Автор: N**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:42, контрольная работа
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли,
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было
сформулировано более 250 определений культуры.
Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.
Структура культуры.
Социальные функции культуры.
акцентирование креативных (творческих) функций культуры.
Текстовый подход. Он исходит из того, что культура формируется и
развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно
социального пространства. Носителями автономной знаково-оформленной
значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Ряд
сообщений приобретают статус текстов при их дополнительной смысловой
нагруженности в культуре. Быть в культуре означает знать коды, в которых
зашифрованы её тексты, и уметь работать с ними. Положение субъекта в поле
культурных смыслов, а через них в значительной мере и его социальные
возможности определяются уровнем доступных ему языков, кодов и текстов.
Данный
подход имеет высокий
гуманитарными дисциплинами.
Коммуникативный подход. Этот подход близок к текстовому, но
обращает внимание прежде всего на взаимосвязь знаковой и социальной
реальностей через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться по
различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами
и субъектами, так и во времени. Акцент смещается с проблемы содержания на
проблему передачи информации, описывается и анализируется “цикл жизни”
различных сообщений в тех или иных каналах, оценивается эффективность
социокультурных взаимосвязей. По сравнению с технологическим подходом
коммуникативный имеет существенное преимущество: при определённой
модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений.
Диалоговый подход. Культура является сложным, иерархически
структурированным и многоуровневым, полифункциональным,
самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог
(полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её
существования, так и в исторической ретроспективе. Социальные агенты
культуры постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой
смыслов. Через механизмы коммуникации происходит постоянная работа по
соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и
развития социума. Этот подход позволяет максимально расширить рамки
обсуждения проблем культуры.
Субъектный подход. Данный подход специально фиксирует своё
внимание на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны,
как “репрессивный” механизм по отношению к индивидуальному поведению, с
другой стороны, как “развивающее” индивида начало. В любом случае она
является социализационно-формирующей системой, вне которой человек не
может стать человеком. Взгляд на культуру через призму её субъектов
позволяет находить именно социологический срез описания и анализа
взаимосвязи знаковой и социальной реальностей.
Таким образом, культура является очень сложной системой и требует
такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию
культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете
социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной
реальностей.
С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части –
культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в
покое, вторая – в движении. К культурной статике относятся базисные
элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее
строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и
процессы, которые описывают изменение культуры.
Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура
прежде всего явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного
или приличествующего поведения.
Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение
людей в определённом направлении. Какими же бывают социальные нормы? В
качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие
социальные нормы.
Привычки – это устоявшаяся схема (стереотип) поведения в
определённых ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации и
соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают
коллективные и индивидуальные Большинство из них не одобряются и не
осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки,
которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры – внешние формы поведения человека, которые получают
положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на
привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие
манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно.
Манеры очень разнообразны. Принято различать манеры светские и
повседневные.
Этикет – принятая в особых социальных группах система правил
поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и
включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы (например,
придворный этикет, дипломатический этикет).
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан
на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи
являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые
рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей часто принуждают, а к
нарушителям применяют неформальные санкции – неодобрение, порицание,
изоляция.
Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. Традициями
становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. В
качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения,
идеи, общественные установки, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции
является обряд.
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как
религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко
всем слоям общества.
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое
значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор
жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами.
Ритуал наделён символическим значением гораздо в большей степени, чем
церемония.
Он призван драматизировать
эмоции (благоговейный трепет, восторг, страх).
Нравы – особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые
образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение
их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой
нравов является табу – полный запрет, накладываемый на какое-либо действие,
слово, предмет. Разновидностью нравов выступают также законы.
Законы – нормы или правила поведения, оформленные документально,
т.е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие
неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие
формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жёстки и
чётко регламентированы.
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом
называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени
индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от
общепринятых норм, усреднённых стандартов.
Увлечение – эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение
может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства
группы (например, целого поколения).
Мода – смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это
может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода
выражает социальные символы.
Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей
представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь,
дружба и т.п. Ценности служат идеалом для всех людей. Однако индивиды