Социология Культуры

Автор: N**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли,
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было
сформулировано более 250 определений культуры.

Содержание

Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.

Структура культуры.


Социальные функции культуры.

Работа содержит 1 файл

социология КР.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

акцентирование  креативных (творческих) функций культуры.

     Текстовый  подход.  Он  исходит из  того,  что культура  формируется и

развивается   в   особом   знаковом   пространстве,   отдельном   от   собственно

социального   пространства.   Носителями   автономной   знаково-оформленной

значимой  информации  являются  сообщения  на  том  или  ином  языке.  Ряд

сообщений  приобретают  статус  текстов  при  их  дополнительной  смысловой

нагруженности в культуре.  Быть в культуре означает знать коды,  в которых

зашифрованы её тексты, и уметь работать с  ними. Положение субъекта в поле

культурных  смыслов,  а  через  них  в  значительной  мере  и  его  социальные

возможности определяются уровнем доступных  ему языков,  кодов и текстов.

Данный  подход имеет высокий исследовательский  потенциал, хотя собственно в  социологии  используется   не  столь  активно  по  сравнению   с  другими

гуманитарными дисциплинами.

     Коммуникативный   подход.   Этот   подход   близок   к   текстовому,   но

обращает  внимание  прежде  всего  на  взаимосвязь  знаковой  и  социальной

реальностей через системы коммуникаций.  Сообщения могут передаваться по

различным каналам как пространственно  между культурами, их подсистемами

и субъектами, так и во времени. Акцент смещается с проблемы содержания на

проблему  передачи информации,  описывается  и анализируется  “цикл жизни”

различных  сообщений  в  тех  или  иных  каналах,  оценивается  эффективность

социокультурных  взаимосвязей.  По  сравнению  с  технологическим  подходом

коммуникативный   имеет   существенное   преимущество:   при   определённой

модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений.

     Диалоговый    подход.    Культура    является    сложным,    иерархически

структурированным         и         многоуровневым,          полифункциональным,

самоорганизующимся  образованием, в котором постоянно  организуется диалог

(полилог)    различных   традиций   и   содержаний   как   в   пространстве   её

существования,   так  и  в  исторической  ретроспективе.   Социальные  агенты

культуры  постоянно находятся в ролях  разных,  пересекающихся между собой

смыслов.  Через механизмы коммуникации происходит постоянная работа по

соотнесению  этих  смыслов  как  условие  нормального  функционирования  и

развития  социума.  Этот  подход  позволяет  максимально  расширить  рамки

обсуждения  проблем культуры.

     Субъектный   подход.   Данный   подход   специально   фиксирует   своё

внимание  на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны,

как “репрессивный” механизм по отношению к индивидуальному  поведению, с

другой  стороны,  как  “развивающее”  индивида  начало.  В  любом  случае  она

является  социализационно-формирующей  системой,  вне  которой  человек  не

может  стать  человеком.   Взгляд  на  культуру  через призму  её  субъектов

позволяет   находить   именно   социологический   срез   описания   и   анализа

взаимосвязи знаковой и социальной реальностей.

     Таким  образом,  культура  является  очень  сложной  системой  и  требует

такого  же системного изучения.  Синтез различных  подходов к исследованию

культуры  позволяет  составить  наиболее  полное  представление  о  предмете

социологии   культуры   как   зоне   взаимодействия   знаковой   и   социальной

реальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура культуры.

       С точки зрения социологии  в культуре выделяются две  основные части – 

культурная  статика и культурная динамика.  Первая описывает культуру в

покое,   вторая   –   в  движении.   К  культурной  статике  относятся  базисные

элементы  культуры  и  их  конфигурации,   которые  составляют  внутреннее

строение  культуры.  К культурной динамике относятся средства,  механизмы  и

процессы, которые описывают изменение  культуры.

     Культура  является  важным  механизмом  человеческого  взаимодействия, помогающим  людям  жить  в своей  среде,  сохранять  единство  и  целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.  Поэтому культура

прежде  всего явление нормативное. Она  указывает на стандарты правильного

или приличествующего поведения.

     Социальные  нормы  – это общие шаблоны,  регулирующие  поведение

людей в определённом направлении. Какими же бывают социальные нормы? В

качестве   структурных   элементов   культуры   можно   выделить   следующие

социальные нормы.

     Привычки    –    это    устоявшаяся    схема    (стереотип)    поведения    в

определённых   ситуациях.   Они   усваиваются   в   процессе   социализации   и

соблюдаются   людьми   автоматически,   без   осознания.   Привычки   бывают

коллективные  и  индивидуальные  Большинство  из  них  не  одобряются  и  не

осуждаются  окружающими.  Однако есть так называемые вредные привычки,

которые свидетельствуют о плохих манерах.

     Манеры   –   внешние формы поведения человека,   которые получают

положительную  или  отрицательную  оценку  окружающих.  Они  основаны  на

привычках. Манеры отличают воспитанных людей  от невоспитанных. Хорошие

манеры  надо воспитывать, в то время как  привычки приобретаются стихийно.

Манеры   очень   разнообразны.    Принято   различать   манеры   светские   и

повседневные.

     Этикет   –   принятая   в   особых   социальных   группах   система   правил

поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и

включает    особые   манеры,    нормы,    церемонии    и   ритуалы    (например,

придворный  этикет, дипломатический этикет).

     Обычай  – традиционно установившийся порядок поведения.  Он основан

на  коллективных  привычках  и  присущ  широким  массам  людей.   Обычаи

являются  одобренными  обществом  массовыми  образцами действий,  которые

рекомендуется  выполнять.  К  их  соблюдению  людей  часто  принуждают,  а  к

нарушителям  применяют  неформальные  санкции  –  неодобрение,  порицание,

изоляция.

     Традиция  – всё то,  что унаследовано от предшественников.  Традициями

становятся  привычки и обычаи,  переходя от одного поколения к другому.  В

качестве  традиции  выступают  также  ценности,  нормы,  образцы  поведения,

идеи,  общественные  установки,  вкусы,  взгляды.  Разновидностью  традиции

является  обряд.

     Обряд  – совокупность действий,  установленных обычаем или ритуалом.

Он   характеризует   массовые   действия.   В   обряде   могут   выражаться   как

религиозные  представления,  так  и  бытовые  традиции.  Обряды  относятся  ко

всем  слоям общества.

     Церемония   –   последовательность  действий,   имеющих символическое

значение  и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат.  Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

     Ритуал  – сильно  стилизованный  и  тщательно  распланированный  набор

жестов  и слов,  исполняемых особо  избранными и подготовленными лицами.

Ритуал  наделён  символическим  значением  гораздо  в  большей  степени,  чем

церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные

эмоции (благоговейный трепет, восторг, страх).

     Нравы – особо оберегаемые и высоко  чтимые  обществом массовые

образцы действий. Они отражают моральные  ценности общества, и нарушение

их  наказывается  более  сурово,  чем  нарушение  традиций.  Особой  формой

нравов  является табу – полный запрет, накладываемый  на какое-либо действие,

слово, предмет. Разновидностью нравов выступают  также законы.

     Законы  – нормы или правила поведения,  оформленные документально,

т.е.   подкреплённые  политическим  авторитетом  государства  и  требующие

неукоснительного   выполнения.   Нарушение   законов   приводит   в   действие

формальные  санкции,  которые  в  отличие  от  неформальных  более  жёстки  и

чётко регламентированы.

     Вкус  – склонность  или пристрастие к чему-либо.  Чаще  всего вкусом

называют   чувство   или   понимание   изящного.   Вкус   в   большей   степени

индивидуален    и    показывает    то,    насколько    человек    отклоняется    от

общепринятых  норм, усреднённых стандартов.

     Увлечение  – эмоциональное кратковременное пристрастие.  Увлечение

может  отражать  как  индивидуальные  особенности  человека,  так  и  свойства

группы (например, целого поколения).

     Мода – смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это

может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода

выражает  социальные символы.

     Ценности  – социально одобряемые и разделяемые большинством людей

представления о том,  что такое добро,  справедливость,  патриотизм,  любовь,

дружба  и т.п.  Ценности служат идеалом для всех людей.  Однако индивиды

Информация о работе Социология Культуры