Социология как наука об обществе. Её объект и предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ
ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ……………………………………………5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ
РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Социология Контрольная работа.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

    4.   ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

       Социальные институты (от лат.  institutum - установление,  учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые   формы   организации   совместной деятельности людей.  Термин  "социальный  институт"  употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения,  институт  государства и т.   д.   Первое,   чаще   всего употребляемое   значение   термина   "социальный   институт"    связано    с характеристикой всякого рода  упорядочения,  формализации  и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации  и стандартизации называется институционализацией.

    Каждый  более или менее оформленный  институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.                         Каждый  институт  выполняет свою,  характерную для него   социальную функцию.  Совокупность  этих  социальных  функций   складывается   в   общие социальные функции социальных институтов как определенных  видов социальной системы.  Эти функции очень многообразны.  Социологи разных  направлений стремились как-то  классифицировать  их,  представить в виде  определенной упорядоченной системы.   Наиболее   полную   и   интересную   классификацию представила так   называемая   "институциональная   школа".   Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг  и др.)  выделили четыре основных функции социальных  институтов:                                                                                                                                           1)  Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию,  является  семья,  но  к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.      2) Социализация - передача  индивидам установленных в данном  обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи,  образования, религии и др.                           3) Производство и распределение. Обеспечиваются  зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы  власти.                                                                                                             4)  Функции управления  и контроля  осуществляются  через систему социальных  норм  и предписаний,  реализующих  соответствующие  типы  поведения:   моральные   и правовые  нормы,  обычаи,  административные  решения  и  т.  д.   Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.                                                                     По характеру организации различают формальные и неформальные институты.

    Деятельность  формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

    Не  менее важную роль, особенно в сфере  межличностного общения в малых  группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения  задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы  в виде устава.

    Из  каких элементов состоит социальный институт?

    Каждый  институт включает в  себя:

    1.определённую сферу деятельности;

    2.группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

    3.организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчинённый, преподаватель-студент);

    4.материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

    Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами :

    Экономико-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные  объединения - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    Политические  институты - государство, партии, профсоюзы  и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного  общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют  доминирующие в обществе социально-классовые  структуры.

    Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее  воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов  в определённую субкультуру, а также  социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

    Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

    Нормативно-санкционирующие - осуществляют социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил и  предписаний, закреплённых в юридических  и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой  государства и системой соответствующих  санкций.

    Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более  или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и  неофициальном закреплении. Эти  нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они  определяют порядок и способ взаимного  поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

    Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает  во времена революций или быстрых  социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты  либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых  социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге  люди сталкиваются с серьёзными трудностями  неурегулированности возникающих  новых социальных отношений и  поддержания общественного порядка  в традиционных областях жизни. Такие  переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией  традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

    Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой,  в  качестве которой  выступает   общество   или   сообщество,   называется   дисфункцией социального  института. Основой   формирования   и функционирования конкретного  социального института  является  удовлетворение той или иной социальной  потребности.  В  условиях  интенсивного  протекания общественных  процессов,   ускорения   темпов   социальных   перемен   может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности  не  находят адекватного отражения  в  структуре  и  функциях  соответствующих  социальных институтов. В результате в их деятельности может  возникнуть  дисфункция.  С содержательной  точки  зрения,  дисфункция  выражается  в  неясности   целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его  социального  престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций  в  "символическую", ритуальную  деятельность,  то  есть   деятельность,   не   направленную   надостижение рациональной цели.

      Одним из  явных  выражений   дисфункции  социального  института   является персонализация  его   деятельности.  Социальный   институт,   как   известно, функционирует   по  своим,  объективно  действующим   механизмам,  где  каждый человек,  на  основе норм и  образцов  поведения,  в  соответствии  со  своим статусом, играет определенные  роли.  Персонализация  социального   института означает,  что  он  перестает  действовать  в  соответствии  с  объективными потребностями и объективно  установленными  целями,  меняя  свои  функции  в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

      Неудовлетворенная  общественная  потребность  может  вызвать   к   жизни стихийное  появление   нормативно   неурегулированных   видов   деятельности, стремящихся   восполнить  дисфункцию  института,  однако  за  счет  нарушения  существующих норм и правил. В   своих  крайних  формах  активность  подобного рода  может  выражаться  в  противоправной  деятельности.  Так,   дисфункция некоторых   экономических  институтов  является  причиной  существования  так  называемой "теневой экономики",  выливается  в  спекуляцию,  взяточничество, кражи и т.п. Исправление  дисфункции может быть достигнуто  изменением  самого социального   института  или  же  созданием   нового  социального   института,  удовлетворяющего данную общественную  потребность.

      Исследователи выделяют две формы   существования  социальных  институтов: простую  и  сложную.   Простые   социальные   институты   -   организованные объединения   людей,  которые  выполняют   определенные   социально   значимые функции, обеспечивающие  совместное достижение целей   на  основе  выполнения  членами   института  своих  социальных  ролей, обусловленных социальными  ценностями,  идеалами,  нормами.  На  этом  уровне управляющая  система не  выделилась  в   самостоятельную  систему.  Социальные  ценности, идеалы,  нормы  сами  обеспечивают  устойчивость  существования   и функционирования социального  института.

    Институты любого общества представляют собой  сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как  правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много  примеров эффективного и безболезненного  реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались  бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1)  Смелзер  Н. Социология. - М., 1994.

2)  Социология. Наука об обществе. Учебное пособие.  Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков, 1996.

3)  Щёкин  Г.В. Система социологического  знания. Учебное пособие. - К.,

4)  Что такое  личность, Ильенков И.В., Москва 1991 г.

5)  Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити  – Москва, 2002 г.

6)  Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2002 г.

7)  А.  Ермолаев, Выборочный метод в  социологии, Методическое пособие,  Москва 2000. - 25с.

8)  Девятко  И. Ф. Методы социологического  исследования.- Екатеринбург: Изд-во  Урал, 1998. -- 169с.

9)  А.И.  Кравченко Социология: Общий курс. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271с.

10)  Андреев  Ю.П. Категория <социальный институт> //  Философские  науки.1984. 

11)  Лейман  И.И. Наука как социальный институт. Л., !971.

12)  Титмонас   А.   К   вопросу   о   предпосылках   институционализаци    наук. Социологические               проблемы науки. М., 1974.

Информация о работе Социология как наука об обществе. Её объект и предмет