Социология как наука об обществе. Её объект и предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ
ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ……………………………………………5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ
РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Социология Контрольная работа.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

    2. Концепция личности  Фрейда

    Другой  образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему  нужд, а общество – как систему  запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют еёпотенциал и  основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности  удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме  из-за социальных нормативных ограничений  человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением  и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная  Фрейдом, представляет собой трёхуровневое  образование: низший слой (Оно или  Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхнийслой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы  общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с  обеих сторон «атакуют» психику  человека, порождая невротический тип  поведения. Эта модель личности, постоянно  обороняющейся от общественного  давления и находящейся в конфликте  с социальным окружением. Поскольку  по мере развития общества верхний  слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и  тяжёлым, то и вся человеческая история  рассматривается Фрейдом как  история нарастающего психоза. 
 

    3. Поведенческая концепция

    Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные  стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.

    В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение. 

    4. Деятельностный подход

    В рамках культурно-исторической школы  Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория«деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

    Итак, изучение личности опосредуется изучением  её деятельности и, по сути, сводится  к:                                                                                                                                                                          * определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;                                      * выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;                                                                                                                                                    * изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;                                                                                                                                                    * исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.                                               Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. 
 
 
 
 

    3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ

    Понятие социальной системы. Структура и типология  общества.

    Учёные  по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы  или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как  надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял  общество как систему отношений  между людьми, связующим началом  которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся  совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Во  всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной  системе элементов, находящихся  между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

    Система - это определённым образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство.

    Таким образом, социальная система - это целостное  образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в  историческом процессе, переходя из поколения  в поколение.

    Общественные  взаимодействия и отношения носят  надиндивидуальный, надличностный  характер, т.е. общество - это некоторая  самостоятельная субстанция, которая  по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений  и постепенно включается в неё.

    Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких  условиях это объединение людей  становится обществом?

    Признаки  общества как социальной системы таковы:

    1.объединение  не является частью какой-либо  более крупной системы (общества).

    2.браки  заключаются (преимущественно) между  представителями данного объединения.

    3.оно  пополняется преимущественно за  счёт детей тех людей, которые  уже являются его признанными  представителями.

    4.объединение  имеет территорию, которую считает  своей собственной.

    5.у  него есть собственное название  и своя история.

    6.оно  обладает собственной системой  управления (суверенитетом).

    7.объединение  существует дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида.

    Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

    Чтобы представить себе общество с точки  зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.

    Страна - это часть света или территории, которая имеет определённые границы  и пользуется государственным суверенитетом.

    Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип  режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру  правления (правительство, парламент).

    Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

    Каковы  же основные элементы структуры общества?

    Прежде  всего общество можно представить  как систему взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой  социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного  ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий  признак является доминирующим и  должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим  началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий  признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная  принадлежность, статус и т.д.) характер.

    Социальные  общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

    Идея  разделения общества на классы принадлежит  французским обществоведам ХVIII-ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж.

    Понятие социального слоя было введено в  науку первоначально как альтернатива марксистской трактовке классов  и имело больше идеологический (направлено против теории классовой борьбы), чем  научно разработанный характер. Однако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления  на слои стало важным предметом исследования социологии.

    Сейчас  можно говорить о том, что понятие  социального слоя значительно дополняет  классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп  населения в рамках отдельно взятого  класса.

    Социальная  группа - это наиболее общее и  специальное понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные  и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами  и традициями.

    Социальные  группы можно делить в зависимости  от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости  от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят  на малые, средние и большие.

    Говоря  о социальной структуре, обязательно  необходимо выделять и учитывать  особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как  относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о  них - второй вопрос).

    Субъекты  социальной системы вступают между  собой в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.

    Наиболее  общее деление социальных отношений  на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.

    При научном анализе социальной системы  конкретного общества необходимо учитывать  её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные характеристики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социология как наука об обществе. Её объект и предмет