Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 4
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Работа содержит 1 файл

Социология КР март 2008.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВСТУПЛЕНИЕ 

     Социология  личности как специальная социологическая  теория появилась на грани XIX и XX веков. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо-и микроусловий на процесс его функционирования.

     Многогранность  процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули и Дж.Мида нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.1 Дж. Морено, Т.Парсонс и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которые человек выполняет в обществе 2.

     Значителен  вклад в социологию личности сторонников статусной теории.

     В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX – начале XX века, так и в советский  период.

     В дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова , Е.В. де Роберта, П.А.Сорокина . Особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842–1904), который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличии. В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, И.С.Кон, В.Н.Лавриненко, Г.Л.Смирнов, Е.Б.Шестопал, В.А.Ядов и др.  

1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ  ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 

     Личность  – одно из центральных понятий  социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального  знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

     На  социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические  теории.

     Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его  биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

     Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга.

     Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

     В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

     1) произведение (Природы, Бога или  Общества), продукт условий существования,  который может лишь познать  себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

     2) творец, беспредельно активный, либо  медитирующий, изменяющий свои собственные  условия, либо управляющий своим  воображением об условиях своей  жизни и о себе (человек, создающий  себя сам, самопроизводящийся);

     3) деятель, преобразующий сам себя  посредством инструментальной, предметной  активности, связывающей его развитие  с внешним объективным миром  (человек, производящий новые  предметы, совершенствующийся посредством  деятельности и передающий в предметах свой опыт).

     В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

     И философия, и психология оказывают  существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

     Итак, социологи, как правило, оперируют  понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

     В современной социологии личность, как  и субъект, означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

     Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

     В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все  более концентрированной субстанцией  его особой (общественной) природы.3

     Возникают и развиваются социологические  теории, исследующие понятие «современной личности».  Классическое исследование в этой области проведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития. Сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан) позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты.

     1. Открытость экспериментам, инновациям  и изменениям. Это может выражаться  в различных формах: в готовности  принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.

     2. Готовность к плюрализму мнений  и даже к одобрению этого  плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху.

     3. Ориентация на настоящее и  будущее, а не на прошлое,  экономия времени, пунктуальность.

     4. Уверенность современного человека  в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

     5. Планирование будущих действий  для достижения предполагаемых  целей как в общественной, так  и в личной жизни.

     6. Вера в регулируемость и предсказуемость  социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

     7. Чувство справедливости распределения,  т. е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу.

     8. Высокая ценность формального  образования и обучения.

     9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

     Американская  исследовательница К. Дьюбойс назвала  личность,  обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода"). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.4

     Каждый  человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач — лечит, педагог — учит, воспитывает, шофер — водит автомашину, предприниматель—распоряжается и организует производство. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды

     Поведение    политическое — разновидность    социальной   активности личности, действия которой носят мотивированный характер и  выражают реализацию ею своих политических статусов. Интерес — одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, будь-то личность, нация, класс, общество и т. п. Интерес органически связан с потребностями личности или социальных общностей. Но если потребности сосредотачиваются, прежде всего, на удовлетворение, на определенную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

     В   основе   ценностного   отношения   к окружающему   миру,   в   основе   системы ценностей     и     ценностных     ориентаций личности лежат потребности и интересы.

     Ценность  — особое общественное отношение, вследствие чего потребности и интересы человека или социальной общности, слоя, группы переносятся на лицо вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, Желаний, явления, процессы; факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать    определен.   Ценностные    ориентации — это    разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными   средствами   их   достижения   и   потому   приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка — это общие ориентации личности на определенные    объекты, предшествующие действию и выражающие предположенность действовать определенно.

     В социологии сформулировано ряд теорий   личности. И  характерно то,  что  все теории   признают   человеческую   личность   специфическим образованием, непосредственно выводимых из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека возможна лишь через государство. Естественно, сильное государство — благо для   граждан. А все, что содействует укреплению государства, но отвечает интересам общества и есть реальным гарантом свободы. Такой взгляд в соотношении личности и государства берет начало еще с Демокрита. Такую же философскую основу имеют и взгляды Никколо Макиавелли, считавшего укрепление государства и его власти воплощением разумного в человеческом.

     Теория  ролей — название, применяемое в ряде социологических концепции, использующих ключевой категорией в обществоведении — категории социальная роль. Так, понятие роль широко используется в социальной антропологии, в теории малых групп, в социальной психологии в теориях среднего уровня, в теории межличностных отношений, в социометрии, в теории социализации. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, а, следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

     Связь и взаимодействие между людьми устанавливается  потому, что люди в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей зависят  друг от друга. Социальные связи между  людьми образуются на основе выполнения ими социальных функций, представляющие своеобразные поручения на выполнение определенного рода занятий в общественных отношениях. Исполняемые функции характеризуют положение людей в социальной структуре общества.  Так, основная функция студента состоит в том, чтобы осваивать профессиональную и общегражданскую культуру. Кроме того, студент — молодой человек, а значит, может помогать тем, кто по возрасту или болезни утратил силы или способность трудиться. Важно и то, что о социальных функциях судят не потому, что человек намеревается делать, а по тому, какие последствия для других людей и для общества имеют действия. Если человек выполняет функции с «противоположным знаком» . то есть,  например,  врач  своими действиями только усугубляет  болезнь пациента, то речь идет уже о наличии дисфункции. Для реализации конкретных социальных функций на человека налагаются обществом или  государством определенные обязанности и предоставляются определенные права. Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус человека, социальный статус личности.

Информация о работе Социология личности