Верещагина»

Экономический факультет

Специальность: Маркетинг

Заочное отделение

Кафедра истории 
 

Контрольная работа

по социологии

На тему: «Социология в России» 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                Максимова О.В.

Студентка III курса

Шифр зачетной книжки:

0742005

Проверил(а):  
 
 
 
 

                                               Вологда - Молочное

2010 г.

Содержание: 

1. Особенности русской социологической мысли  XIX-XX вв. 

2. Основные направления русской социологии.

 

3. Судьба социологии в современной России. 

4. Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос 1. Особенности русской  социологической  мысли

        XIX-XX вв.

       

      Идея  о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. До этого, как отмечает Н.И.Кареев — первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными. Знакомство образованных русских людей с доктриной Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов "Курса позитивной философии" (1830—1842 гг.) благодаря хорошему знанию французского языка смогла ознакомиться с ней в оригинале (например, В.Н.Майков). Кроме того, среди первых слушателей социологического курса Конта в Париже были и русские — Н.М Сатин, Н.Г.Фролов, В.П.Боткин и другие.

      Труды Конта уже в 1845 г. имелись в  библиотеке петрашевцев, его идеи обсуждались в кружке Белинского. Если бы не ранняя смерть талантливого обществоведа, он впоследствии мог бы сделаться значительным социологом в России» .В.Н.Майков был, пожалуй, первым, кто поведал российским читателям об идеях Конта еще при его жизни и четко заявил о необходимости создания новой науки об обществе. "Мы поняли теперь, — пишет он, — что самое разнообразие цивилизации западноевропейских народов свидетельствует об односторонности каждого из них, что мы должны делать строгий выбор между тем, что должно и чего не должно у них заимствовать. Следовательно, первые шаги наши на поприще создания национальной науки должны состоять в строгом критическом разборе наук запада". Поэтому в своей статье он дал обстоятельный очерк развития общественных наук в Европе.

      Новую науку Майков именовал по-разному: "философией общества", "общественной философией", "общей теорией общественной жизни", но не "социологией". Людей, которые будут ее развивать, он назвал "социалистами", что стало одной из причин негативного отношения к ней со стороны российских властей. Майков ставит вопросы: "Возможна ли философия общества?" "Какое влияние имеет ее отсутствие на состояние общественных наук?" "Какую пользу может принести эта наука для теоретического развития и практического применения общественных наук?" и отвечает, что "философия общества, т.е. наука, исследующая все элементы общественной жизни в их взаимном отношении не только возможна, но и необходима". "Наука эта образуется по тем же законам, по которым составились и частные общественные науки. Совокупность идей и фактов политических образовали право; совокупность идей и фактов экономических — политическую экономию; мир нравственный в формах общества нашел себе место в морали или педагогике. Так точно и мир общественный, в котором эти три мира существуют как составные части, стремится в свою очередь сделаться предметом одной, высшей науки". Как мы видим, эта новая наука трактуется им вполне в духе Конта — как высшая наука об обществе в целом, возвышающаяся над частными общественными науками.

      Цензурные условия, созданные в России после революционных событий 1848 года в странах Западной Европы стали помехой дальнейшему распространению идей Конта. Русское правительство усилило надзор за преподаванием гуманитарных наук, запретило выписки заграничных изданий без предварительного цензурного рассмотрения, отменило командировки русских ученых в Европу, а также изъяло из государственных библиотек сочинения Конта. После 1948 года имя Конта и название его учения надолго исчезают со страниц российской прессы. О последствиях цензурных мер, предпринятых в России, говорят следующие факты: философия была признана опасной наукой и с 1849 г. ее исключили из университетского преподавания, особые требования стали предъявляться к преподаванию всеобщей истории и истории права, а преподавание новейшей истории стало невозможным.

      Только  при правлении Александра II пришло время расширения в России гражданских свобод и снятия некоторых запретов на распространение западноевропейских идей. По словам М.М.Ковалевского, "начало царствования Александра II может считаться временем зарождения у нас более или менее самостоятельной научной публицистики". Ряд правительственных указов, вышедших с 1856 по 1863 гг., существенно ослабил цензуру. После реформы 1861 г. были сняты запреты на изучение многих общественных проблем. Все это в конечном итоге привело к тому, что в 60-х годах XIX в. "позитивизм широкой волной влился в русскую литературу". Интерес к социологии в пореформенной России вполне понятен: его стимулировал переход России к капиталистическому пути развития, который вызывал существенные изменения в структуре общества. Происходил бурный рост городских сословий, до реформы совсем незаметных на фоне крестьянства и дворянства, появилась масса новых профессий, возросла мобильность населения, что сопровождалось ломкой старых культурных стереотипов. Усиливался интерес русского общества к социальным проблемам, прежде всего у интеллигенции, которая стремилась облегчить жизнь народа.

      Позитивизм  проникал в российскую среду и  через естественнонаучную литературу, поскольку многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины. Знакомству с позитивизмом способствовал и большой интерес в России к теориям социалистов-утопистов, особенно Сен-Симона. Увлечение позитивизмом коснулось многих известных русских общественных деятелей, писателей и ученых (таких, как Писарев, Тимирязев, Цитович, Грановский и др.).

      Среди русской читающей публики интерес  к позитивизму и к Конту  распространялся быстро. И.С.Тургенев в романе "Отцы и дети" (1862) в  образе Базарова отразил "нигилистические" (по сути позитивистские) настроения молодежи тех лет. Термин "социология" постепенно входил в обиход. Н.И.Кареев заметил: «Название "социология" сделалось даже до известной степени модным в литературном и общественном обиходе, получив, благодаря этому, крайне неопределенный характер». В не опубликованном при его жизни труде "Основы русской социологии", он вспоминал: «Самые слова "социология" и "социологический" все более и более делались с восьмидесятых годов популярными, и очень часто появлялись сборники статей, называвшиеся "Социологическими очерками" или "Этюдами", хотя название это было употребляемо не совсем кстати ввиду их настоящего содержания" .

      Во  второй половине XIX века переход России на рельсы индустриальной цивилизации сопровождался обострением старых и возникновением массы новых социальных проблем, которые было трудно осмыслить на основе социальной философии и научных знаний первой половины XIX века. Ориентация на научно—рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым и потребность в адекватном понимании жизни и сделали, в конечном счете, социологию востребованной в России, дав стимул к ее развитию в традициях позитивизма.

      Распространению идей западных социологов в России по—прежнему мешала цензура. Работы О.Конта до 1889 года не публиковались на русском языке. Цензура препятствовала также изданию работ отечественных социологов.

      Российская  социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский (1822—1885) и К.Н.Леонтьев (1831—1891).

      Одна  из характерных особенностей отечественной  социологии, по мнению Н.И.Кареева, заключалась в том, что, "будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению нашей общественной мысли, она в то же время совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов". Изучение истории русской социологии показывает, что имела место идейная перекличка, повторения западных социологов, то есть то, что Т.Тард называл "поединком идей".

      Можно отметить два наиболее сильных течения, с которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли в России — это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм. До начала XX в. они "сосуществовали" достаточно мирно, но с победой Октябрьской революции и установлением советской власти ситуация кардинально изменилась.

      Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула  оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Например, Н.М.Михайловский и П.Л.Лавров предвосхитили воззрения Л.Уорда о двояком характере исторического процесса. М.И.Таган-Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, позднее названной В.Огборном теорией "культурного отставания". Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.

      Говоря  о своеобразии развития социологии в России, следует отметить, что  по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Причем зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей с очень оригинальными заявками.

      Отсутствие  квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, порой привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали ее предмет по—разному, кому как вздумается. "Благодаря такому положению вещей, — отмечал в 1919 г. К.М.Тахтарев, — мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии".

      Процесс институционализации социологии как  учебной дисциплины носил во многом нестабильный характер и, в конце  концов, был фактически прерван. Основным социальным институтом, в рамках которого особенно проявила себя в период становления и развития академическая социология, явилась сфера образования. Социология в нашей стране входила в высшее звено образования и превращалась в этом смысле в академическую дисциплину не только сложнее, но и позднее, чем на Западе. Что касается институционализации социологии как научной дисциплины, то это происходило в еще более затяжном варианте — она заняла свое место в научной структуре РАН лишь после крутых переломов в истории нашей страны, т.е. во втором десятилетии XX века, чтобы вскоре быть ликвидированной и вновь появиться уже в 60-е гг. 

        
 
 
 
 
 

      Вопрос 2 Основные направления русской социологии. 

        Как и на Западе, социальная мысль в России  изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

      Географическое     направление   было      представлено

Информация о работе Социология в России