Социология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления их социальные функции и принципы особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях, существующих в обществе социальных отношений.

Содержание

Введение 2
1.Социальное управление: сущность,
объект и субъект управления. 3
2.Принципы и функции социального
управления. 9
3.Типы систем социального управления в обществе:
структура и механизм действия. 14
Заключение 21
Литература 22

Работа содержит 1 файл

Социология управления.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Линейные  структуры, несмотря на очевидную простоту, с той же очевидностью являются полностью несостоятельными, когда цели и задачи системы управления сложны и дифференцированы, а число исполнителей велико. Поэтому в подавляющем большинстве случаев современные системы управления имеют более сложную функционально-иерархическую структуру, в которой между руководителем и непосредственными исполнителями находятся несколько промежуточных управленческих уровней. Такая форма позволяет поручить руководителям промежуточных рангов определенные специализированные управленческие функции, обеспечить слаженную работу многочисленных организационных подразделений, рационализировать и упростить деятельность верховного руководителя, сведя его непосредственные контакты к общению с заместителями по различным специализированным направлениям.

     Эффективность иерархической структуры управления определяется, в первую очередь, адекватным стоящим перед ней целям количеством и качеством уровней и элементов. Как недостаточная дифференцированность структуры, нехватка определенных звеньев специализации приводит к просчетам и промахам в практике управления, так и наличие и тем более избыток звеньев и подструктур, ставших ненужными в процессе развития системы, тормозит и усложняет, а порой просто запутывает и бюрократизирует управленческий процесс.

     «Существенным аспектом социологии управления является исследование конкретных форм и способов управляющего воздействия на общество, долгосрочного прогнозирования и заблаговременной корректировки социальных изменений, массового поведения людей, их реакции на определенные события и процессы социальной жизнедеятельности. Издавна люди стремились придать обществу тот облик, который максимально отвечал бы их представлениям о благе и справедливости, найти оптимальную модель управления. Если прошедшие века характеризовались утопизмом и крупномасштабностью проектов преобразований, то современности присущ реализм в прогнозах и проектах социальных изменений. Такие проекты носят скорее локальный, более частный инновативный характер. Направленное воздействие на структуры общества с целью осуществления необходимых изменений можно называть социальной технологией»9. По мнению известного британского мыслителя К. Поппера, социальные технологии можно подразделить на частные и холистские, то есть «целостные».

     Частные технологии характеризуются реалистичностью  определения целей и средств и потому ориентированы на локальные, постепенные преобразования. В отличие от них холистские технологии основываются на утопических притязаниях, претендуют на быстрое и радикальное переустройство общества в целом, и, как правило, оказываются провальными, поскольку не учитывают всех возможных последствий столь резкого и тотального изменения режима функционирования общественного организма.

     Более точно социальная технология определяется как «алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве». Социальные технологии в конечном счете представляют собой элемент культуры общества как единого целого, являются продуктом спонтанного эволюционного развития или вырабатываются и внедряются намеренно. «Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. Социальные технологии становятся все более необходимыми по мере усложнения и дифференциации общества. Как подчеркивал К. Мангейм, специфику ХХ века составляет переход от стихийного существования социальности к рациональному планированию. Кроме того, с усложнением социальных связей возрастает потребность и способность общества осваивать инновативные формы организации, и этот факт придает социальным технологиям еще большую актуальность»10.

     В условиях современного - переходного - российского общества, когда основной стратегической целью осуществляемых трансформаций является утверждение на российской почве начал демократии и экономической свободы, разработка соответствующих технологий социального управления приобретает особое значение. Развитие и практическое внедрение социальных технологий возможно лишь на основе теоретических достижений в области теории организации, социологии, социальной психологии и социологии управления. Но в отечественном научном обороте до начала 90-х годов практически не существовало исследовательских теоретических работ, посвященных проектированию социальных технологий, их внедрению в практику. В настоящее время дело обстоит иначе: проблематика, связанная с развитием и внедрением социальных технологий, стала остроинтересной и популярной в научных кругах. Однако и сейчас многие проблемы социоинженерии остаются слабоизученными, некоторые из них находятся в стадии постановки, а некоторые - в процессе обсуждения. Таким образом, социальные технологии в рамках социологии управления представляют собой в настоящее время предмет острых научных дискуссий.

     Сама  роль и возможности социальных технологий остаются дискуссионными. Многие исследователи считают, что социальная технология - это как бы опосредующее звено между социальной теорией и ее использованием на практике. Однако можно также рассматривать социальные технологии в качестве специальных адаптационных механизмов взаимодействия социальной практики и теории управления, поскольку в практику внедряются не непосредственные результаты теоретических исследований, а построенные на их основе модели практической деятельности.

     Любой социально-технологический проект всегда опирается на тщательное изучение социальной действительности и возникающих в обществе конкретных проблем, представляя собой комплексную программу деятельности, направленную на получение более быстрого и эффективного результата. Наибольший интерес исследователей получили социальные технологии, направленные на выработку управленческих решений, повышение эффективности деловых совещаний, организационное проектирование, оптимизацию кадровой политики, снижение социальной напряженности.

     С точки зрения своего внутреннего механизма социальные технологии составляют структурирование, расчленение управленческого процесса на конкретные этапы, фазы, операции. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

     Использование социальной технологии придает координированный поэтапный характер действиям, направленным на достижение поставленной цели. Оно имеет важное значение для повышения качества жизни людей и эффективности социального управления. В целом социальная инженерия как подход универсальна и может использоваться в управлении самыми разнообразными социальными системами.

                              Заключение 

         Социология управления является  пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так как основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом, социология в основном изучает общество в самых разнообразных      формах его проявления: начиная с общих законов развития и заканчивая поведением малых групп и отдельных личностей.

          Специфической особенностью социологии  управления является то, что она относится к активной (практической) социологии, то есть она, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определенной сферы человеческой жизнедеятельности, исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий, а также поведение в процессе управления. Этот процесс управления, в силу его многоуровневости и сложности, включает множество разнокачественных компонентов, а поэтому исследуется разными науками, в зависимости от точки зрения. Каждая из них выделяет в этом процессе объект и предмет исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Литература 

     1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник.  Ростов. 2004.

     2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и  др. Социология. Учебник. М.2006.

     3. Волков Ю.Г, Нечипуренко В.Н.  и др. Социология. Курс лекций. Ростов.1999.

     4. Касьянов В.В. Социология. Уч. пособие.  Ростов. 2000.

     5. Мостовая И.В. Социология. Уч. пособие.  Ростов.1999.

     6.Общая  социология. Уч. пособие под ред.  Эфендиева А.Г. М. 2002.

     7.Радугин  А.А., Радугин К.А. Социология. Курс  лекций. М.1997.

     8.Социология. Уч. пособие под ред. Елсукова А.Н, Бабосова Е.М. и др. Минск.1998. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социология управления