Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 00:08, контрольная работа
Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ
ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ……………………………………………5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ
РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25
2. Концепция личности Фрейда
Другой
образ личности возник под влиянием
идей австрийского психиатра З.Фрейда,
рассматривавшего человека как систему
нужд, а общество – как систему
запретов, табу. Бессознательные стремления
личности образуют еёпотенциал и
основной источник активности, задают
мотивацию её действия. В силу невозможности
удовлетворения инстинктивных потребностей
в их естественно-природной форме
из-за социальных нормативных ограничений
человек вынужден постоянно искать
компромисс между глубинным влечением
и общественно приемлемой формой
его реализации. Модель личности, созданная
Фрейдом, представляет собой трёхуровневое
образование: низший слой (Оно или
Ид), представленный бессознательными
импульсами и «родовыми воспоминаниями»,
средний слой (Я или Эго) и верхнийслой
(Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы
общества, воспринятые человеком. Наиболее
жёсткие, агрессивные и воинственные
слои – Оно и Сверх-Я. Они с
обеих сторон «атакуют» психику
человека, порождая невротический тип
поведения. Эта модель личности, постоянно
обороняющейся от общественного
давления и находящейся в конфликте
с социальным окружением. Поскольку
по мере развития общества верхний
слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается,
становится более массивным и
тяжёлым, то и вся человеческая история
рассматривается Фрейдом как
история нарастающего психоза.
3. Поведенческая концепция
Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.
В
качестве стимулов может использоваться
любое «благо»: знание, власть, комфорт,
уважение, слава, деньги, но обязательно
социальное по своему источнику, которым
владеет и распоряжается общество. Чем
более ценно для человека вознаграждение,
тем чаще он будет демонстрировать соответствующее
поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем
прошлом человек испытывал вознаграждающее
воздействие со стороны других, тем менее
ценным становится для него каждое аналогичное
последующее действие. При переносе этого
принципа на уровень межличностных отношений
делается вывод, что добровольное воздействие
между партнёрами существует лишь до тех
пор, пока каждый из них считает, что он
в выигрыше, то есть что его «вклад» в ситуацию
меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
4. Деятельностный подход
В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория«деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак,
изучение личности опосредуется изучением
её деятельности и, по сути, сводится к:
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ
Понятие социальной системы. Структура и типология общества.
Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Система - это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Таким образом, социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Общественные
взаимодействия и отношения носят
надиндивидуальный, надличностный
характер, т.е. общество - это некоторая
самостоятельная субстанция, которая
по отношению к индивидам
Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?
Признаки общества как социальной системы таковы:
1.объединение
не является частью какой-либо
более крупной системы (
2.браки
заключаются (преимущественно)
3.оно
пополняется преимущественно
4.объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5.у
него есть собственное
6.оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
7.объединение
существует дольше средней
Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.
Страна
- это часть света или
Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Каковы же основные элементы структуры общества?
Прежде
всего общество можно представить
как систему взаимосвязанных
и взаимодействующих между
Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.
Идея
разделения общества на классы принадлежит
французским обществоведам
Понятие
социального слоя было введено в
науку первоначально как
Сейчас можно говорить о том, что понятие социального слоя значительно дополняет классовую модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.
Социальная
группа - это наиболее общее и
специальное понятие
Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие.
Говоря
о социальной структуре, обязательно
необходимо выделять и учитывать
особенности субъектов
Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.
Наиболее общее деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию.
При
научном анализе социальной системы
конкретного общества необходимо учитывать
её социально-этнические, социально-демографические,
социально-территориальные, социально-профессиональные
и социокультурные
Информация о работе Социология как наука об обществе. Её объект и предмет