Автор: N**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:42, контрольная работа
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли,
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было
сформулировано более 250 определений культуры.
Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.
Структура культуры.
Социальные функции культуры.
могут выбирать те или другие ценности. Для характеристики того, на какие
ценности ориентируются люди, в социологии существует термин ценностные
ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор
конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Верование – убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо
идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. Вера
бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные
знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически
достоверным.
Знания – достоверные сведения о чём-либо, т.е. научные сведения. Знания
являются результатом познания – специализированной деятельности, которая
осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует
обязательной проверки и доказательства.
Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах.
Современные мифы выражают освящённые идеологией или традицией
верования членов общества.
Кодекс чести – свод правил, обладающих этическим содержанием,
которые определяют то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать
свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть родовой,
семейной, сословной и индивидуальной (например, честь офицера, честь
организации, честное имя).
Таким образом, в обществе существует достаточно много общепринятых
шаблонов поведения. Они нужны для того, чтобы люди могли успешно
взаимодействовать друг с другом. Отсюда культура представляется как
тщательно разработанная система норм или стандартизированных, ожидаемых
способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более
или менее
точно.
В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень,
социология различает три формы культуры и две разновидности.
Формы культуры.
Элитарная культура. Она создаётся привилегированной частью
общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя
изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые
манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на
десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.
Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества.
Народная культура. Она создаётся анонимными творцами, не имеющими
профессиональной подготовки. Народная культура включает в себя мифы,
легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции.
Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного
народа,
специфические отличия
Массовая культура. Это общедоступная культура, которая не выражает
изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая
культура появилась в середине ХХ в. Это было связано с бурным развитием
средств массовой информации и коммуникации. Массовая культура может
быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура
(например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью,
чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей,
реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой
культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко
проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и
стандартов поведения людей в разных обществах.
Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми
Руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество
групп – национальных, демографических, профессиональных, постепенно у
каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей
и правил поведения. Они и составляют отдельные субкультуры.
Разновидностями культуры выступают субкультура и контркультура.
Субкультура – часть общей культуры данного общества, система норм и
ценностей, присущих большой социальной группе. Можно выделять
национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры,
субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Отличие субкультуры от
доминирующей культуры может быть достаточно сильным, но субкультура не
противостоит доминирующей культуре.
Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от
доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей
системой ценностей. Например, такое актуальное в наше время явление, как
терроризм, имеет свою субкультуру, которая противостоит человеческой
культуре, и поэтому с полным основанием может быть названа контркультурой.
Очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая
состоит
прежде всего в том, что культура
выступает средством
хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется
через ряд функций.
Образовательно-
общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка,
символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей
социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности
определяется её приобщённостью к культурному наследию, а также степенью
развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно
ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией,
пониманием произведений искусства, аккуратностью, вежливостью, высокой
нравственностью и т.д. Всё это достигается в процессе воспитания и
образования.
Интегративная функция. Освоение культуры создаёт у членов того или
иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу,
религии, профессиональной группе и т.д. Культура, таким образом, сплачивает
людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.
Дезинтегративная функция. Сплачивая одних людей на основе какой-
либо субкультуры, культура противопоставляет их другим людям, разъединяет
более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ
и общностей могут возникать культурные конфликты, разделение на “своих” и
“чужих”. Таким образом, культура выполняет дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая функция. В ходе социализации нормы, ценности, идеалы
и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они
формируют и регулируют её поведение. Культура в целом определяет те рамки,
в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на работе, в быту ещё и потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения, т.е. системой социального контроля.
Таким образом, социология культуры исследует социальные
закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой
деятельности. А деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением
и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей,
образцов поведения и других нормативных систем, обеспечивающих
жизнедеятельность
всего общества.