Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется  возрастанием роли социологии в обществе. Она занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это  диктуется рядом факторов.

Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.

Во-вторых, представляет им технику и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных  уровней; методы социального измерения, разрабатываемые социологией, активно  используются другими общественными  науками.

В-третьих, социология проводит так называемые “социальные” исследования, то есть междисциплинарные  исследования: социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социально-психологические и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философия как наука

Философия (с греч. любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру,   наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.   Философия вырабатывает   обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)

действительности - природы, человека, отношения объективной  действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Основными   функциями философии являются:  

  1. синтез    знаний    и создание    единой    картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки,   культуры и   исторического опыта;
  2. обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
  3.   разработка   общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
 

Каждая  наука изучает свой круг   проблем.   Для этого   вырабатывает   собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более   или   менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются   предельно   широкими, всеобщими и универсальными.   Они отражают   всеобщие   связи, взаимодействия   и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи   или проблемы   касаются   выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим   нас бытием.

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной

жизни. Но хотя многие люди и думают о ней  как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Каждый  человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития?   Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение.   Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть,    ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни?

Есть  ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю?

 Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы   нашли решение задолго до философии – в мифологии, религии и других науках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Место социологии в системе  наук

    3.1 Взаимодействие социологии с другими науками.

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука  об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая  может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые  социологией, используются всеми другими  гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась  система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять  свои функции не взаимодействуя с  другими науками. По отношению к  специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится  по отношению к специальным биологическим  отраслям знаний: зоологии, ботанике и  др. Как общая биология служит основой  для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных  общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет  генерирующую функцию. Если история  концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными  и неповторимыми во времени и  пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война  – отличается от других войн и содержанием  и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени  и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных  явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций  и т.д. и т.п. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история  и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Основная  форма деятельности общества – это  материальное производство и экономическая  деятельность. Изменения в средствах  производства изменение роли и места  человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с  политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального  существа. А это исследует уже  социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает  гражданское общество, политология  – политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук – социологии и политологии  породило новую отрасль науки  – политическую социологию. Связь  социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом  как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры и  различные политические режимы.

Социология  тесно связана с философией. В  основе связи – изначальная целостность  социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат  в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п. Философия  изучает такие понятия как  материя и сознание, социология –  социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т.п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущности, то социология – социальные взаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу, непосильную общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Важнейшей задачей в разработке современной  философской мысли выступает  обоснование модели формирующейся  информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воздействие  на состояние окружающей природной  и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем  человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировой сообществе, понимание необходимости новых  подходов к решению современных  этнических процессов. Принципиально  новое решение в современной  философии и социологии получает и проблема человека, его целостно-смысловой  ориентации в современном мире. Наполняется  новым теоретическим содержанием  и принцип антропоцентризма, в  рамках которого для философии и  социологии становятся возможным, применительно  к историческим определенным пространственно-временным  границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно  новый виток развития социально, духовно, культурно – это в  современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом  овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными  процессами в современном мире. 
 

    1. Социология  и философия

Социология, как и ряд других наук, вышла  из философии. Длительный период времени  социологическое знание накапливалось  в недрах философии. И даже после  того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной  науки об обществе, философия все  равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании. 

При исследовании ряда ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология тесно переплетается с социальной философией, так как многие положения  и выводы второй оказываются органично  включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это  ставит под вопрос само существование  социологической науки. Социальная философия - это раздел философии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия  общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие  проблемы, как смысл и цели существования  общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и  т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом  зрения решения мировоззренческих  проблем, при этом центральное место  среди них занимают смысложизненные  проблемы. 

Социология  не является философской наукой и  поэтому изучает законы меньшей  степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя  анализ развития общества, опирается  на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и  в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии - законы соотношения общественного  бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит  отражение специфика присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология. 

Общим для социологии и философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. 

Таким образом, можно отметить, что философия  выступает как общетеоретическая  и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий  более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее  общего порядка. 

Для философии  исходный пункт исследования - это  человек, а для социологии - общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым  стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его  потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как  социальный тип. 

Информация о работе Социология как наука