Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:01, доклад

Описание работы

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

Содержание

1. Специфика рассмотрения личности в социологии, основные понятия
2. Типологии личности в работах Г. Зиммеля, Э. Фромма, Т. Адорно, Д. Рисмена, В.А. Ядова.
3. Ролевая теория личности
4. Структура личности в работах З. Фрейда, Э. Берна, Ч. Кули и Джорджа Герберта Мида.

Работа содержит 1 файл

социология личности.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Социология  личности

План:

  1. Специфика рассмотрения личности в социологии, основные понятия
  2. Типологии личности в работах Г. Зиммеля, Э. Фромма, Т. Адорно, Д. Рисмена, В.А. Ядова.
  3. Ролевая теория личности
  4. Структура личности в работах З. Фрейда, Э. Берна, Ч. Кули и Джорджа Герберта Мида.
 

Специфика рассмотрения личности в социологии,

  основные понятия

Говоря  о личности, чаще всего имеют в  виду просто отдельного конкретного  человека. Но ведь кроме понятия  личности в нашем распоряжении имеется  еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

Словом  «индивид» обозначается человек просто как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы); специфические особенности реальной жизни и. деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Многозначный термин «индивидуальность» напротив, обозначает то особенное, специфическое, что отличает этого человека от всех других, включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства. Понятие личности тоже многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты.

Личность  изучают разные науки, но в разных аспектах. Прежде всего, нужно разграничивать интраиндивидуальный и интериндивидуальный, межличностный, подходы. Их часто противопоставляют друг другу, но в действительности оба они необходимы, поскольку отвечают на разные вопросы. В первом случае исследуются черты, установки, свойства личности, во втором — закономерности процесса взаимодействия. Оба подхода предполагают друг друга: черты личности влияют на взаимодействие индивидов и, в свою очередь, сами формируются и видоизменяются в этом процессе. Но в зависимости от целей исследования преобладает один или другой подход. В общем, можно сказать, что психология и психиатрия чаще пользуются интраиндивидуальным подходом, социальная психология и социология — межличностным.

СЛ изучает типические свойства личности и различные виды социальной активности. Изучает как особенности социальных институтов, общностей соотносятся с личностью, а также типы личности, ценности. Как личность взаимодействует с конкретным обществом. Изучение социального контроля и девиантного поведения.

Понятие социализации (процесс становления личности) – это усвоение индивидом норм, ценностей, присущих данному обществу. Существует две трактовки процесса социализации: 1) развитие индивида в личность в процессе взаимодействия с социальной средой; 2) социализация как саморазвитие личности под влиянием социальной среды.

Нужно провести различие между понятиями  социализации и воспитания: социализация является понятием более широким. Воспитание – это целенаправленная деятельность по культивированию определенных черт характера, навыков, установок. Воспитание предполагает активность воспитателя и пассивность воспитуемого. Социализация же является двусторонним процессом, более стихийным, она осуществляется во взаимодействии с социальной средой. Социализация имеет две противоположные тенденции: 1) унификация – человек становится стандартным, похожим на других; 2) индивидуализация – человек стремится выработать свои индивидуальные способы общения, способы деятельности. 
 

Типология личности

Существует  два основных способа описать личность:

- перечислить  наиболее важные черты характера

- отнести  человека к определенному типу

В Психологии и Социологии типы личности конструируются с различными целями: в Психологии тип – способ изучения отдельной личности, в Социологии тип – важный исследовательский результат.

Одна  из первых социологических концепций, в которых используется категория  «тип личности» - учение о чистых формах обобществления Г. Зиммеля. Самые известные типы личности, выделенные Зиммелем: бедняк и чужак. Тип личности «бедняк» предполагает особый способ взаимодействия с обществом: поддержка общества подтверждает статус. Предполагается, что следует поддерживать бедных, помогать им. Таким образом, бедняк противопоставляется всему остальному обществу. Но при этом остается его членом, как писал сам Зиммель, «органически включается во взаимосвязь целого, к исторической действительности общества, которое живет в нем и через него, принадлежит — в качестве бедняка — такой же формально-социологический элемент, как и чиновник или налогоплательщик, преподаватель или посредник в каком-либо общении. ...Так бедняк поставлен, правда, в известной степени, вне группы, но это "вне" — лишь особый способ взаимодействия с ней, соединяющего бедняка с целым в этом самом широком смысле»

Зиммель уподобляет здесь бедняка чужаку. Но бедняк, так сказать, произведен самим обществом. Чужак же — это странник, который приходит извне. Он, следовательно, именно пространственно чужой, поскольку группа идентифицирует себя с определенным пространством, а пространство, «почву» — с собою. Чужак, говорит Зиммель, это не тот, кто приходит сегодня, чтобы уйти завтра. Он приходит сегодня, чтобы остаться назавтра Но, оставаясь, он продолжает быть чужаком. Группа и чужак разнородны, в целом же они образуют некое более широкое единство, в котором необходимо принимать во внимание обе стороны. В истории чужак выступал как торговец, а торговец — как чужак. Чужаку свойственна объективность, потому что он не запутан во внутригрупповых интересах. Но потому он также и свободен — а значит, подозрителен. И часто он не только не может разделить с группой ее симпатии и антипатии, и поэтому кажется тем, кто хочет разрушить существующий порядок, но и действительно становится на сторону «прогресса» против господствующих обычаев и традиций. Многие исследователи считают, что понятие «чужак» является центральным для всей концепции Зиммеля — ведь социолог и есть тот «чужак-интеллектуал», кто глядит на социальную жизнь объективно, как бы со стороны.

Эрик Фромм – Понятие социального характера

Социальный  характер – это совокупность черт характера, которые присутствуют у  большинства членов данной социальной группы и возникают в результате общих переживаний и общего образа жизни. Человек, приспосабливаясь к  социальным условиям, развивает те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать так, как ему приходится действовать. Таким образом, внешний контроль переходит во внутренний. (Типы личности описаны в книге Л. Хьелл и Д. Зиглера «Теории личности»)

Франкфуртская школа – Авторитарный тип личности

Теория  разработана в 50-е годы 20-го века в Германии. Франкфуртская школа, ориентированная на неомарксизм, попытались осмыслить нацистское движение в Германии. По их мнению, в предвоенной Германии был распространен авторитарный тип личности (косность, консерватизм, агрессивность, стремление решать вопросы силовыми методами, стереотипность мышления, конформизм).

Фромм связывал образование авторитарного типа личности с развалом традиционного аграрного общества и резкой урбанизацией. Он считал, что вновь обретенный авторитет лидера замещает авторитет отца, и таким образом происходит разрыв поколений («Бегство от свободы»).

Тему  авторитарной личности развил Теодор Адорно. Он добавляет анализ социализации в семьях среднего класса, в городских  семьях. Он обращает внимание на то, что для городских семей характерен разрыв поколений: функции воспитания делегируются на другие социальные институты, недостаток эмоционального общения с родителями и, прежде всего, с отцом.

Типология личности по теории Дэвида Рисмена

Консервативный  тип личности характерен для аграрных обществ, ориентирован на сложившиеся обычаи, характерен низкий уровень девиации и жесткий социальный контроль.

Изнутри ориентированная  личность характерна для ранних этапов индустриального общества, когда происходит ослаблений традиций.

Извне ориентированная  личность – общество массового потребления (обезличенность, высокое давление СМИ, рекламы).

Типы  личности в теории Владимира Александровича Ядова

Идеальный тип личности: это совокупность черт характера, которые большинство членов данного общества считают желательными, позитивными.

Нормативный тип личности: это тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного общества.

Реальный  или модальный  тип личности: реально господствующий тип личности.

Нужно отметить, что Ядов предлагает использовать эти понятия не для анализа  всего общества, а на только на уровне социальных групп.  
 

Ролевая концепция личности

Ролевая теория личности – это подход к  изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе.

Социальная  роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Социальный  статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Структура личности

Различные психологические направления и  социологические школы по-разному  рисуют структуру личности.

Теория  личности З. Фрейда

      Важнейшим открытием Зигмунда Фрейда является открытие бессознательного. В структуре  личности Фрейд выделял три подсистемы: Id, Ego и Super Ego. . Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рис. 3-1. На рисунке показано, что сфера ид полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид. 

      

      Рис. 3-1. Связь структурной модели с уровнями сознания.

      Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели — этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества.

      Ид  выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

      Хотя  количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование  двух основных групп: инстинктов жизни  и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал половые инстинкты. Энергия половых инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Информация о работе Социология личности