Социология как наука. Предмет и функции социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д

Содержание

Тема 1 Социология как наука. Предмет и функции социологии.
1.1 Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.
1.2 Социология и другие науки об обществе
1.3 Структура социологии
1.4 Функции социологии
Тема 2 Становление и основные этапы исторического развития социологии.
2.1 О. Конт - родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика
2.2 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
2.3 Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма
2.4 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зшлмеля и М. Вебера
2.5 Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
2.6 Основные этапы и направления развития социологии в США
2.7 Развитие социологической мысли в России

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 59.85 Кб (Скачать)

Однако при решении  конкретных проблем общественного  устройства между Г. В. Плехановым и  В. И. Лениным существовали серьезные  различия, которые в преддверии Октябрьской  революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими  идеями в период кануна револю-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная  интеллигенция ушла от марксизма, и  «легальный марксизм» прекратил  свое существование. 

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический  материал, шла отработка методов  конкретно-социологического анализа  с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в  России». 

В этой работе автор  обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения  рабочих и крестьян в различных  губерниях России. Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янгона. «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина “Развития капитализма я Россини”.. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов. 

Второй период развития социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением  социологической наукой статуса  социального института. В1918-1919гг.в  Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. В 1919г.был учрежден Социологический  институт.В 1920г.вПе-троградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович  Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и  общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной  и мировой социологии. П. Л. Сорокин - один из лидеров правого крыла  партии эсеров, после Февральской  революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. - профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению  ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где  и опубликовал ряд крупных  работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответствующих разделах). На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х  годах издается обширная социологическая  литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного  процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория  исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная  жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении  соотношения истории русской  социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма  и определить ее место в системе  марксизма. 

Наряду с разработкой  теоретических вопросов разворачивались  эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийи др. В  тот период активно разрабатывались  социальные проблемы города, народонаселения  и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров). 

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве юридической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический  материализм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы ИДЕОЛОГИИ. Это была теоретическая  предпосылка разгрома социологии и  ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упада связана  с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических знаний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отныне ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек. 

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального  института. В середине 1960 года было создано первое социологическое  учреждение - отдел социологических  исследований в институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. В 1962 году была создана  Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические  факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и  независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и  теоретические исследования в различных  областях общественной жизни.

Информация о работе Социология как наука. Предмет и функции социологии