Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:07, реферат
Одной из действенных путей совершенствования процесса конституционного регулирования и обеспечение его единства, по мнению многих авторов [3, с. 12, 5, с.27, 7,с.18, 9,с.24, 10,с.23], является проведение в государстве эффективной правовой политики отвечающей конституционным требованиям. Так, по мнению И.М. Степанова необходимость проведение политики заключается в том что «Конституция РФ представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, сбалансированы во внутренне согласованное единство» [14, с. 38]. Похожую точку зрения можно найти и у В.О. Лучина. Он отмечает что «политическая направленность Конституции РФ - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому Конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами» [11, с. 34].
– публичное вынесение оценки решений и действий лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы, с точки зрения этики государственной службы с целью выявления и пресечения коррупционных проявлений;
– контроль за динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные должности в системе федеральной государственной службы;
– организация мониторинга и проведение мониторинга коррупции в Российской Федерации;
– привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности;
– разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей;
2) взаимодействие со структурами гражданского общества:
– привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности, открытости и честности в государственном управлении;
– создание общественного наблюдательного совета при антикоррупционном органе;
– поддержка общественных объединений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией; помощь в организации антикоррупционного фронта;
– поддержка практики общественного мониторинга, осуществляемого авторитетными антикоррупционными общественными организациями, за выполнением политиками пред-выборных обещаний в сфере борьбы с коррупцией;
– включение неправительственных организаций в процесс создания региональных, местных, ведомственных "островов неподкупности", а также в процесс контроля за динамикой коррупции;
– привлечение предпринимательских структур (через ассоциации малого и среднего бизнеса, отраслевые союзы предпринимателей и проч.) к участию в отдельных антикоррупционных программах и в антикоррупционной государственной политике;
– оказание поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования;
3)
антикоррупционное просвещение
и формирование
–
разработка и осуществление антикоррупционных
образовательно-
– формирование понимания коррупции как опасного социального явления, привычность которого не снижает степень его опасности. В этой связи необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих;
– разъяснение значения норм корпоративной этики (государственных служащих, бизнеса, СМИ, общественных организаций) как основы для обеспечения прозрачности профессиональной или общественной деятельности;
– разработка и популяризация стандартов деловой практики, пропаганда примеров успешных антикоррупционных программ других стран и регионов;
– распространение кодексов делового поведения и создание ассоциаций по продвижению этики предпринимательства;
– обучение предпринимателей принципам взаимоотношений с представителями власти;
– выпуск справочников административных процедур для населения, задача которых – в доступной форме изложить правила осуществления различных административных процедур, применяемых в данном регионе или населенном пункте;
– широкое использование сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации, для вовлечения граждан в процесс обсуждения проектов решений, в осуществление контроля за их реализацией.
Несмотря на то, что данная концепция антикоррупционного органа не предусматривает наделение его правоохранительными (полицейскими) функциями, это не значит, что речь идет о создании заведомо слабой, "маскарадной" структуры. В чем же залог эффективности антикоррупционного органа, его реального влияния?
Во-первых,
в публичности самой его
Антикоррупционный орган будет также выдавать предписания о ликвидации обнаруженных условий, способствующих коррупции; делать представления о наложении на соответствующих должностных лиц дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения от должности; передавать материалы своих проверок правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела.
Во-вторых,
залог влиятельности состоит
в определенной подконтрольности данному
органу самих правоохранительных и
судебных органов в смысле возможных
коррупционных проявлений в них.
В этих целях антикоррупционный
орган должен быть наделен правом
истребовать уголовные, гражданские
дела, дела об административных правонарушениях,
материалы оперативно-
В-третьих, должна быть законодательно предусмотрена императивность для государственных органов учитывать результаты антикоррупционной экспертизыпроектов правовых актов или актов, вступивших в законную силу.
В-четвертых, антикоррупционный орган должен обладать правом наблюдать за проведением торгов, конкурсов, аукционов по государственным заказам, государственным закупкам и продаже государственного имущества.
В-пятых, антикоррупционный орган должен стать центром, куда поступают и где анализируются специальные декларации государственных служащих и высших должностных лиц, свидетельствующие о динамике их имущественного положения, а также о соответствии реальных расходов и доходов.
Таким
образом, антикоррупционный орган
смог бы взять под свой контроль
наиболее важные точки в деятельности
государственного аппарата, где возможны
коррупционные проявления, и при
этом постоянно информировать
Но на чем основан расчет, что новый государственный орган не примет "существующие правила игры", т.е. сам не станет еще одной бюрократической и коррупционной структурой, как и многие другие "торгующей" своими властными полномочиями? Гарантии от его коррумпированности следующие:
– принцип формирования данного органа разными ветвями власти, причем без права отзыва члена, назначенного соответствующими государственными органами;
– относительно небольшой срок полномочий (3 года) плюс частая ротация, причем многоступенчатая, т.е. обновление органа частями;
– невозможность вновь занять должность члена антикоррупционного органа без трехлетнего перерыва;
– существенные материальные и социальные гарантии для членов антикоррупционного органа и сотрудников его аппарата.
Наконец, (и это, пожалуй, одно из главных отличительных свойств антикоррупционного органа) – не формальное, а реальное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о "дежурных" декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности антикоррупционному органу осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии подконтрольности самого антикоррупционного органа.
Разумеется,
все это не может полностью
исключить возможность