Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:37, лекция
Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Социология семьи
Ключевыми понятиями в данной области являются понятия семья, брак, родство.
Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).
Брак – это получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых людей. Брак как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающий легитимность их потомства.
Социология семьи – самостоятельная отрасль социологии, изучающая семейную жизнь людей в конкретных культурных и социально-экономических условиях.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Данные международного исследования показывают, что семью оценивают как "очень важную" в жизни человека 91-95% респондентов Польши, Ирландии, Исландии, 67-72% опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии и 76% - в России и Германии1.
Изучение семьи – одна из важнейших задач социологии, поскольку большинство людей в обществе социализируется в первую очередь в семье.
Понятия социального института и социальной группы позволяют лучше показать специфику семьи как сложного социального образования. С одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами, а понимание семьи как малой группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.
Семья чаще всего основана на браке и обладает большим постоянством в сравнении с другими типами укладов и общественных отношений. В институциональных определениях семьи и брака подчеркивается их социальная необходимость для сохранения человеческого рода, а также для сохранения и передачи новым поколениям культуры данного общества – в первую очередь ценностей и норм поведения в обществе.
Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в 19-м веке и связано с работами И. Баховена, Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.
Швейцарский исследователь И. Баховен в своей работе «Материнское право»(1861) показал, что при всех формах группового брака, существовавшего в древности, происхождение человека могло быть установлено лишь с материнской стороны (поскольку неизвестно было, кто являлся отцом), и потому признавалась только женская линия. Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования И. Баховен назвал материнским правом2. Материнское право, как утверждает Ф.Энгельс, означало высокое уважение к женщинам, то есть к матерям. Женщина у всех дикарей и у всех племен, стоявших на низшей, средней и отчасти высшей ступени варварства пользовалась не только свободой, но и занимала весьма почетное положение3.
В работе Мак-Леннана «Первобытный брак» (1876) доказывается существование исторических этапов – перехода от родства по материнской линии к родству по отцовской линии.
Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака4:
Промискуитет – беспорядочные половые связи первобытных мужчин и женщин (40-50 тыс. лет назад). В половые отношения могли вступать любые родственники.
Кровно-родственная семья – первая ступень семьи, основанная на групповом браке между братьями и сестрами двух родов. Брачные группы разделены по поколениям: все дедушки и бабушки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, так же как и их дети, и дети детей. Супружеские обязанности исключаются лишь между предками и потомками. Тип такой кровно-родственной семьи полностью вымер.
Семья-пуналуа – основана на групповом браке нескольких сестер, родных и сродных (двоюродных и троюродных), с мужьями каждой из них, или групповом браке нескольких братьев с женами каждого из них. Причем их общие мужья или жены не обязательно являются родственниками по отношению друг к другу. На этой ступени происходит исключение половых связей между братьями и сестрами.
Парная семья – образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько мужей и жен. На этой ступени происходит запрещение половых связей между всеми родственниками.
Моногамная семья – пожизненное единобрачие отдельных пар с исключением сожительства. Происхождение, наследование устанавливается по отцовской линии. Моногамия основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, чтобы дети в качестве прямых наследников вступали во владение отцовским имуществом5. Моногамия – более прочный брачный союз, нежели парная семья. Только муж мог расторгнуть эти брачные отношения и право на супружескую неверность оставалось только за ним.
Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение частной собственности и государства» (1884) полагал, что ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Единобрачие было с одной стороны, великим историческим прогрессом, а с другой стороны, с точки зрения марксистов, первое классовое угнетение совпало с порабощением женского пола мужским6.
Групповой брак был характерной формой семьи для эпохи дикости в человеческой истории, парная семья – для эпохи варварства, а моногамная форма семьи - наиболее характерна для цивилизации. Однако наряду с моногамией даже в современном обществе существуют полигамные формы семьи.
Полигамия
Полигамия означает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного партнера. Существуют два вида полигамии – полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
Полиандрия существовала в южноиндийской культуре тодов – в их семьях отцовство определялось во время обрядов, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу, что означало его желание быть отцом этого ребенка. Э. Гидденс полагает, что полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек7.
В обществах, где разрешена полигиния, большинство мужчин имеет только одну жену, поскольку правом иметь несколько жен в основном пользуются мужчины, имеющие высокий социальный статус и, соответственно, высокий материальный уровень жизни.
Полигиния распространена гораздо в большей степени, чем полиандрия. Ряд современных культур, например, в арабских странах, допускают и даже поощряют полигинию.
Семейные отношения
Практически во всех обществах можно выделить нуклеарную семью, состоящую из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных или приемных детей.
Семью, состоящую из трех и более поколений, живущих вместе, называют расширенной семьей. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.
Семьи могут подразделяться на родительские и репродуктивные, к первому типу семьи относятся семьи, в которых человек рождается, ко второму – семьи, которые люди создают сами. Если вновь созданная семья живет с родителями жены, такую семью называют матрилокальной, а если с родителями мужа – патрилокальной. Неолокальное проживание означает, что новые семейные пары переезжают в жилище, удаленное от места проживания родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России еще и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Теоретические подходы к исследованию семьи
Теория рационального выбора и обмена (Дж. Хоманс).
Согласно данной теории человек оценивает издержки и вознаграждения, получаемые от взаимоотношений с партнером. В процессе взаимодействия он ищет удовлетворения своих различных потребностей – эмоциональных, сексуальных, экономических, духовных. Если издержки в отношениях превосходят получаемые вознаграждения, то продолжение таких отношений маловероятно. Женщины, имеющие унижающие их отношения с кем-либо, оценивают получаемые вознаграждения как имеющие большее значение для них – это может быть доход, социальное принятие, не нарушающее религиозных верований, наличие дома, компаньона. Баланс факторов такого обмена очень часто устанавливается социальными институтами и организациями среднего уровня – легальным регулированием отношений - заключением брачного договора, официальной процедурой развода, определяющей отношения партнеров после брака и т.д.), программами страховки, системой здравоохранения и т.д.
Согласно данной теории, даже выбор партнера рассчитывается через баланс издержек и вознаграждений. Люди оценивают свои собственные активы – физические, интеллектуальные, социальные и экономические и пытаются сделать наилучший выбор, хотя бы на уровне того набора ресурсов, который они имеют. Если человек в браке живет с личностью, имеющий весьма отличающиеся от него самого активы, то вероятно, один из них будет чувствовать себя зависимым в этих отношениях.
Теория символического взаимодействия (Г. Блумер, Дж. Г. Мид)
Данная теория помогает понять, как индивиды обучаются своим специфическим моделям поведения и мышления. Именно культура в большой степени определяет то, как мы интерпретируем различные жизненные ситуации, поскольку в процессе социализации мы обучаемся соответствующему поведению. Наши ролевые взаимоотношения развиваются через взаимодействие с другими людьми.
В теории символического взаимодействия два основных концепта взаимосвязаны между собой – это социальное конструирование реальности и определение ситуации. То, что мы определяем как привычное, формируется тем, что другие вокруг нас определяют как обычное и нормальное. Наши представления о семье социально сконструированы нашим опытом и значимыми другими. Например, дети, которые вырастают в семьях, где принято кричать друг на друга и на детей, вырастая, будут считать, что такие отношения являются нормальными отношениями в семье.
При создании новой семьи перемешиваются представления обоих супругов о разделении труда, семейных праздниках, воспитании детей, сексуальных, психологических и экономических отношениях супругов. Молодожены социально конструируют новые отношения, перерабатывая представления о семейной жизни, полученные в семьях родителей и свои собственные желаемые установки в отношении семьи в некую новую модель. Далее эти представления транслируются окружающим как уже обычные, нормальные отношения.
Центральное положение теории символического интеракционизма – личность является активным агентом, формирующим социальную структуру через взаимодействие (interaction) с окружающими.
Однако с другой стороны, наша идентичность формируется институциональными установками на мезо-уровне. Семейная жизнь в разной степени для разных культур определяется религиозными верованиями, системой законов, организациями, рядом государственных структур. Они в разной степени определяют содержание ролей «жены» и «мужа».
Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс)
Данная теория является достаточно обобщенной и часто используемой социологами моделью, показывающей, что многие общества имеют семьи потому, что они выполняют ряд очень важных для общества функций, способствующих его выживанию. Выделяют следующие функции семьи, удовлетворяющие разнообразные потребности как общества, так и личности:
№ |
Функции семьи |
Потребности общества |
Потребности личности |
1. |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в продолжении рода |
2. |
Социализации и воспитания детей |
Поддержание культурной преемственности общества |
Удовлетворение потребности в родительстве, самореализация в детях |
3. |
Хозяйственно-бытовая сфера |
Поддержание физического здоровья общества, физический уход за детьми, престарелыми и инвалидами |
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других (стирка, покупка продуктов и приготовление пищи, содержание помещения в чистоте, глажение, мытье посуды и т.д.) |
4. |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества |
Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности) |
5. |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. |
Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение, компаньонство. |
6. |
Сексуальная |
Сексуальный контроль. Во многих обществах существует, например, табу на инцест, снижающий биологическую жизнеспособность индивидов. |
Удовлетворение сексуальных потребностей. |
7. |
Эмоциональная поддержка и защита |
Эмоциональная стабилизация индивидов, домашняя психотерапия |
Получение эмоционально-психологической поддержки в семье. |
8. |
Социально-статусная |
Семья, в которой человек рожден, в большой степени определяет социальный статус личности, стиль жизни, жизненные шансы. Она в большой степени влияет на образовательные возможности, доступ к здравоохранению, религиозным и политическим объединениям. |
Семья, повышая статус индивида в обществе, удовлетворяет потребности в уважении, признании. |
9. |
Духовного общения |
Развитие потенциала членов общества |
Духовное взаимообогащение |
10. |
Первичный социальный контроль |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности |
Моральная ориентация поведения индивида в обществе |