Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:02, контрольная работа
Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления их социальные функции и принципы особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях, существующих в обществе социальных отношений.
Введение 2
1.Социальное управление: сущность,
объект и субъект управления. 3
2.Принципы и функции социального
управления. 9
3.Типы систем социального управления в обществе:
структура и механизм действия. 14
Заключение 21
Литература 22
Введение
1.Социальное управление: сущность,
объект
и субъект управления.
2.Принципы и функции социального
управления.
3.Типы систем социального управления в обществе:
структура
и механизм действия.
Заключение
Литература
Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, динамическую систему и процессы управления их социальные функции и принципы особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях, существующих в обществе социальных отношений.
Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) в качестве какого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) - с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели. Социальное управление осуществляется путем целенаправленного воздействия на условия жизни людей их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.
Целью
настоящей контрольной работы является
попытка осветить некоторые аспекты
социологии управления.
1.Социальное управление: сущность, объект
и субъект управления.
Всякое общество основывается на совместной, коллективной целенаправленной деятельности индивидов. «Однако для того чтобы такая деятельность была успешной и вообще она - оказалась возможной, необходимо ее тем или иным способом организовать. В противном случае несогласованные действия отдельных людей будут не помогать, а мешать достижению цели. Существуют два необходимых условия организации коллективного действия. Это, во-первых, наличие иерархии - фиксированного вертикального ранжирования статусов участников действия, когда нижестоящие в иерархии подчиняются вышестоящим. Во-вторых, это наличие управления, то есть сообразного поставленной цели, механизма обеспечения нужного порядка действий участников. Если соблюдены оба условия, можно говорить об организации. Иерархия образует статическое измерение организации, а управление - ее динамическое измерение»1. Организация социальных действий и управление ими составляет предмет особой отрасли социологического знания - социологии управления. «Социальное управление представляет собой специфический вид человеческой деятельности, необходимость которого обусловлена потребностью в организации совместной деятельности людей. Оно является следствием разделения труда в силу различия природных способностей людей и сложности социальной действительности. Социальное управление пронизывает собой все процессы жизни общества, охватывает все его сферы»2.
Сам по себе процесс управления можно в рабочем порядке определить как непрерывное целенаправленное воздействие на личность или группу людей. Личность или группа, находящиеся под подобным воздействием, представляет собой объект управления, а личность или группа, такое воздействие осуществляющая, - субъект управления. Процесс управления обязательно имеет иерархическую структуру, предполагает подчинение низшего звена высшему. Это обусловлено тем, что в процессе управления деятельность индивида или группы регламентируется и направляется не только их свободной волей, а еще и - главным образом - требованиями, предъявляемыми извне. При этом с необходимостью происходит ограничение свободы действий объекта управления жесткими рамками правил, должностных инструкций, ролевых предписаний.
Управление как форма деятельности всегда является элитарной по своему характеру: тех, кто управляет, гораздо меньше, чем тех, кем управляют. По своей структуре оно представляет собой пирамиду, составленную из горизонтальных уровней управления.
Однако, несмотря на простоту этих сущностных характеристик социального управления, дать исчерпывающее определение этому понятию не так легко. Различные варианты определений связывают социальное управление с поставленной социально значимой целью, или с социальным характером объекта управления, или со спецификой применяемых в социальном управлении принципов и технологий, или с определенным соотношением управления и самоуправления. По-видимому, основным элементом социального управления все же следует считать присутствие значимого социального по своему характеру стимула деятельности, дающего возможность максимальной мобилизации свободной воли и способностей индивида или группы. При этом чем более высокоразвитым и сложноорганизованным является общество, тем выше в процессе управления им доля самоуправления и самоорганизации, тем сложнее и разветвленнее система распределения управленческой инициативы, полномочий и ответственности. Тем не менее, даже самое развитое и «самоуправляющееся» общество или коллектив нуждается в опосредующих звеньях системы управления, то есть в исполнительной иерархии. Даже когда субъектом управления, в конечном счете, является сам коллектив, необходимы исполнительные органы, которые проводили бы в жизнь его решения.
Поэтому социология управления исследует логику развития управленческих структур и организационных форм управления человеческой деятельностью; проблемы становления социального самоуправления и обеспечения его эффективности; условия оптимизации управления обществом и т.п.
«В современной теории управления можно выделить два уровня. К первому уровню относятся концептуальные основы понимания социального управления, сами по себе составляющие часть широкомасштабных политико-экономических, социально-философских, макросоциологических теорий. Теории второго уровня, конкретные, более узкие по своему охвату, сосредоточивают свое внимание на разработке и решении практических проблем управления, и прежде всего проблемы достижения оптимальной эффективности функционирования управленческих структур. Это теории, ближе находящиеся к прикладному уровню, становятся основанием для выработки рекомендаций, внедряемых далее в управленческую практику.
В социологии управления возможны различные концептуальные подходы к предмету изучения. С точки зрения технического или системного подхода управление понимается как функция системы, посредством рациональных способов обеспечивающая возможно более эффективное использование обществом человеческих ресурсов. В то же время существует политический подход, рассматривающий управление как механизм реализации и сохранения власти правящей элиты»3.
В целом социальное управление представляет собой непрерывный процесс активного воздействия на объект с помощью системы управления - особого механизма реализации такого воздействия. Система управления должна быть достаточно динамичной и обладать способностью эффективного воздействия на изменения окружающей среды. Эффективность системы управления зависит от слаженности функционирования всех без исключения элементов системы. Если хотя бы один элемент системы управления работает неэффективно, то есть его действие совсем не оказывает влияния на функционирование целого или даже тормозит или деформирует его, то это сказывается на эффективности всей системы.
В систему социального управления входят такие ее необходимые элементы, как механизм управления, его организационная структура, субъект и объект управления, его функции и сам процесс управления.
Механизм управления является продуктом целенаправленной разработки, предполагающей сбалансированное изменение функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, ориентированное на достижение его оптимальной эффективности в конкретных условиях. Для нормальной жизнедеятельности социальной системы необходимо, чтобы характер функционирования механизма управления обеспечивал слаженное взаимодействие всех его элементов в решении поставленных задач. В этом смысле механизм управления как целостность представляет собой совокупность экономического, организационного и социокультурного механизмов, функционирующих синхронно и слаженно в едином социетальном и организационном контексте.
Рассматривая в этом аспекте социальную систему, можно сказать, что она в одно и то же время представляет собой и субъект, и объект управления. «Поэтому субъект и объект управления следует рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы социальной системы, постоянно взаимодействующие друг с другом. Субъект управления, понимаемый как управляющая подсистема, в то же время представляет собой часть объекта управления (управляемой подсистемы), и ее границы находятся в зависимости от характера последней, так что функционирование субъекта управления в своих наиболее общих характеристиках определяется спецификой объекта. Как подчеркивают В.Г. Белов и В.Г. Смольков, управленческие отношения в обществе никогда не проявляются в виде субъект-объектных отношений, а имеют вид субъектно-субъектных отношений, поскольку объект управленческого воздействия тоже субъективен и способен к активной реакции на управленческое воздействие. Таким образом, управленческий процесс - это всегда взаимодействие, образующее совокупность прямой и обратной связи»4.
Любая
социальная система включает в себя
более частные подсистемы, среди
которых можно назвать
- техническую подсистему, представляющую собой комплекс отдельных технических средств;
- технологическую подсистему, которая представляет собой структурирование производственно-трудовой и политической деятельности посредством расчленения ее на стадии и процессы. Это нормативный комплекс, определяющий следование друг за другом отдельных производственных операций по ходу управления ими;
- организационную подсистему, которая па основе определенной структуры управления осуществляет рациональный характер использования технико-технологических средств и человеческих ресурсов;
- экономическую подсистему, включающую в себя совокупность хозяйственных и финансовых процессов и связей;
- социальную подсистему, образуемую совокупностью социальных отношений, которые возникают в процессе коллективной деятельности.
Взаимосвязь подсистем и их слаженное совместное функционирование в целостности образуют единый процесс социального управления: техническая, технологическая и организационная подсистемы образуют организационно-техническую сторону управления. Экономическая и социальная под- системы составляют социально-экономическую.
Социология управления изучает управленческий процесс с точки зрения его системного функционирования, анализирует условия и параметры оптимизации эффективности управленческой системы, исследует структуру и функции управления как деятельности. Следовательно, предмет социологии управления составляют социальные системы и системы управления ими.
«Основные
виды социального управления представлены
политическим или государственно-
Управлять можно как вещами и предметами неживой природы, так и живыми - биологическими и социальными системами. Что касается неживой природы, то управление соответствующими объектами входит в компетенцию в основном технических наук. Естественные науки исследуют процессы управления биологическими системами. Управление в социальных системах (социальное управление), или менеджмент, соответственно, составляет предмет социальных наук и прежде всего социологии управления. Поскольку социальная система включает в себя действия людей с материальными ресурсами, социальное управление охватывает и управление материальными ресурсами в контексте человеческой деятельности, и управление самими людьми и их коллективными действиями»5.