Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:07, реферат
Одной из действенных путей совершенствования процесса конституционного регулирования и обеспечение его единства, по мнению многих авторов [3, с. 12, 5, с.27, 7,с.18, 9,с.24, 10,с.23], является проведение в государстве эффективной правовой политики отвечающей конституционным требованиям. Так, по мнению И.М. Степанова необходимость проведение политики заключается в том что «Конституция РФ представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, сбалансированы во внутренне согласованное единство» [14, с. 38]. Похожую точку зрения можно найти и у В.О. Лучина. Он отмечает что «политическая направленность Конституции РФ - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому Конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами» [11, с. 34].
Одной
из действенных путей
Необходимо
отметить, что главное в проведении
правовой политики должны стать мероприятия
направленные на совершенствовании
отношений между государством и
человеком, соблюдении и защиты интересов
личности и общества. «В конституционном
правосознании россиян –
Можно согласиться с и утверждением И.Н. Клюковской о том что «сегодня в российском обществе очевидна дистанцированность госаппарата от человеческих проблем, основанная на бюрократизме, коррупции с одной стороны и неверие в Конституцию РФ, действующее право, возможности и желания государства защитить интересы гражданина - с другой…»[8, с. 59].
К
сожалению как показывает практика
чрезмерная идеологизация в недавнем
прошлом политических и правовых
отношений серьезно повлияла на нравственные
устои, отношение общества к человеку
к праву, развитие российской правовой
культуры в целом. Этому способствовали
такие объективные и
Определяющей мерой в обеспечении единства конституционного регулирования отношений является утверждение и признание в обществе конституционных прав и свобод человека, всемерное и широкое их конституционное и в последующем законодательное провозглашение, закрепление и полное реальное обеспечение. «Сегодня - отмечает В.Д. Зорькин - когда перед лицом глобальных угроз и вызовов многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке, от того, насколько своевременно и эффективно государственная власть находит и использует правовые способы воздействия на стремительно меняющиеся политические и экономические условия, зависит в итоге защищенность граждан, преодоление правового нигилизма и как следствие дальнейшее развитие и процветание государства» [6].
Практика реализации конституционных норм в этом направлении показывает что, несмотря на то, что Конституция РФ - это творение человеческих «рук», результат мыслительной деятельности конкретных людей от идей закрепленный в ней до их воплощения в реальную действительность дистанция огромных размеров.
Как
отмечает О.Ю. Рыбаковым «в современной
России в области права наблюдаются
следующие тенденции: механизмы
реализации прав личности действуют
неэффективно; слабеют гарантии прав;
нарушено равновесие между правами
и обязанностями; занижена ответственность
субъектов правоотношений на фоне широкой
декларации прав; взаимная ответственность
личности и государства не сбалансирована.
Тенденции права определяют реальную
почву осуществляемой и возможной
правовой политики в сфере защиты
прав и свобод личности в современном
российском социуме» [13, с. 3]. По мнению
Б. Шахаман « современные
Действительно
сегодня даже самые содержательно
обоснованные подкрепленные принудительной
силой государства правила
Проводимая в государстве правовая политика по нашему мнению должна:
1.
Ориентировать деятельность
2.
Обеспечить эффективное
3.
Повысить эффективность
4.
Ограничить граждан от
Основные направления антикоррупционной политики
Коррекция законодательства.
Смысл коррекции законодательства применительно к антикоррупционной политике состоит в том, чтобы свести к минимуму легальные условия, способствующие коррупционным проявлениям или облегчающие их. Рассмотрим основные недостатки законодательства, составляющие коррупциогенный фактор.
Для исполнения нормы права ее адресат вынужден затратить слишком много ресурсов,что вызывает у него желание "откупиться" от исполнения данной нормы. В эту категорию входят нормы материального права, которые требуют от субъекта слишком многих затрат (материальных, временных, физических и т.п.), а также нормы процессуального права, которые допускают наложение дополнительных потерь в процессе привлечения к ответственности. В качестве коррупциогенного фактора можно назвать и "пересечение" контрольных полномочий правоприменительных органов.
1. Для исполнения нормы права ее адресат вынужден затратить слишком много ресурсов, что вызывает у него желание "откупиться" от исполнения данной нормы. В эту категорию входят нормы материального права, которые требуют от субъекта слишком многих затрат (материальных, временных, физических и т.п.), а также нормы процессуального права, которые допускают наложение дополнительных потерь в процессе привлечения к ответственности. В качестве коррупциогенного фактора можно назвать и "пересечение" контрольных полномочий правоприменительных органов.
2.
Нормы права дают должностному
лицу слишком большую
Поэтому
задача антикоррупционной политики
в данном сегменте гораздо сложнее,
чем если бы шла речь о полной
ликвидации свободного усмотрения. Задача
состоит, во-первых, в минимизации
таких возможностей, а во-вторых,
в компенсировании их жесткими процессуальными
нормами и эффективностью института
обжалования – как
3.
Нормы права, регулирующие
Властные
полномочия составляют ядро компетенции,
за пределы которой чиновники
не вправе выходить. Поэтому отсутствие
в законодательстве каких-то регулятивных
или запретительных норм в отношении
чиновника в правовом государстве
не порождает для последнего дилемму
– действовать или не действовать
по своему усмотрению (разумеется, за исключением
случаев крайней необходимости)
4.
Законы нередко наделяют
Если суммировать сказанное, коррекция законодательства предполагает такое совершенствование процесса законотворчества, а возможно, и коренную его перестройку, чтобы продукт этого процесса (закон) был максимально готов и пригоден для легального использования. В этих целях необходимо добиться, чтобы "на выходе" были соблюдены следующие условия.
1.
Реализация субъективных прав, исполнение
обязанностей гражданами, соблюдение
ими запретов должны быть
2.
Решения и действия чиновников
при взаимоотношениях с
Это означает, во-первых, ликвидацию или сведение к минимуму возможностей для усмотрения должностного лица. Во-вторых, стандартизация решений и действий чиновников при взаимоотношениях с гражданами означает процедурное упорядочивание таких отношений.
В-третьих, эта стандартизация предполагает довольно простой, ясный и доступный механизм судебного обжалования решений и действий должностных лиц.