Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 00:08, контрольная работа
Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ
ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ……………………………………………5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ
РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Каждый
более или менее оформленный
институт имеет свою цель, т.е. круг
групповых или общественных потребностей,
на которые направлена деятельность
института.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.
Из
каких элементов состоит
Каждый институт включает в себя:
1.определённую сферу деятельности;
2.группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
3.организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчинённый, преподаватель-студент);
4.материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами :
Экономико-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической
Нормативно-санкционирующие - осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Церемониально-
Нарушение
нормативного взаимодействия с социальной
средой, в качестве которого выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией социального
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную надостижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная
Исследователи выделяют две
Институты
любого общества представляют собой
сложную интегрированную
ЛИТЕРАТУРА
1) Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
2) Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков, 1996.
3) Щёкин Г.В. Система социологического знания. Учебное пособие. - К.,
4) Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 1991 г.
5) Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
6) Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2002 г.
7) А. Ермолаев, Выборочный метод в социологии, Методическое пособие, Москва 2000. - 25с.
8) Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, 1998. -- 169с.
9) А.И. Кравченко Социология: Общий курс. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271с.
10) Андреев
Ю.П. Категория <социальный
11) Лейман
И.И. Наука как социальный
12) Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализаци наук. Социологические проблемы науки. М., 1974.
Информация о работе Социология как наука об обществе. Её объект и предмет