Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:07, реферат
Одной из действенных путей совершенствования процесса конституционного регулирования и обеспечение его единства, по мнению многих авторов [3, с. 12, 5, с.27, 7,с.18, 9,с.24, 10,с.23], является проведение в государстве эффективной правовой политики отвечающей конституционным требованиям. Так, по мнению И.М. Степанова необходимость проведение политики заключается в том что «Конституция РФ представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, сбалансированы во внутренне согласованное единство» [14, с. 38]. Похожую точку зрения можно найти и у В.О. Лучина. Он отмечает что «политическая направленность Конституции РФ - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому Конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами» [11, с. 34].
– введение окружного принципа для расположения судебных органов. Это отнюдь не техническое нововведение, поскольку совпадение зоны судебной юрисдикции с административными границами (субъектов Федерации, районов, городов) неизбежно приводит к повышению возможностей незаконного влияния местных властей на суд и судей;
– изменение порядка формирования судейского корпуса и применения дисциплинарных взысканий к судьям при сохранении гарантий независимости суда (здесь мы не раскрываем, как именно должны измениться принципы и порядок формирования судейского корпуса, а равно порядок его очищения или самоочищения. Ясно лишь, что сегодня эти принципы и порядок далеко не всегда гарантируют от попадания в число судей людей с сомнительной репутацией и, главное, от быстрого лишения их судейского статуса. В то же время подчеркнем, что проблема эта крайне деликатная, поскольку желание гарантировать честность судейского корпуса часто приводит к созданию модели, ставящей судей в зависимость от иных ветвей власти);
– приоритетное финансирование судебной власти для обеспечения доступности судебной защиты всем гражданам и снижения уровня коррупции в судейском корпусе;
– обеспечение информационной открытости судебных решений, в том числе через Интернет.
Совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб).
Несмотря на то, что акцент в антикоррупционной политике делается на устранение или минимизацию условий, способствующих коррупции либо облегчающих коррупционную деятельность, это не снимает актуальности постоянного совершенствования методов выявления и пресечения преступлений, относящихся к коррупционным, а также деятельности по сбору и анализу доказательств преступлений в сфере коррупции с целью наказания виновных в суде (оперативно-розыскная деятельность, дознание, следствие, поддержание государственного обвинения в суде).
Данное
направление целесообразно
Блок первый – создание условий для минимизации (в идеале – ликвидации) коррупции в самих правоохранительных органах и спецслужбах. В некоторых странах (в том числе России), где есть основания считать многие полицейские структуры и спецслужбы пораженными коррупцией, речь должна идти фактически о проведении комплексной полицейской реформы.
В этом блоке можно выделить следующие меры:
– проведение инвентаризации и ревизии системы правоохранительных органов и спецслужб для ликвидации необоснованного дублирования функций и полномочий;
– усиление специализации правоохранительных органов, что ведет к повышению профессионализма их работников;
– существенное повышение заработной платы работников правоохранительных органов при одновременной оптимизации их численности и усилении их ответственности, в том числе, путем установления в качестве квалифицирующего признака совершение корыстного преступления сотрудником правоохранительного органа (спецслужбы).
Блок второй – совершенствование полицейской деятельности и деятельности спецслужб по противодействию коррупции. К этому блоку можно отнести следующие меры:
• повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов и спецслужб, внедрение в их работу современных информационных технологий;
•
более глубокое интегрирование национальных
правоохранительных органов и спецслужб
в международные
– унификация представлений о доказательственной базе в сфере коррупции (это необходимо, например, для аргументации при ходатайствах о выдаче подозреваемых и обвиняемых лиц);
– налаживание международного информационного обмена (в частности, о фирмах, практикующих подкуп и незаконное лоббирование);
– заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений о совместных оперативных мероприятиях;
– заключение международных соглашений о взаимной правовой помощи, связанной с выдачей уголовно преследуемых лиц, опросом свидетелей, доступом к банковским счетам и наложением на них ареста;
• организация стажировок российских специалистов в странах, где были успешно реализо-ваны программы борьбы с коррупцией;
•
подготовка и выпуск современной
учебной литературы по борьбе с коррупцией
для юридических вузов и
Решение проблемы конфликта интересов.
Эта проблема приобрела в последнее время значительную актуальность и, как следствие, популярность. О конфликте интересов говорят эксперты в области государственного управления, она поднимается политиками и журналистами. Так же, как в свое время проблема коррупции, концепция конфликта интересов получает заслуженную известность.
В
чем же сущность этой проблемы? Чтобы
разобраться в концепции
Традиционно,
когда мы говорим о противоречиях
между интересами, подразумеваются
противоречия либо межличностного характера,
либо такие противоречия, которые
возникают между интересами индивида
и группы индивидов. Однако конфликт
интересов как устоявшийся
Концепция
конфликта интересов была разработана
для описания и анализа ситуаций,
складывающихся в весьма специфических
условиях. Речь идет об одном из элементов
или характеристик принципал-
В
простейшем случае, когда принципал
обладает собственными ресурсами, модель
принимает упрощенный вид и выглядит
как отношения между
В более сложных случаях – таких, как государственное управление – принципалом является часть или все общество, располагающее определенными ресурсами. Для артикуляции и агрегации мнений по поводу того, как и на что следует использовать эти ресурсы, могут использоваться самые разнообразные процедуры, но основной принцип все равно остается: коллективный принципал передоверяет управление ресурсами для реализации своих интересов агенту.
Как
раз на этом этапе во взаимоотношениях
принципала и агента могут возникнуть
трудности. Проблема заключается в
том, что агент всегда был и
останется всего лишь человеком.
А любому человеку свойственно иметь
собственные потребности и
Таким
образом, на прикладном уровне концепция
конфликта интересов описывает
рассогласование интересов
Теперь рассмотрим несколько наиболее стандартных ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Первый, очень характерный и наиболее простой случай – это совмещение агентом (чиновником) государственной службы и коммерческой деятельности. Такая коммерческая деятельность может вестись в различных формах. В большинстве стран государственным служащим запрещено совмещать работу с коммерческой деятельностью, поэтому достаточно редко чиновник оказывается непосредственным собственником коммерческой организации. Чаще бывает, что родственники чиновника оказываются вовлеченными в бизнес непосредственно или через владение акциями или долями в капитале коммерческой организации.
В
данной ситуации чиновник, обладая
конфиденциальной ("инсайдерской")
информацией и дополнительными
рычагами воздействия (знакомства, связи,
взаимные услуги), может конвертировать
их в неконкурентное преимущество.
Кроме того, устанавливаемые с
другими коммерческими
Эту
потенциальную проблему сформулировать
достаточно легко. Если чиновник получает
материальные стимулы только от принципала,
то конфликт интересов будет минимален.
Дело в том, что в такой ситуации
чиновник будет максимально
В
том же случае, когда источников
материального стимулирования чиновника
несколько – государство, частный
бизнес, взятки и т.д., – возникает
проблема предпочтения, и выбор чиновника
в пользу того или иного источника
финансирования становится неочевидным.
Именно по этой причине в большинстве
развитых стран законодательство о
государственной службе оказывается
довольно строгим. Именно из-за этой проблемы
России столь необходима реформа
государственной гражданской
Как отмечалось, уже существуют испытанные инструменты преодоления такого рода проблемы. Одним из законодательно оформленных требований к российскому чиновнику является запрет на личное ведение коммерческой деятельности (правда, значительно сложнее избежать "семейственности" государственных служащих. Однозначно эффективных инструментов в этой сфере, пожалуй, просто не существует. Тем не менее, попытки преодолеть эту проблему должны предприниматься).
Теперь обратимся к анализу еще одной классической ситуации, одновременно способствующей возникновению конфликта интересов и являющейся его следствием. Предыдущий пример характеризовался распределением чиновником ренты от государственной службы между различными людьми – родственниками, друзьями и проч. Однако существует еще один способ избежать контроля со стороны государства и общества за нецелевым использованием ресурсов: распределение ренты во времени.
Идея
заключается в том, что чиновник,
предоставляя неофициальные услуги,
получает гарантии безбедного существования
в будущем. Своеобразная "взятка
в рассрочку". Существует несколько
механизмов реализации таких нелегальных
взаимоотношений между
Первая модель может быть названа "эффектом шлепанцев" – чиновник оказывает услуги бизнесу на условиях дальнейшего трудоустройства на исключительных основаниях. На практике это очень часто встречается: после отставки или увольнения чиновник оказывается моментально трудоустроенным на хорошую должность в коммерческой компании, работающей в сфере, которой этот чиновник недавно управлял. Вторая модель является логическим продолжением первой и называется "эффектом вращающихся дверей". Чиновник мигрирует из бизнеса на государственную службу, обратно в бизнес, потом вновь на государственную работу и т.д.
Такую ротацию отследить достаточно просто. Но привлечь чиновника к ответственности на таком основании практически невозможно. Тем не менее, предпринимаются попытки урегулировать и эту проблему. Так, в проекте реформы российской государственной службы предусматривается запрет на занятие управляющих постов в коммерческих организациях, работающих в той же сфере, что и чиновник. Предполагается, что такой запрет будет действовать несколько лет после отставки или увольнения.