Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Практически в любой социологической концепции существует свой ответ на вопрос о взаимодействии личности и общества в целом, каковы особенности и закономерности поведения личности и чем они обуславливаются. Из этого следует, что каждая школа в социологии, развивая свою социологическую теорию, формирует свое понимание, либо пересекается с уже существующими моделями. Характерной чертой современной социологи является отсутствие однородности в том, что все же понимается под термином «личность». Понятие личности вводится для подчеркивания неприродной сущности индивида и человека, акцентируя внимание на социальном начале.

Работа содержит 1 файл

соц-ия личности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Курсовая  работа 

по социологии

на  тему: «Социология  личности» 
 

                  Выполнила:

                  студентка 2 курса 

                  вечернего отделения

                  сп-ть «Социология»

                  Завилейская Ксения Кирилловна
                  Проверила:
                  ________________________
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург, 2010

Введение

     Практически в любой социологической концепции  существует свой ответ на вопрос о  взаимодействии личности и общества в целом, каковы особенности и  закономерности поведения личности и чем они обуславливаются. Из этого следует, что каждая школа в социологии, развивая свою социологическую теорию,  формирует свое понимание, либо пересекается с уже существующими моделями. Характерной чертой современной социологи является отсутствие однородности в том, что  все же понимается под термином «личность».  Понятие личности вводится для подчеркивания неприродной сущности индивида и человека, акцентируя внимание на социальном начале.

     Понятие личности — одно из главных в  социологии, т.к. в рамках микроуровня  человеческого познания, человек  является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Это понятия: человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.  Что же собой представляет понятие личности, я рассмотрю в своей работе более глубоко, попытаюсь изучить особенности ее формирования, типы личности, ее взаимодействие с обществом в целом. 
 
 
 
 

Понятие личности

      Слово личность очень часто и многозначно  встречается нам в различных  смыслах в повседневной жизни, а также в социологии, психологии, философии и т.д.  В бытовом понимании данное понятие чаще всего обозначает человеческого индивида как субъекта сознательной деятельности и разного рода отношений. В философском понимании, имеется тенденция отождествлять понятие «личность» с понятием «Я».  Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема  личности тесно связана с проблемой сознания и самосознания, то есть отношения человека  к самому себе. Психология же рассматривает личность как совокупность всех психических процессов отдельного человека, что формирует его последовательное и устойчивое поведение.  Теперь перейдем к наиболее интересующему нас пониманию личности - социологическому.

      Личность  – выражение социальной сущности  содержания человека как субъекта общественных отношений и деятельности. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, которые характеризуют его классовую и национальную принадлежность, вид деятельности и профессию, ценностные ориентации и мировоззрение, идеалы, цели, интересы.  В процессе жизнедеятельности, личность играет различные социальные роли и является не только следствием, но и причиной социально - этических действий, которые совершаются в данной социальной среде.

      Социальные, политические, экономические, идеологические отношения исторически определенного типа общества изменяются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, характер и содержание его практической деятельности. Именно в ее процессе человека, во-первых, впитывает в себя социальные отношения окружающей его среды, а во-вторых, создает свое особое отношение и точку зрения к внешнему миру.

      Какие же элементы являются составляющими  социальных качеств человека? Они  следующие:

  • Социально-определенная цель его деятельности,
  • Социальные статусы, которые занимает человек,
  • Выполняемые социальные роли,
  • Определенные ожидания по отношению к этим статусам и ролям,
  • Ценности и нормы, которыми человек руководствуется в процессе соей деятельности (то есть культура),
  • Используемая система знаков,
  • Совокупность знаний,
  • Уровень образования и специальной подготовки,
  • Степень и уровень активности самостоятельности в принятии решений,
  • Социально-психологические особенности.

   Сумма повторяющихся  существенных социальных качеств личности, которые входят в какую-либо социальную  общность, закрепляется в понятии «социальный тип личности». Сведение индивидуального (частного) к социальному  (общественному), дает возможность раскрыть в личности типическое, существенное и закономерно формулирующееся в конкретной исторической системе социальных отношений, в рамках определенной социальной группы, определенного класса, социальной организации и социального института, к которым личность принадлежит. Когда речь идет о личностях, как о членах определенных социальных классов и групп, социальных институтов и организаций, то имеется в ввиду ни что иное, как социальные типы личности, а не свойства отдельных лиц. У каждого человека формируются определенные чувства, эмоции, цели и замыслы, которым он придерживается. Именно эти социальные качества и определяют содержание человека и характер его поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Типы  личности

      Социальный  тип личности – продукт непростого взаимодействия социально-экономических  и культурно-исторических условий  жизнедеятельности людей. В социологическом подходе, существуют различные вариации понимания типологии личности.  Например, М. Вебер за основу своей модели  берет специфику социального действия, а ели говорить конкретнее, то степень его рациональности. А К. Маркс берет за основу классовую и формационную принадлежность.

      Позиция Э.Фромма заключается в том, что  он  видит социальный тип личности, как господствующий тип характера, то есть как форму связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и тоже культуры, в отличии от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Фромм считает, что значение социального характера заключается в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тому, что требует общество и приобрести чувство защищенности и безопасности. При анализе человеческой истории, Э. Фромм выделяет несколько типов  социального характера: рецептивный (пассивный) эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Итак, перейдем к  общепринятым в социологическом подходе типам личности:

  1. Традиционалисты ориентированы в первую очередь на порядок, дисциплину, законопослушание, ценности долга; для них характерны креативность, стремление к реализации, но низкий уровень самостоятельности.
  2. Идеалисты, наоборот, достаточно сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, они пренебрегают авторитетами и независимостью, а установки на саморазвитие у данного типа развито очень сильно.
  3. Фрустированный тип личности обуславливается низкой самооценкой, угнетением, пессимистичным настроем, подавленным самочувствием и ощущением себя, выброшенным из течения жизни.
  4. Реалисты сочетают в себе здоровый скептицизм, стремление к реализации собственного потенциала с чувством долга и ответственности, самоконтроль и самодисциплину.
  5. Гедонистические материалы в первую очередь ориентированы на получение удовольствия сиюминутно, то есть их позиция – это прежде всего удовлетворение своих потребительских желаний, которую можно назвать «погоней за наслаждениями жизни».

      Также, в социологии принято выделять еще несколько типов личности:

    • Модальный - тип личности, который действительно преобладает в данном обществе.
    • Идеальный тип – он не привязан к конкретным социальным условиям.
    • Базисный тип личности – наилучшим образом соответствует потребностям современного этапа развития общества.

      В обобщении, можно сказать, что социальный тип  личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и  через них – на его реальное поведение.

Теоретические концепции формирования личности

В ХХ в. в социологии появилось несколько теорий, которые по-разному объясняют сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.

1.Психоаналитическая теория З. Фрейда

Данная теория основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает в себя три уровня (как изображено на рисунке). Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождают невротический тип поведения. В ходе общественного развития верхний уровень , т.е. Super-Ego, постоянно увеличивается, вследствие чего вся человеческая история может быть представлена как история нарастающего психоза.

2.Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса

 Рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод этой теории заключается в следующем: чем выше стимули более ценно вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.

3.Деятельностная теория Л. Выготского

Эта теория исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои стремления и цели, и чье поведение не поддается объяснению только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).

4.Ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса

Данная теория является наиболее популярной на сегодняшний день. Основные ее понятия :

1) социальный статус  ;

2) социальная роль  – совокупность действий, которые  должен выполнять человек, занимающий  данный статус в социальной  системе; 

3) ролевое ожидание  – мнение общества относительно содержания данной роли;

4) ролевое исполнение  – фактическое исполнение человеком  той или иной роли (отец исполняет  роль отца, директор – роль  директора и т.д.)

       Основная идея теории заключается в следующем : каждый человек, занимающий определенный статус, должен исполнять роли, которые будут данному статусу (например, статус студента, роль которого предполагает посещение лекций, сдачу экзаменов и т.д.). Но на практике часто создается ситуация, когда человек по тем или иным причинам не может ,а может не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда в силу вступает социальный контроль , который будет побуждать человека действовать и вести себя в соответствии со своим статусом. Если этого не происходит, статус общественный статус человека изменяется: повышается или понижается. Если снова взять пример со студентом, то при первом исходе в его случае ситуация сложиться плачевно и его отчислят, либо студент ,повысив статус, будет вознагражден какой-либо премией.

Достаточно часто  мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые могут противоречить, не соответствовать  друг другу. В таком случае возникает такое социальное явление, как ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности выдвигают несколько вариантов его преодоления:

1) Рационализация ролей – скрытие реального существования конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон, желаемой, но недостижимой роли (например, роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером);

2) Разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из социальных ролей и отстранения ее из сознания индивида (в качестве примера, поведение одного и тот же человека в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец);

3) Регулирование ролей – преднамеренная и осознанная личностью процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (пример: выполнение приказа, следуя должностным инструкциям и т.д.).  
 

Социализация, как процесс формирования личности

      Огромное  влияние на формирование и развитие личности оказывает процесс социализации.

      Формирование  личности, как объекта социальных отношений понимается в социологии в контексте двух связанных между собой процессов: социализации и идентификации. 

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Он охватывает  все процессы приобщения к культуре, образованию и воспитанию, с помощью которых, человек формирует для себя социальную природу и развивает способность участвовать в жизни общества.

      В процессе социализации, играют роль все  те, кто окружает индивида: семья, друзья, коллеги по работе, соседи, сверстники в школе или ВУЗе, средства массовой информации  и т.д.

     По  Д. Смелзеру, для того, чтобы считать  процесс становления личности успешной, необходимо активное действие трех факторов:

    • Ожидание,
    • Изменение поведения,
    • Стремление соответствовать этим ожиданиям.

    Процесс формирования личности, по мнению социолога, происходит по трем различным стадиям:

    1. Подражание и копирование детьми взрослого поведения,
    2. Игровая стадия, когда к детям приходит осознание своего поведения, как социальной роли,
    3. Стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что целая социальная группа от них ждет.

Информация о работе Социология личности