Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:03, реферат
Демократизация российского общества привела к высвобождению социальной энергии людей, обнажила тлевшие до сих пор запалы. Страна стала полем действия конфликтов, начиная с межэтнических и кончая массой забастовок, волнами перекатывающихся по гигантской территории. Конфликты переплетаются, провоцируют друг друга, зачастую становятся неуправляемыми.
Введение
Социология конфликта: теоретические основы
Сущность социально-трудовых конфликтов
Причины возникновения социально трудовых конфликтов
Классификация конфликтов в социально-трудовой сфере
Решение социально-трудовых конфликтов: понятие и способы
Новые тенденции развития трудовых конфликтов в России
Заключение
Список литературы
Социально-психологические способы управления конфликтами. Здесь объектами воздействия являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений. К этим способам относят:
Выигрывает и развивается та организация, где к конфликтам относятся спокойно и профессионально. Более того, если организация реализует инновационные программы, то управленческий персонал должен быть обучен технологиям управления и разрешения конфликтов. Коллективы, которые не готовы к конфликтам, не в состоянии осуществлять инновационные программы, они их разрушат. Слабая корпоративная культура не способна противостоять социально-негативным конфликтам. Таким образом, в сильной корпоративной культуре должно быть место инновациям и социально-позитивным конфликтам.
Итак, существуют
различные способы управления конфликтами:
организационные, социологические
и социально-психологические. С помощью
этих способов можно разрешить любую
конфликтную ситуацию. Но в организациях
с сильной корпоративной культурой
управлять конфликтами должен уметь не
только руководитель, но и работники этой
организации должны идти на компромисс.
Организация просто не сможет существовать,
если в ней постоянно будут развиваться
конфликты.
Новые
тенденции развития
трудовых конфликтов
в России
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) на основании данных, предоставляемых Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), публикует сомнительные данные о количестве забастовок. Здесь фиксируются только те забастовки, которые проходили в рамках зарегистрированных коллективных трудовых споров, причем делается это только с 2006 года. Те забастовки, которые возникали стихийно, российской статистикой не учитывались вообще (см. табл. 1)
Таблица 1
Данные о числе забастовок, зафиксированных государственными органами | ||||||||||
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Число забастовок | 817 | 291 | 80 | 67 | 5933 | 2575 | 8 | 7 | 4 | 1 |
Сначала забастовки исчисляются сотнями (2000 и 2001 гг.), затем десятками (2002 и 2003 гг.), потом тысячами (2004 и 2005 гг.), в последние годы (2006–2009) — единицами. Найти логичное объяснение таким изменениям, полагают эксперты, просто невозможно. Ведь все эти годы социальная ситуация в стране была относительно стабильной. Даже монетизация льгот (2005) и протесты против нее с середины 2004 года не объясняют роста числа забастовок с 67 до почти 6 тыс.: трудовые коллективы редко присоединялись к этим акциям. Это явление можно объяснить изменением методики учета забастовок.
С 2006 года стали учитываться только законные забастовки, но при этом оказалось, что огромное количество забастовок и трудовых протестов, протекающих в других формах, оказались неучтенными.
Приведем данные мониторинга трудовых протестов ЦСТП, которые частично пересекаются по времени с данными Росстата, обо всех протестных акциях, связанных с действиями работников по отстаиванию своих социально-трудовых интересов.
Единица протеста — выдвижение сформулированных требований хотя бы по частичному изменению социально-экономической ситуации на предприятии. Инициаторы протеста — наемные работники (члены или не члены профсоюза), предпринимающие, в том числе и вместе с представителями других групп и организаций, протестные действия. Особо
выделяются протестные акции работников, приводящие к полной или частичной остановке деятельности предприятия или организации (стоп-акции).
Данные мониторинга ЦСТП значительно отличаются от данных Росстата, прежде всего, из-за того, что здесь учитываются все виды протестов, а не только законные забастовки. Даже если сравнивать число стоп-акций с числом официально зарегистрированных забастовок, видно, что данные расходятся на порядки. На основании данных мониторинга можно охарактеризовать интенсивность трудовых протестов (среднемесячное число акций) и напряженность трудовых протестов (доля стоп-акций в общем числе акций протеста). В кризисном 2009 году интенсивность трудовых протестов значительно воз-росла по сравнению с 2008 годом — почти в три раза. В 2010 году показатель интенсивности снизился, но не до уровня 2008 года, а всего лишь на четверть.
Таблица 2
Общее и среднее количество трудовых протестов за 2008-2010 гг. | |||||
Общее число акций | Среднемесячное число акций | Общее число стоп-акций | среднемесячное число стоп-акций | Доля стоп акций | |
2008 | 96 | 8 | 60 | 5 | 62,5 |
2009 | 272 | 22,7 | 106 | 8,8 | 38,9 |
2010 | 174 | 17,4 | 76 | 7,6 | 43,7 |
По региональной распространенности трудовых конфликтов в докризисной ситуации по уровню конфликтности выделялся Центральный федеральный округ. При этом не было ни одного федерального округа, где вообще не происходило акций трудового протеста. Половина всех акций в Центральном округе пришлась на Москву и Ярославль, а в Сибир-
ском округе — на Красноярский край. В кризисный период с Центральным округом сравнялся Уральский округ, где лидировали Свердловская и Челябинская области. В числе наиболее конфликтных регионов попрежнему остались Москва и Красноярский край.
Распределение трудовых конфликтов по отраслям
В условиях прошедшего экономического кризиса число отраслей, где возникли трудовые конфликты, изменилось незначительно; из 38 отраслей в докризисный период трудовые конфликты произошли в 17 отраслях, а во время кризиса — в 19. По количеству акций лидерами оказались транспорт и машиностроение (40 % от общего числа акций). Если
в докризисный период лидерами были только транспортники, то при кризисе на первое место вышли машиностроители (число акций выросло с 9 до 27).
На долю машиностроения пришлась целая четверть всех трудовых конфликтов. В докризисные месяцы лидерами второй группы были пищевая промышленность, сфера коммунального обслуживания, деревообработка. В обстановке кризиса ими стали другие отрасли — топливная, черная металлургия и химическая промышленность. Не было зафиксировано акций трудового протеста в финансово-кредитной сфере, информационно-технологической отрасли, материальном снабжении, медицинской и полиграфической отраслях. В целом в той или иной мере трудовыми конфликтами были охвачены ведущие
отрасли народного хозяйства.
В кризисный период главным фактором большинства коллективных забастовок оставались невыплаты заработной платы. Если в докризисное время каждый второй случай был связан с этой проблемой, то во время кризиса это стало причиной почти двух третей конфликтов персонала с администрацией. Значительно снизилось количество акций, вызванных низкой зарплатой, так как интересы бастующих работников по поводу зарплаты сместились с ее размера на ее сохранение. Другая массовая причина трудовой конфликтности на предприятиях —увольнения и сокращения численности персонала.
При кризисе они стали второй по значимости причиной (с 3 до 20 %), в то время как несогласие бастующих с реорганизацией производства, которая всегда сопровождается сокращением рабочих кадров, не было главным ни до экономического кризиса, ни во время него. Однако его реальное значение достаточно велико, поэтому персонал постоянно готов к протесту против ущемления экономических и социальных интересов наемных работников, причиняющего им серьезный совокупный ущерб.
К остальным нечастым причинам относятся неудовлетворительный режим и условия труда, давление администрации на протестующих работников, рост потребительских цен и так далее.
Следует иметь в виду новую тенденцию конфликтного поведения бастующих в постиндустриальном российском обществе — одновременное применение средств противоборства. Доля таких комплексных акций в протестном арсенале работников пока невелика, но они сознательно используются для усиления своих силовых позиций в конкретном конфликте путем одновременного давления и на собственника и на внешнюю социальную среду. Например, забастовка или голодовка могут сопровождаться митингом или пикетом, а также обращениями в суд и прокуратуру.
В докризисный год наиболее популярной формой была полная остановка предприятия (36 %), второй и третьей формами по частоте были митинги (25 %) и выдвижение требований (20 %), а также голодовки (13 %). Во время кризиса увеличилось количество реальных форм трудового протеста; появились акции солидарности, митинги протеста, перекрытия магистралей, которых в докризисное время не было. К тому же акции стали сопровождаться публичными обращениями в судебные и правоохранительные органы. Однако самыми распространенными акциями при кризисе стали митинги за пределами
предприятия (34 % всех акций), тогда как доля остановок всего предприятия уменьшилась до 16 %, но увеличилось число голодовок в абсолютном и относительном выражении.
Таким образом, во-первых, трудовые конфликты в постиндустриальной экономике все чаще выходят за пределы бастующего предприятия, приобретая публичный характер. Эта неоднозначная тенденция свидетельствует, на мой взгляд, о серьезных препятствиях для взаимовыгодного регулирования конфликта интересов между трудом и капиталом.
Во-вторых,
по-прежнему остается незначительной
доля легальных форм протекания коллективных
трудовых конфликтов. Бастующие работники
ориентируются не на законные правила
и процедуры, а на предъявленные оппоненту
претензии, нередко в ультимативной форме.
Ориентированные на силовой сценарий
борьбы лидеры в ответ на отказ обретают
моральное право на призыв людей к стихийным
забастовкам или протестным акциям. К
тому же нынешнее трудовое законодательство
с его чрезмерно сложной регламентацией
не позволяет большинству бастующих работников
быстро и эффективно регулировать конфликты
интересов путем переговоров на взаимовыгодной
основе.