Социология права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Одной из действенных путей совершенствования процесса конституционного регулирования и обеспечение его единства, по мнению многих авторов [3, с. 12, 5, с.27, 7,с.18, 9,с.24, 10,с.23], является проведение в государстве эффективной правовой политики отвечающей конституционным требованиям. Так, по мнению И.М. Степанова необходимость проведение политики заключается в том что «Конституция РФ представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, сбалансированы во внутренне согласованное единство» [14, с. 38]. Похожую точку зрения можно найти и у В.О. Лучина. Он отмечает что «политическая направленность Конституции РФ - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому Конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами» [11, с. 34].

Работа содержит 1 файл

соиология права.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

–     введение окружного принципа для расположения судебных органов. Это отнюдь не техническое нововведение, поскольку совпадение зоны судебной юрисдикции с административными границами (субъектов Федерации, районов, городов) неизбежно приводит к повышению возможностей незаконного влияния местных властей на суд и судей;

–     изменение порядка формирования судейского корпуса и применения дисциплинарных взысканий к судьям при сохранении гарантий независимости суда (здесь мы не раскрываем, как именно должны измениться принципы и порядок формирования судейского корпуса, а равно порядок его очищения или самоочищения. Ясно лишь, что сегодня эти принципы и порядок далеко не всегда гарантируют от попадания в число судей людей с сомнительной репутацией и, главное, от быстрого лишения их судейского статуса. В то же время подчеркнем, что проблема эта крайне деликатная, поскольку желание гарантировать честность судейского корпуса часто приводит к созданию модели, ставящей судей в зависимость от иных ветвей власти);

–     приоритетное финансирование судебной власти для обеспечения доступности судебной защиты всем гражданам и снижения уровня коррупции в судейском корпусе;

–     обеспечение информационной открытости судебных решений, в том числе через Интернет.

Совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб).

Несмотря  на то, что акцент в антикоррупционной  политике делается на устранение или  минимизацию условий, способствующих коррупции либо облегчающих коррупционную  деятельность, это не снимает актуальности постоянного совершенствования  методов выявления и пресечения преступлений, относящихся к коррупционным, а также деятельности по сбору и анализу доказательств преступлений в сфере коррупции с целью наказания виновных в суде (оперативно-розыскная деятельность, дознание, следствие, поддержание государственного обвинения в суде).

Данное  направление целесообразно разбить  на два больших блока.

Блок  первый – создание условий для минимизации (в идеале – ликвидации) коррупции в самих правоохранительных органах и спецслужбах. В некоторых странах (в том числе России), где есть основания считать многие полицейские структуры и спецслужбы пораженными коррупцией, речь должна идти фактически о проведении комплексной полицейской реформы.

В этом блоке можно выделить следующие  меры:

–      проведение инвентаризации и ревизии системы правоохранительных органов и спецслужб для ликвидации необоснованного дублирования функций и полномочий;

–      усиление специализации правоохранительных органов, что ведет к повышению профессионализма их работников;

–      существенное повышение заработной платы работников правоохранительных органов при одновременной оптимизации их численности и усилении их ответственности, в том числе, путем установления в качестве квалифицирующего признака совершение корыстного преступления сотрудником правоохранительного органа (спецслужбы).

Блок  второй – совершенствование полицейской деятельности и деятельности спецслужб по противодействию коррупции. К этому блоку можно отнести следующие меры:

• повышение уровня технического обеспечения  правоохранительных органов и спецслужб, внедрение в их работу современных  информационных технологий;

• более глубокое интегрирование национальных правоохранительных органов и спецслужб  в международные антикриминальные организации, в частности:

–      унификация представлений о доказательственной базе в сфере коррупции (это необходимо, например, для аргументации при ходатайствах о выдаче подозреваемых и обвиняемых лиц);

–      налаживание международного информационного обмена (в частности, о фирмах, практикующих подкуп и незаконное лоббирование);

–      заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений о совместных оперативных мероприятиях;

–      заключение международных соглашений о взаимной правовой помощи, связанной с выдачей уголовно преследуемых лиц, опросом свидетелей, доступом к банковским счетам и наложением на них ареста;

• организация стажировок российских специалистов в странах, где были успешно реализо-ваны программы  борьбы с коррупцией;

• подготовка и выпуск современной  учебной литературы по борьбе с коррупцией для юридических вузов и факультетов.

Решение проблемы конфликта интересов.

Эта проблема приобрела в последнее  время значительную актуальность и, как следствие, популярность. О конфликте  интересов говорят эксперты в  области государственного управления, она поднимается политиками и  журналистами. Так же, как в свое время проблема коррупции, концепция  конфликта интересов получает заслуженную  известность.

В чем же сущность этой проблемы? Чтобы  разобраться в концепции конфликта  интересов, сначала предпримем небольшой  экскурс в теорию, а потом обратимся  к нескольким практическим примерам, иллюстрирующим проблему с разных сторон.

Традиционно, когда мы говорим о противоречиях  между интересами, подразумеваются  противоречия либо межличностного характера, либо такие противоречия, которые  возникают между интересами индивида и группы индивидов. Однако конфликт интересов как устоявшийся научный  термин означает более конкретный случай.Конфликт – открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Концепция конфликта интересов была разработана  для описания и анализа ситуаций, складывающихся в весьма специфических  условиях. Речь идет об одном из элементов  или характеристик принципал-агентской  модели. Напомним: в рамках классической модели "принципал – агент" существует, как минимум, два субъекта отношений. Во-первых, это принципал, который может быть как индивидуальным, так и коллективным субъектом  взаимоотношений. Он является непосредственным или же опосредованным собственником  ресурсов, которые используются для  достижения его целей. Во-вторых, это  агент, которому принципал передает право управления ресурсами для  реализации поставленных им, принципалом, задач в обмен на вознаграждение.

В простейшем случае, когда принципал  обладает собственными ресурсами, модель принимает упрощенный вид и выглядит как отношения между нанимателем  и наемным работником. Работник может  быть более или менее прилежным, трудолюбивым и честным. Хозяин, в  свою очередь, может быть более или  менее строгим, справедливым и щедрым.

В более сложных случаях – таких, как государственное управление – принципалом является часть  или все общество, располагающее  определенными ресурсами. Для артикуляции  и агрегации мнений по поводу того, как и на что следует использовать эти ресурсы, могут использоваться самые разнообразные процедуры, но основной принцип все равно остается: коллективный принципал передоверяет управление ресурсами для реализации своих интересов агенту.

Как раз на этом этапе во взаимоотношениях принципала и агента могут возникнуть трудности. Проблема заключается в  том, что агент всегда был и  останется всего лишь человеком. А любому человеку свойственно иметь  собственные потребности и интересы. Эти интересы очень редко полностью  совпадают с интересами принципала. Чаще они совпадают лишь частично или не совпадают вообще. Вот тут  и возникает конфликт интересов. Можно сказать, что интересы разных индивидов (принципала и агента), сходясь  в агенте, порождают внутренний конфликт интересов.

Таким образом, на прикладном уровне концепция  конфликта интересов описывает  рассогласование интересов принципала и агента, а практическая ценность этой концепции заключается в  анализе различных случаев конфликта  и поисках потенциальных путей  преодоления или нивелирования  этого конфликта.

Теперь  рассмотрим несколько наиболее стандартных  ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Первый, очень характерный  и наиболее простой случай – это  совмещение агентом (чиновником) государственной  службы и коммерческой деятельности. Такая коммерческая деятельность может вестись в различных формах. В большинстве стран государственным служащим запрещено совмещать работу с коммерческой деятельностью, поэтому достаточно редко чиновник оказывается непосредственным собственником коммерческой организации. Чаще бывает, что родственники чиновника оказываются вовлеченными в бизнес непосредственно или через владение акциями или долями в капитале коммерческой организации.

В данной ситуации чиновник, обладая  конфиденциальной ("инсайдерской") информацией и дополнительными  рычагами воздействия (знакомства, связи, взаимные услуги), может конвертировать их в неконкурентное преимущество. Кроме того, устанавливаемые с  другими коммерческими организациями  отношения могут служить ширмой для нелегального воздействия на решения, принимаемые госорганом, в  котором работает чиновник. Проще  говоря, коммерческая деятельность чиновника – это чрезвычайно коррупциогенная среда, способствующая искажению первоначальных целей и задач работы отдельных чиновников и целых государственных органов. С точки зрения конфликта интересов, в данном случае чиновники (агенты) предают интересы общества, народа (коллективного принципала) в угоду собственным корыстным интересам.

Эту потенциальную проблему сформулировать достаточно легко. Если чиновник получает материальные стимулы только от принципала, то конфликт интересов будет минимален. Дело в том, что в такой ситуации чиновник будет максимально заинтересован  в преуспевании своего работодателя – государства, от которого он и  получает все свои средства к существованию. Единственным источником проблем здесь  может быть идеологический конфликт, который остается за рамками нашего анализа.

В том же случае, когда источников материального стимулирования чиновника  несколько – государство, частный  бизнес, взятки и т.д., – возникает  проблема предпочтения, и выбор чиновника  в пользу того или иного источника  финансирования становится неочевидным. Именно по этой причине в большинстве  развитых стран законодательство о  государственной службе оказывается  довольно строгим. Именно из-за этой проблемы России столь необходима реформа  государственной гражданской службы.

Как отмечалось, уже существуют испытанные инструменты преодоления такого рода проблемы. Одним из законодательно оформленных требований к российскому  чиновнику является запрет на личное ведение коммерческой деятельности (правда, значительно сложнее избежать "семейственности" государственных  служащих. Однозначно эффективных инструментов в этой сфере, пожалуй, просто не существует. Тем не менее, попытки преодолеть эту проблему должны предприниматься).

Теперь  обратимся к анализу еще одной  классической ситуации, одновременно способствующей возникновению конфликта  интересов и являющейся его следствием. Предыдущий пример характеризовался распределением чиновником ренты от государственной  службы между различными людьми –  родственниками, друзьями и проч. Однако существует еще один способ избежать контроля со стороны государства  и общества за нецелевым использованием ресурсов: распределение ренты во времени.

Идея  заключается в том, что чиновник, предоставляя неофициальные услуги, получает гарантии безбедного существования  в будущем. Своеобразная "взятка в рассрочку". Существует несколько  механизмов реализации таких нелегальных  взаимоотношений между чиновником и бизнесом.

Первая  модель может быть названа "эффектом шлепанцев" – чиновник оказывает услуги бизнесу на условиях дальнейшего трудоустройства на исключительных основаниях. На практике это очень часто встречается: после отставки или увольнения чиновник оказывается моментально трудоустроенным на хорошую должность в коммерческой компании, работающей в сфере, которой этот чиновник недавно управлял. Вторая модель является логическим продолжением первой и называется "эффектом вращающихся дверей". Чиновник мигрирует из бизнеса на государственную службу, обратно в бизнес, потом вновь на государственную работу и т.д.

Такую ротацию отследить достаточно просто. Но привлечь чиновника к ответственности  на таком основании практически  невозможно. Тем не менее, предпринимаются  попытки урегулировать и эту  проблему. Так, в проекте реформы  российской государственной службы предусматривается запрет на занятие  управляющих постов в коммерческих организациях, работающих в той же сфере, что и чиновник. Предполагается, что такой запрет будет действовать  несколько лет после отставки или увольнения.

Информация о работе Социология права