Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:37, лекция

Описание работы

Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.

Работа содержит 1 файл

Социология семьи_2.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 

Многие исследователи  отмечают изменение функций семьи  в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И.С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «не сходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. Помимо неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.

Как отмечает И.С.Кон, главная  тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение – результат длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.

Кроме того, в современном  обществе уходят в прошлое антисексуальные  установки культуры и люди перестают  видеть в сексуальности нечто  постыдное и низменное. Это находит  отражение и в сексуальных  сценариях (моделях поведения) современных людей.

 

Теория конфликта

 

Данная теория исследует  как индивидуальные семейные ситуации, так и более широкий социетальный контекст функционирования семьи. Представители этого направления полагают, что конфликт в семьях является естественным и неизбежным и является результатом борьбы за власть  и контроль, как в семье, так и в обществе в целом. Конфликты существуют во многих формах, они возникают, например, из-за неравномерного распределения ресурсов. Причины конфликтов в семье могут быть производными от представлений общества о том, кто принимает решения в семье, кто зарабатывает деньги на одежду и машину, кто готовит пищу для семьи и т.д. На макроуровне семья может быть источником неравенства в обществе  в целом, поддерживая неравенство по доходу, образовательным возможностям, здоровью.

Некоторые теоретики  конфликта полагают, что конфликт внутри семьи может иметь и  позитивные функции – улучшать семейные отношения через  изменения. Главное – уметь направлять конфликты в позитивное русло.

 

Феминистские подходы к изучению семьи (К.Дельфи, Б.Фридан, И.Янг и др.)

 

Американские социологи8 отмечают, что феминистские исследователи позволили сделать ряд очень важных шагов в анализе семьи:

  • стали рассматривать не семью как единицу анализа, а сфокусировали анализ на структурах гендера, поколения, сексуальности, расы и нации.
  • озвучили опыты, которые идеология отвергает – включая мужское доминирование и женское подчинение как внутри семьи, так и за ее пределами, различные опыты материнства, наличие неравно распределенной работы, конфликты и насилие внутри домашней сферы.
  • подняли вопросы о границах семьи, показав, что семейная изоляция частично иллюзорна, поскольку существуют явные взаимосвязи между организацией оплачиваемой работы, государственно организованной системой социальной и юридической поддержки, школами, детскими садами и другими институтами.
  • бросили вызов идеологии монолитной семьи, которая возвышает семью с мужем добытчиком и женой домохозяйкой как единственно легитимно существующую.
  • показали, что дихотомия «публичное-частное» связана с амбивалентностью в ценностной структуре. Амбивалентность проходит через ценности индивидуализма и равенства – ценности, от которых женщина долгое время была отделена и ценностями воспитания и коллективизма, которые символически были связаны с женщиной и семьей. Эти последние ценности были провозглашены некоторыми феминистками как базис для широких социальных изменений. Существующая напряженность между индивидуализмом и коллективизмом является основой политики изменения семьи.

 

Бросая вызов существующей дихотомии частного и публичного, феминистские исследователи пересматривают социальную теорию и выносят на поверхность темы, которые были долгое время скрыты от внимания ученых.

 

Перемены в  области брачно-семейных отношений

 

Можно выделить ряд основных тенденций изменения семейно-брачных отношений:

  • Изменение состава семьи.

В России и во многих странах  Европы происходит уменьшение численности семьи в результате снижения рождаемости и сведение ее к супружеской паре и ее потомству (нуклеарная семья). Не смотря на то, что в России значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко - это мнение поддержали 83% респондентов9, современная городская семья чаще бывает малодетной – с одним или двумя детьми, причем такой сдвиг в репродуктивном поведении и соответствующих социально-психологических установках является, по-видимому, устойчивым и закономерным. В 2002-м году в среднем по России рождаемость составила 1,3 ребенка10.

Идеальное и реальное поведение россиян в отношении рождения детей сильно различаются. Так, например, результаты исследования ВЦИОМ (1998 г) показали, что хотя 51% опрошенных в России считают идеальной семью с двумя детьми, планируют иметь двух детей лишь 20,7% респондентов. 17,9 % опрошенных считают идеальной семью из трех детей, а планируют иметь трех детей только 3,4% опрошенных. Эти результаты согласуются с результатами микропереписи 1994 года - 48% домохозяйств вообще не имели детей, 28% имели только одного ребенка, 19 % -двоих, и 5% - троих или более детей11.

Таким образом, желаемые установки  родителей на идеальную семью  расходятся с их реальным поведением.

 

  • Увеличение количества семей с одним родителем, в основном – с матерью.

Впервые юридический  термин "одинокая мать" (в узком  смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. о прямой материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждении "материнских" наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая "внебрачных" детей. В широком смысле это определение включает категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Но поскольку существуют и семьи, где есть одинокий отец, то в целом такие семьи определяют как «семья с одним родителем».

Одинокий родитель – состояние  неустойчивое, и его границы часто  неопределенны. Как отмечает Э. Гидденс, большинство людей не хотели бы быть одинокими родителями, но есть достаточно много женщин, которые решили завести ребенка «для себя». «Матери-одиночки по выбору» - так определяют женщин, которые имеют достаточно ресурсов для самостоятельного воспитания ребенка. Однако для большинства одиноких матерей характерна высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности.

В 1970 году 11% рождений в  России приходилось на незамужних матерей. В 1990 году эта цифра выросла до 15%, а к 1995 году она составила уже 21%.

По опубликованным данным переписи 2002 года, в России насчитывается 21 195 854 домохозяйства с детьми до 18 лет и в них проживает 29 958 645 детей. Домохозяйства, в составе которых есть один родитель с ребенком (детьми) или семьи, состоящие только из родителя и ребенка (детей), составляют 28% от общего числа домохозяйств, в них живет около 7 миллионов детей, т. е. 23% от всех детей, воспитывающихся в семьях.

Данная тенденция характерна и для многих других стран. Так, например, в прибалтийских странах к 2000 году число детей, рожденных вне брака, значительно увеличилось – в Эстонии было рождено вне брака 52% детей, в Латвии - 40%, а в Литве – 22%. Эти цифры различаются, возможно, в силу разной религиозной принадлежности стран – Литва является католической страной, а Латвия и Эстония – протестантскими12.

Отношение к одинокой женщине в современном обществе неоднозначное – оно может быть негативным, нейтральным, уважительным. Все зависит от воспитания людей и соответствующих установок – традиционных или либеральных. В экономически развитых странах (Великобритания, Швеция, Финляндия) достаточно велико число респондентов (от 37% до 41%), считающих, что «для роста и развития ребенка не обязательно иметь двоих родителей». В России такого мнения придерживаются только 5% опрошенных13. Однако мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, в России одобряли 53% респондентов, т.е. больше, чем в среднем по всем странам Европы (44%)14.

 

  • Увеличивается количество сожительств (конкубинат) с детьми (около 10%) и без детей (около 14%).

 

Конкубинат (cohabitation или сожительство на обыденном языке) – официально незарегистрированный долговременный (не менее 2-х лет) супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. Если в сожительстве рождается ребенок, то такой союз называют неофициальным браком.

В поколениях, родившихся до 60-х годов, лишь 20% пар начинали совместную жизнь с конкубината, тогда как современные молодые пары уже в 50% случаев начинают сожительство без оформления отношений. Россия движется от модели, близкой к американской и достаточно традиционной для развитых стран, к нетрадиционной шведской модели. Для неё практически повсеместно характерно более или менее продолжительное совместное проживание партнёров до брака.

Согласно данным А.А.Авдеева15 одна треть женщин в сельской местности и одна шестая женщин в городах не состоят в браке, а находятся в сожительстве. Эта практика не одобряется обществом, но и не осуждается. Для мужчин сожительство означает возможность жить с женщиной и при этом оставаться более свободным, чем  в браке. Перепись населения это подтверждает – у нас всегда большее количество женщин, считающих себя замужними, нежели мужчин, считающих себя женатыми.

Современные опросы показывают16, что разделение труда в сожительствующих союзах является более традиционным, однако сожительствующие мужчины и женщины отмечают более активное участие мужчин в домашних делах и большую удовлетворенность разделением домашнего труда. Как отмечают авторы исследования, вероятно, происходит сдвиг властных полномочий с вступлением в брак: мужчины более склонны помогать женщинам, когда в их отношениях меньше определенности и поэтому сожительствующие женщины больше удовлетворены браком.

 

  • Рост числа разводов

 

Наряду с увеличением числа разводов в двадцатом веке одновременно происходит уменьшение числа людей осуждающих разводы. Если посмотреть в глубь веков, то брак во многих западных странах был практически не расторжим. Развод допускался лишь в единичных случаях, если партнер демонстрировал не способность к брачным отношениям (например, женское бесплодие, психическая болезнь). В современной Испании это происходит до сих пор.

С 1976 года число разводов в России не опускалось ниже полумиллиона в год. Среднее число детей  на один развод в семьях, в которых  есть дети - существенно выше единицы, оно колеблется вокруг величины 1,3 ребенка на один развод17.

В большинстве стран  Европы удельный вес разводов по отношению  к заключаемым бракам заметно возрос, тогда как показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, с течением времени относительно снизился, поскольку уменьшилось количество браков18, например,

 

Латвия  1990 год 4,0  1999 год 2,5;

Эстония     3,7    3,2;

Финляндия   2,6     2,7;

Норвегия    2,4    2,0

Россия   3,8   3,6.

 

Развод часто является длительным процессом, возникающим  в недрах брака. П. Беннон выделяет шесть этапов развода19:

 

  • Эмоциональный развод – нарастание напряжения между партнерами, обычно ведущее к разрыву.
  • Легальный развод, включающий необходимые основания для окончания брака.
  • Экономический развод, связанный с разделом имущества и собственности
  • Со-родительский развод, включающий вопросы, связанные с опекой над детьми.
  • Коммуникативный развод, связанный с изменением дружеских связей.
  • Психологический развод – окончательное разрушение эмоциональной зависимости.

 

Исследования показывают, что женщины больше страдают от развода в экономическом плане – развод в большей степени снижает материальный уровень жизни женщины, особенно если дети остаются с ней, как это часто в реальности и происходит.

Процесс психологической  и социальной адаптации после  развода у мужчин и женщин протекает примерно одинаково.

 

Причины разводов

Согласно данным ВЦИОМ, алкоголизм или наркомания являются главными причинами разводов в России, на эту причину указывают большинство респондентов (51%). Среди других причин распада семьи участники опроса назвали «отсутствие собственного жилья» - 41%, «невозможность прокормить семью из-за низких доходов» - 29%, «вмешательство родственников в дела семьи» - 18%. Реже россияне отмечали невозможность иметь детей - 10%, длительное раздельное проживание - 8%, тюремное заключение -3% или хроническую болезнь одного из супругов - 2%. За последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию - с 33% до 51%, отсутствие собственного жилья - с 21% до 41% и невозможность прокормить семью - с 8% до 29%.

По мнению опрошенных россиян, препятствуют разводам чаще всего  невозможность "поделить" детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%), неприятность процедуры развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). При этом 23% опрошенных россиян уверены, что на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда.

Информация о работе Социология семьи