Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:02, контрольная работа
Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления их социальные функции и принципы особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях, существующих в обществе социальных отношений.
Введение 2
1.Социальное управление: сущность,
объект и субъект управления. 3
2.Принципы и функции социального
управления. 9
3.Типы систем социального управления в обществе:
структура и механизм действия. 14
Заключение 21
Литература 22
Социальное
управление - процесс многоуровневый:
оно осуществляется на уровнях отдельной
организации, административного региона,
отрасли материального или духовного
производства, наконец, государства в
целом.
2..Принципы и функции социального управления.
Как и всякий социальный феномен, система управления выполняет ряд функций по отношению к своему объекту. Под функциями управления понимаются специфические виды управленческой деятельности, в своей совокупности работающие на реализацию целенаправленного воздействия на поведение и отношения индивидов. Среди базовых функций системы управления следует выделить организационную, планово-прогностическую, регулятивную, мотивационную и контрольную.
Организационная функция направлена на обеспечение упорядоченности действий исполнителей, преодоление или оптимизацию присутствующих в любой деятельности элементов хаоса и стихийности. Планово-прогностическая функция обеспечивает выработку перспективной стратегии управления на близкое и дальнее будущее, позволяет выявить и предвидеть ход и характер развития основных тенденций, присущих объекту. В задачи мотивационной функции входит стимулирование деятельности исполнителей, направленной на достижение поставленной цели. Контрольная функция состоит в проверке действенности управленческих решений и четкости их осуществления исполнителями.
Организационная функция управления реализуется через выстраивание иерархической структуры и осуществление определенных управленческих процедур в перспективе зависящей от поставленной цели стратегии. По мнению известных американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена, организация как носитель и воплощение конкретных принципов управления представляет собой совокупность действия семи взаимосвязанных факторов: структуры; управленческой стратегии; системы и процедур управления; общих для коллектива исполнителей и руководителей всех уровней ценностных установок; навыков и умений, приобретенных руководителями и исполнителями и реализуемых в процессе совместной деятельности; выбранного управленческого стиля; подбора и расстановки участников процесса.
Планово-прогностическая функция управления заключается в том, что направленное осуществление действий человеческого коллектива строится на определенном понимании перспектив достижения цели. Любая человеческая деятельность осуществляется во времени, вписана в его течение и потому реализация ее конечной цели ожидает в близком или достаточно отдаленном будущем. А будущее по своей природе возможностно, поливариантно. Всегда остается возможность, что цель и не будет реализована, что ситуация примет более или, наоборот, менее угрожающий для осуществления этой цели характер. Просчитывая все возможные варианты развития событий применительно к данной цели, мы тем самым создаем различные сценарии ее реализации. Такие сценарии называются управленческими стратегиями. Они представляют собой просчитанные последовательности шагов к достижению поставленной цели, учитывающие различные возможности развития ситуации.
Выделяя мотивационную функцию, мы имеем в виду, что любое управление - на каком бы уровне оно ни осуществлялось - предполагает императивное требование от участников деятельности эффективного и в той или иной степени напряженного, подчиненного рамкам дисциплины труда, концентрации внимания, затраты времени и энергии. Все это в совокупности составляет определенное ограничение их свободы, которое должно быть ими добровольно и сознательно принято. А это добровольное согласие эффективно и производительно, честно и добросовестно стремиться к достижению общей цели коллектива необходимо стимулировать и поддерживать. Для этого субъект управления должен использовать определенные приемы воздействия на объект, руководствуясь знанием интересов и потребностей исполнителей. В этом и заключается мотивационная функция управления: она состоит в подборе и осуществлении различных методов стимулирования труда. Различные категории стимулов дают различные результаты в зависимости от характера деятельности коллектива. Если исторически первой формой стимулирования мотиваций к труду было прямое (внеэкономическое) принуждение, то становление капиталистических производственных отношений было невозможно без абсолютного доминирования материальных стимулов и соответствующих мотиваций. Индустриальная фаза развития капиталистического общества означала господство материальных интересов и соответствующих форм стимулирования. Становление социалистической экономики сопровождалось выдвижением на первый план моральных стимулов при сохранении значимости материальных. Современное постиндустриальное общество Запада вступило, согласно утверждению В. Иноземцева, в стадию постматериального развития, когда главную роль в формировании мотиваций человеческой деятельности стали играть надматериальные потребности и стимулы, и прежде всего стремление к творческой самореализации.
Сложность эффективного выполнения мотивационной функции заключается в необходимости учитывать индивидуальные различия доминирующих интересов и предпочтений исполнителей. Побуждения людей с различным типом психики к трудовой деятельности могут быть разными: одни исполнители ориентированы преимущественно на материальные стимулы и их трудовая отдача зависит прежде всего от уровня вознаграждения; у других доминируют моральные соображения - от социального престижа до удовлетворения творческих потребностей. Большую роль играют психологическая атмосфера в коллективе, общая удовлетворенность персонала своей деятельностью и то, в какой степени исполнители разделяют поставленные руководством общие цели.
Немаловажно как мотивация присущее большинству людей стремление не отставать от других - В качестве иллюстрации можно привести случай из управленческой практики Р. Оуэна: на своей текстильной фабрике он провел эксперимент, прикрепив ленты разных цветов над станками рабочих, выполняющих, недовыполняющих и перевыполняющих норму. Спустя два месяца рабочие, недовыполнявшие норму, догнали остальных.
Поскольку формирование мотиваций - сложный и глубоко индивидуализированный процесс, для решения связанных с ним проблем управления необходимо вдумчиво и внимательно работать с каждым членом коллектива, понимать его личностные запросы. На желание и способность человека напряженно и эффективно работать влияют как его врожденный характер, так и полученное им воспитание, как обстоятельства его жизни, так и семейные, личные взаимоотношения, как сознательная целеустремленность и воля, так и моменты внутренней жизни подсознания.
Большое значение для формирования трудовых мотиваций имеют отношения между руководством и исполнителями и их мировоззренческое содержание. В настоящее время эти отношения являются эффективными только тогда, когда в них не присутствует начало антагонизма, напряженности, противостояния. Логика индустриального общества проявлялась в том, что интересы предпринимателей и менеджеров, с одной стороны, и интересы рядовых работников находились в антагонизме: жесткая эксплуатация со стороны одних вызывала ожесточение и отсутствие инициативы в труде у других. Грань, отделяющая постиндустриальный менталитет от мышления индустриальной эпохи, проявляется, в частности, в коренном изменении парадигмы отношений между работодателями и работниками: от латентного или открытого противостояния к осознанию единства интересов в социетальном масштабе и развитию отношений социального партнерства управленческой элиты и исполнителей.
Наконец, контроль как функция состоит в реализации обратной связи между субъектом управления и его объектом. Управленческие процессы должны быть эффективными в достижении поставленной цели, а для этого необходимо, чтобы субъект управления мог в любой момент убедиться в выполнении своих решений. Контроль может осуществляться с различной степенью жесткости: в условиях централизованного авторитарного стиля управления он принимает тотальные и бюрократизированные формы, а демократический стиль рождает более мягкие и гибкие формы контроля. Так, если сталинский период в истории нашей страны характеризовался тотальной слежкой, поощрением взаимных доносов, то современное западное общество, предлагая индивиду высокий уровень свободы и самоопределения, тем не менее контролирует поведение и даже мысли людей с помощью «мягких» способов, заключающихся, согласно, к примеру, Г. Маркузе, в формировании и удовлетворении ложных потребностей. Ложные потребности, формируемые и навязываемые обществу рекламой, отвлекают индивидуальное сознание от подлинных проблем социальной действительности и «замыкают» его внутреннее пространство, делая его одномерным.
Эффективность
выполнения контрольной функции
управленческой системой определяется
тем, насколько сама система в
атом аспекте отвечает требованиям
эпохи и ситуации. Такими требованиями
в наиболее общем смысле являются оперативность,
гласность и объективность. Реагирование
контролирующих инстанций на происходящие
события должно быть достаточно быстрым;
в то же время результаты осуществляемых
проверок необходимо открыто и непредвзято
делать достоянием общественности, сообщая
о них и делая соответствующие выводы.
При этом подход ко всем без исключения
объектам контроля должен быть равным,
то есть осуществляться на одинаковых
для всех объективных основаниях.
3. Типы систем социального управления в обществе:
структура
и механизм действия.
«Управленческая деятельность как вид интеллектуального труда представляет собой систему последовательных управленческих функций, циклов, процессов, координирующих и регулирующих все другие виды человеческого труда. Как система она включает в себя ряд подсистем (компонентов), определенным образом взаимодействующих и развивающихся в соответствии с законами данной системы. В качестве системных компонентов выступают прежде всего субъект и объект, напрочно соединенные между собой прямыми и обратными связями. Под субъектом в социальном управлении управляющая подсистема - тот, кто подает управленческие команды. Объект - это управляемая подсистема – тот, на кого направлены команды, кто подчиняется этим командам. Команды, установки субъекта управления, адресованные объекту управления, и есть прямые связи. Обратные связи это ответная реакция объекта управления на команды субъекта управления. Из наличия прямых и обратных связей, предопределяющих взаимодействие субъекта и объекта, складывается система управления»6. Следует обратить внимание на специфику субъектов и объектов социального управления, методологию их исследования и совершенствования. Объекты управления, на которые направляется воздействие субъектов, обладают своими собственными закономерностями функционирования и развития, с которыми необходимо считаться. Они же могут обладать и собственной социальной активностью, самодеятельностью, что, безусловно, усложняет связи между субъектом и объектом, вынуждает субъект менять способы воздействия, а нередко и вносить изменения в свою структуру. Речь идет о том, что классическое понимание управления как воздействия решительно дополняется его пониманием как взаимодействия, координации, на смену команде, заключенной в прямых связях, приходит консенсусно-демократический метод управления, к признанным типам организационных связей - субординации и координации в госуправлении - прибавляется понятие реординации (букв. смысл: обратное упорядочение). Что же касается исследования и совершенствования управления, то субъект и объект должны изучаться с учетом их взаимодействия, связей с внешней средой. Совершенствование управления предполагает совершенствование как субъекта, так и объекта управления, способов их взаимодействия и взаимоотношений. Его нельзя сводить к совершенствованию только субъекта управления, проведению различных преобразований, изменений структуры, как это нередко делается на практике.
«Содержательную сторону функционирования управленческой системы составляют цели и многообразные технологии их достижения. Управление носит циклический характер и в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс целенаправленного, научно обоснованного воздействия (взаимодействия) субъекта на объект. В этом непрерывном процессе можно выделить как бы завершенные, относительно замкнутые отрезки времени, которые начинаются с постановки цели и завершаются ее достижением. Это и есть управленческий цикл. Понятно, что между целью и ее достижением лежит ряд действий, операций, осуществляемых в определенной последовательности и обладающих относительной самостоятельностью. Общая формула может выглядеть так: «цель - искомый результат - цель (новая)»7.
Если по поводу циклического характера управления особых споров и разнообразия подходов не отмечено, то относительно выделения функций управленческого цикла существует много различных точек зрения. Различие прежде всего касается функций управления. Большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организация, контроль. При рассмотрении второго вопроса нашей контрольной, мы рассматривали функции социального управления.
В системе управленческих
Выше
мы уже говорили о непременном
иерархическом характере