Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

Целью для философии выступает выработка  мировоззрения, процесс формирования, утверждения и ниспровержения которой  может длиться в течение целой  эпохи или формации, а для социологии - получение достоверной, истинной картины  современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.

социальной  формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для  получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу  

Если  философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными  установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов  познания действительности. О том, что  общественная жизнь должна изучаться  не умозрительно, а на основе методов  эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт. 

Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников  марксизма) и исторический подход. Социология вырабатывает свой социологический  подход - системный, различные методы: структурно-функциональный, сравнительно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии  и моделирования. 

Философия и социология - это две самостоятельные  социальные науки, которые находятся  в отношении диалектического  взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем  более отношение части и целого, или субординации. 

В то же время в основе многих понятий  социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских  категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и др. 

Но, как  уже говорилось, неправомерно будет  сводить предмет и категориальный фонд социологии к социальной философии, так как для социологии характерно рассмотрение общества в более специфических  понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А. Ядова: “Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, Т. к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др. ”. Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить целостную картину отношения человека к миру. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, социология и философия  – это две взаимодействующие  науки, изучающие общество и человека И социология, и социальная философия  рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих - в него единиц. Это их общая черта, определяющая тесную связь этих наук.

Но социальная философия рассматривает общество в наиболее широком ракурсе, как  специфическую часть всего мироздания, поэтому описывает его с помощью  предельно общих понятий, категорий и законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Обществу  присущи свои собственные, специфические  социальные связи и взаимодействия; стороны, свойства, отражаемые законами, категориями, понятиями, которые не сводимы только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий  в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от философии.

Социальная  философия выступает как общетеоретическая  и методологическая основа социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред.            Е.В. Попов М. 2006
  2. Кравченко А.И. Прикладная социология:  Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2007
  3. Кравченко П.И. Методология и история социологии / П.И. Кравченко. - М.: Либерия, 2008.
  4. Осипов Г.В. Социология: основы общей теории / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2006
  5. Тощенко Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, 2008

Информация о работе Социология как наука