Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:34, курсовая работа
Практически в любой социологической концепции существует свой ответ на вопрос о взаимодействии личности и общества в целом, каковы особенности и закономерности поведения личности и чем они обуславливаются. Из этого следует, что каждая школа в социологии, развивая свою социологическую теорию, формирует свое понимание, либо пересекается с уже существующими моделями. Характерной чертой современной социологи является отсутствие однородности в том, что все же понимается под термином «личность». Понятие личности вводится для подчеркивания неприродной сущности индивида и человека, акцентируя внимание на социальном начале.
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Курсовая
работа
по социологии
на
тему: «Социология
личности»
Выполнила:
студентка 2 курса
вечернего отделения
сп-ть «Социология»
Санкт-Петербург, 2010
Введение
Практически
в любой социологической
Понятие
личности — одно из главных в
социологии, т.к. в рамках микроуровня
человеческого познания, человек
является главным субъектом. Отсюда целый
ряд понятий, используемых в социологии
для анализа. Это понятия: человек, индивид,
личность. Понятие человек выражает единство
биологического и социального, употребляется
для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Индивид
— это единичный представитель человеческого
рода, конкретный носитель всех социальных
и психологических черт человечества:
разума, воли, потребностей, интересов
и т.д. Что же собой представляет понятие
личности, я рассмотрю в своей работе более
глубоко, попытаюсь изучить особенности
ее формирования, типы личности, ее взаимодействие
с обществом в целом.
Понятие личности
Слово личность очень часто и многозначно встречается нам в различных смыслах в повседневной жизни, а также в социологии, психологии, философии и т.д. В бытовом понимании данное понятие чаще всего обозначает человеческого индивида как субъекта сознательной деятельности и разного рода отношений. В философском понимании, имеется тенденция отождествлять понятие «личность» с понятием «Я». Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема личности тесно связана с проблемой сознания и самосознания, то есть отношения человека к самому себе. Психология же рассматривает личность как совокупность всех психических процессов отдельного человека, что формирует его последовательное и устойчивое поведение. Теперь перейдем к наиболее интересующему нас пониманию личности - социологическому.
Личность – выражение социальной сущности содержания человека как субъекта общественных отношений и деятельности. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, которые характеризуют его классовую и национальную принадлежность, вид деятельности и профессию, ценностные ориентации и мировоззрение, идеалы, цели, интересы. В процессе жизнедеятельности, личность играет различные социальные роли и является не только следствием, но и причиной социально - этических действий, которые совершаются в данной социальной среде.
Социальные, политические, экономические, идеологические отношения исторически определенного типа общества изменяются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, характер и содержание его практической деятельности. Именно в ее процессе человека, во-первых, впитывает в себя социальные отношения окружающей его среды, а во-вторых, создает свое особое отношение и точку зрения к внешнему миру.
Какие же элементы являются составляющими социальных качеств человека? Они следующие:
Сумма повторяющихся
существенных социальных качеств личности,
которые входят в какую-либо социальную
общность, закрепляется в понятии «социальный
тип личности». Сведение индивидуального
(частного) к социальному (общественному),
дает возможность раскрыть в личности
типическое, существенное и закономерно
формулирующееся в конкретной исторической
системе социальных отношений, в рамках
определенной социальной группы, определенного
класса, социальной организации и социального
института, к которым личность принадлежит.
Когда речь идет о личностях, как о членах
определенных социальных классов и групп,
социальных институтов и организаций,
то имеется в ввиду ни что иное, как социальные
типы личности, а не свойства отдельных
лиц. У каждого человека формируются определенные
чувства, эмоции, цели и замыслы, которым
он придерживается. Именно эти социальные
качества и определяют содержание человека
и характер его поведения.
Типы личности
Социальный тип личности – продукт непростого взаимодействия социально-экономических и культурно-исторических условий жизнедеятельности людей. В социологическом подходе, существуют различные вариации понимания типологии личности. Например, М. Вебер за основу своей модели берет специфику социального действия, а ели говорить конкретнее, то степень его рациональности. А К. Маркс берет за основу классовую и формационную принадлежность.
Позиция Э.Фромма заключается в том, что он видит социальный тип личности, как господствующий тип характера, то есть как форму связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и тоже культуры, в отличии от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Фромм считает, что значение социального характера заключается в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тому, что требует общество и приобрести чувство защищенности и безопасности. При анализе человеческой истории, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный) эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Итак, перейдем к общепринятым в социологическом подходе типам личности:
Также, в социологии принято выделять еще несколько типов личности:
В обобщении, можно сказать, что социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
Теоретические концепции формирования личности
В ХХ в. в социологии появилось несколько теорий, которые по-разному объясняют сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.
1.Психоаналитическая теория З. Фрейда
Данная теория основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает в себя три уровня (как изображено на рисунке). Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождают невротический тип поведения. В ходе общественного развития верхний уровень , т.е. Super-Ego, постоянно увеличивается, вследствие чего вся человеческая история может быть представлена как история нарастающего психоза.
2.Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса
Рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод этой теории заключается в следующем: чем выше стимули более ценно вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.
3.Деятельностная теория Л. Выготского
Эта теория исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои стремления и цели, и чье поведение не поддается объяснению только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).
4.Ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса
Данная теория является наиболее популярной на сегодняшний день. Основные ее понятия :
1) социальный статус ;
2) социальная роль
– совокупность действий, которые
должен выполнять человек,
3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли;
4) ролевое исполнение
– фактическое исполнение
Основная идея теории заключается в следующем : каждый человек, занимающий определенный статус, должен исполнять роли, которые будут данному статусу (например, статус студента, роль которого предполагает посещение лекций, сдачу экзаменов и т.д.). Но на практике часто создается ситуация, когда человек по тем или иным причинам не может ,а может не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда в силу вступает социальный контроль , который будет побуждать человека действовать и вести себя в соответствии со своим статусом. Если этого не происходит, статус общественный статус человека изменяется: повышается или понижается. Если снова взять пример со студентом, то при первом исходе в его случае ситуация сложиться плачевно и его отчислят, либо студент ,повысив статус, будет вознагражден какой-либо премией.
Достаточно часто мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые могут противоречить, не соответствовать друг другу. В таком случае возникает такое социальное явление, как ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности выдвигают несколько вариантов его преодоления:
1) Рационализация ролей – скрытие реального существования конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон, желаемой, но недостижимой роли (например, роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером);
2) Разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из социальных ролей и отстранения ее из сознания индивида (в качестве примера, поведение одного и тот же человека в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец);
3) Регулирование ролей
– преднамеренная и осознанная личностью
процедура освобождения от личной ответственности
за последствия выполнения той или иной
роли (пример: выполнение приказа, следуя
должностным инструкциям и т.д.).
Социализация, как процесс формирования личности
Огромное
влияние на формирование и развитие
личности оказывает процесс
Формирование личности, как объекта социальных отношений понимается в социологии в контексте двух связанных между собой процессов: социализации и идентификации.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Он охватывает все процессы приобщения к культуре, образованию и воспитанию, с помощью которых, человек формирует для себя социальную природу и развивает способность участвовать в жизни общества.
В процессе социализации, играют роль все те, кто окружает индивида: семья, друзья, коллеги по работе, соседи, сверстники в школе или ВУЗе, средства массовой информации и т.д.
По Д. Смелзеру, для того, чтобы считать процесс становления личности успешной, необходимо активное действие трех факторов:
Процесс формирования личности, по мнению социолога, происходит по трем различным стадиям: