Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д
Тема 1 Социология как наука. Предмет и функции социологии.
1.1 Предмет и объект познания социологии. Понятие социального.
1.2 Социология и другие науки об обществе
1.3 Структура социологии
1.4 Функции социологии
Тема 2 Становление и основные этапы исторического развития социологии.
2.1 О. Конт - родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика
2.2 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
2.3 Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма
2.4 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зшлмеля и М. Вебера
2.5 Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
2.6 Основные этапы и направления развития социологии в США
2.7 Развитие социологической мысли в России
Этими различными идеологическими
установками было продиктовано и
различие в истолковании тех научных
открытий, которые были сделаны в
30-х -40-х годах XIX в. В этот период на
первый план развития науки выходят
химия и биология. Наиболее значительными
открытиями того времени, как вы помните,
являются открытие клетки немецкими учеными
Шлейденом и Шванном( 1838-1839), на основе
которого была создана клеточная теория
строения живого вещества, и создание
Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для
К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили
естественнонаучными предпосылками создания
диалектического материализма, основным
элементом которого является учение о
диалектике - «алгебра революции», как
ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера
и Э. Дюркгейма эти открытия послужили
основой для создания учения об обществе,
основанного на принципах биологии, - «органической
теории развития общества ».
Пока речь шла
в основном о социологических
условиях и естественнонаучных предпосылках
возникновения теоретической
Особенно активно
эмпирические социальные исследования
в Европе начали развиваться в
начале XIX века под влиянием определенных
социальных процессов. Интенсивное
развитие капитализма в начале XIX
в. вело к быстрому росту городов
- урбанизации жизни населения. Следствием
этого была резкая социальная дифференциация
населения, рост числа бедных (пауперизация),
увеличение преступности, нарастание
социальной нестабильности. В то же
время ускоренно формируются
«средний слой» и буржуазная прослойка,
всегда выступающие за порядок и
стабильность, укрепляется институт
общественного мнения, возрастает число
различного рода общественных движений,
выступающих за социальные реформы.
Таким образом, с одной стороны,
отчетливо проявились «социальные
болезни общества», с Другой - объективно
созрели те силы, которые были заинтересованы
в их лечении и могли выступать
в качестве заказчиков социологических
исследований, способных предложить
«лекарство» от этих «болезней».
Особенно интенсивно
развитие капитализма в то время
происходило в Англии и Франции.
Видимо, этим объясняется, что именно
в этих странах появляется наибольшее
количество работ, посвященных социальным
проблемам развития общества. Среди
этих работ особо следует отметить
«Статистическое описание Шотландии»
Джона Сиклера (21 том), «[[сложение рабочего
класса в Англии» Фридриха Энгельса,
«Жизнъи труд людей в Лондоне»
Чарлза Бута, «Свод-ка физического и
морального состояния рабочих на
бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах»
ЛуиВиллерме, «Очер^моральиойстатистики
Франции" Ан-дре Герри, «Европейские
рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов).
Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
2.3 Классический тип
научности социологии. Учение о
методе Э. Дюркгейма
Как отмечалось
выше, социология вычленилась в
качестве самостоятельной
Классический тип
научности, по его мнению, был представлен
такими видными социологами, как
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм. Основные
принципы классической методологии
сводятся к следующим: 1) Социальные
явления подчиняются законам, общим
для всей действительности. Нет никаких
специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться
по образу естественных «позитивных»
наук. 3) Методы социального исследования
должны быть такими же точными, строгими.
Все социальные явления должны быть
описаны количественно. 4) Важнейшим
критерием научности является объективность
содержания знания-Это значит, что
социологическое знание не должно содержать
в себе субъективные впечатления
и умозрительные рассуждения, но
описывать социальную действительность,
независимо от нашего к ней отношения.
Этот принцип нашел свое выражение
в требовании «социология как
наука должна быть свободна от ценностных
суждений и идеологий».
Наиболее четко
принципы классического типа научности
были сформулированы в работе французского
социолога Э. Д-юрк-гейма. «Правила социологического
метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология
основывается на теории социального
факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает
основные требования к социальным фактам,
которые позволили бы существовать
социологии в качестве науки.
Первое правило
состоит в том, чтобы «рассматривать
социальные факты как веши». Это
означает, что: а) социальные факты внешни
для индивидов; б) социальные факты
могут быть объектами в том
смысле, что они материальны, строго
наблюдаемы и безличны;
в) устанавливаемые
между двумя или множеством социальных
фактов отношения причинности помогают
формулировать постоянные законы функционирования
общества.
Второе правило
состоит в том, чтобы «систематически
отмежевываться от всех врожденных идей».
Это означает, что: а) социология прежде
всего должна порвать свои связи
со всякими идеологиями и
Третье правило
состоит в признании примата (первенства,
приоритета) целого над составляющими
ее частями. Это означает признание
того, что: а) источник социальных фактов
находится в обществе, а не в
мышлении и поведении индивидов;
б) общество есть автономная система, управляемая
своими собственными законами, не сводимыми
к сознанию или действию каждого
индивида.
Итак, социология, по
мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании
социальных фактов. Социальный факт специфичен.
Он порожден объединенными действиями
индивидов, но качественно отличается
по своей природе от того, что
происходит на уровне индивидуальных
сознании потому, что у него другое
основание, другой субстрат - коллективное
сознание. Для того, чтобы возник
социальный факт, указывает Дюркгейм,
необходимо, чтобы, по крайней мере,
несколько индивидов объединили
свои действия и чтобы эта комбинация
породила какой-то новый результат.
А поскольку этот синтез происходит
вне сознания действующих индивидов
(так как он образуется из взаимодействия
множества сознании), то он неизменно
имеет следствием закрепление, установление
вне индивидуальных сознании каких-либо
образцов поведения, способов действий,
ценностей и т. д., которые существуют
объективно. Признание объективной
реальности социальных фактов является
центральным пунктом
2.4 Нетрадиционный
тип научности. «Понимающая
Неклассический тип
научности социологии разработан немецкими
мыслителями Г. Зиммелем ( 1858-1918) и
М.Вебером (1864-1920). В основе этой методологии
лежит представление о
Такая трактовка
взаимодействия социологии и других
наук вытекает из их понимания предмета
социологии. Г. Зиммель и М. Вебер
отвергали в качестве предмета социологического
знания такие понятия, как «общество»,
«народ», «человечество», «коллективное»
и т. д. Они считали, что предметом
исследования социолога может быть
только индивид, поскольку именно он
обладает сознанием, мотивацией своих
действий и рациональным поведением.
Г- Зиммель и М. Вебер подчеркивали
важность понимания социологом субъективного
смысла, который вкладывается в действие
самим действующим индивидом. По их мнению,
наблюдая цепочку реальных действий людей,
социолог должен сконструировать их объяснение
на основе понимания внутренних мотивов
этих действии. И здесь ему помажет знание
-того, что в сходных ситуациях большинство
людей поступает одинаковым образом, руководствуется
аналогичными мотивами. Исходя из своего
представления о предмете социологии
и ее месте среди других наук Г. Зиммель
и М- Вебер формулируют ряд методологических
принципов, на которые, по их мнению, опирается
социологическое знание:
1) Требование устранения
из научного мировоззрения
2) Поэтому социология
не должна претендовать на
что-то большее, чем выяснение
причин тех или иных
Строгое следование
этим двум правилам может создать
впечатление, что социологическая
теория не имеет объективного, общезначимого
смысла, а является плодом субъективного
произвола. Чтобы снять это впечатление,
Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:
3) Социологические
теории и понятия не являются
результатом интеллектуального
произвола, ибо сама
4) Социолог должен
знать, что в основе механизма
его интеллектуальной
М. Вебер различает
понятия «ценностные суждения»
и «отнесение к ценностям». Ценностное
суждение всегда личностей! и субъективно.
Это какое-либо утверждение, которое
связано с нравственной, политической
или какой-либо другой оценкой. Например,
высказывание: «Вера в бога - это
непреходящее качество человеческого
существования». Отнесение к ценности-
это процедура и отбора, и организации
эмпирического материала. В приведенном
выше примере эта процедура может
означать сбор фактов для изучения
взаимодействия религии и разных
сфер общественной и личной жизни
человека, отбор и классификацию
этих фактов, их обобщение и другие
процедуры. В чем необходимость
этого принципа отнесения к ценностям?
А в том, что ученый-социолог в
познании сталкивается с огромным многообразием
фактов, и для отбора и анализа
этих фактов он должен исходить из какой-то
установки, которая и формулируется г
им как ценность.
Но возникает вопрос:
откуда же берутся эти ценностные
предпочтения? М. Вебер отвечает гак:
5) Изменение ценностных
предпочтений социолога
Каковы же инструменты
познания, через которые реализуются
основные принципы «понимающей социологии»?
У Г. Зиммеля таким инструментом
служит, фиксирующая в социальном
явлении самые устойчивые, универсальные
черты, а не эмпирическое многообразие
социальных фактов. Г. Зиммель считал,
что над миром конкретного
бытия возвышается мир
Информация о работе Социология как наука. Предмет и функции социологии