Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:01, доклад
Если в предыдущей главе нам удалось ясно выразить свою мысль, то социологию можно считать интеллектуальным занятием, представляющим интерес для определенной категории людей. Однако социолог не вправе останавливаться на этом. Сам факт, что социология как дисциплина появилась только на конкретной стадии западной истории, должен заставить нас задуматься над вопросами: как стало возможным, что определенные индивиды занялись ею, и каковы предпосылки для подобных занятий.
В другой европейской
стране, Германии, где в XIX в. возникло мощное
социологическое движение, дело обстояло
несколько иначе. Позволю себе еще раз
сослаться на Маркса, который пи сал, что
те революции, которые французы делают
на баррикадах, немцы склонны совершать
в профессорских кабинетах. По край ней
мере, один из <академических> корней
революции, пожалуй, наиболее важный, можно
отыскать в мощном движении мысли, получившем
название <историзма>. Здесь не место
подробно рас сматривать историю этого
движения. Достаточно сказать, что оно
представляет собой попытку глубокого
философского осмысления потрясающего
ощущения относительности всех ценностей
в истории. Такое ощущение, осознание относительности
стало едва ли не неизбежным результатом
огромных достижений немецких историков
во всех областях знания. Социологическая
мысль, по крайней мере отчасти, возникла
из необходимости внести порядок и осмысленность
в то ощущение хаоса, которое вызвала у
иных наблюдателей эта громада исторических
знаний. Излишне подчеркивать, что общество,
в котором жил германский социолог, также
переживало изменения, как и общество,
в котором жил его французский коллега:
во второй половине XIX в. Германия стремительно
продвигалась к индустриальному могуществу
и объединению. Если обратимся теперь
к Америке, стране, где социология получила
самое широкое распространение, то обнаружим
(хотя и другое, отличное от Франции и Германии)
сочетание условий, которое опять-таки
сложилось на фоне стремительных и глубоких
социальных изменений. Наблюдая за развитием
Америки, мы можем зафиксировать еще один
мотив социологии, тесно связанный, но
не тождественный изобличительству, -
ее очарованность <изнаночной>, не столь
респектабельной стороной (сек тором)
жизни общества.
В любом, во всяком
случае в любом западном, обществе
можно выделить респектабельные и нереспектабельные
секторы. Американское общество в этом
отношении не составляет исключения. Но
американская респектабельность имеет
всепроникающий характер. Отчасти такую
специфику можно, вероятно, объяснить
наличием остаточных явлений пуританского
образа жизни. Еще более правдоподобно
связать ее с особой ролью, которую сыграла
буржуазия в формировании американской
культуры. Впрочем, какие бы причины ни
предшествовали этому, <разведение>
социальных явлений американской жизни
по упомянутым секторам не представляет
особых трудностей. Легко выделить официальную,
респектабельную Америку с ее символами
- Торговой палатой, церквями, школами
и другими центрами гражданского ритуала.
Но наряду с миром респектабельности существует
другая Америка, представленная в каждом
городе независимо от его размера, та Америка,
которая имеет иные символы и которая
говорит на другом языке. Этот язык - язык
игроков в пул и в покер, язык баров, борделей
и солдатских казарм, - вероятно, и есть
ее подлинная визитная карточка. Но есть
еще язык, сопровождающий дружный вздох
умиления двух коммивояжеров, сидящих
за рюмкой чая в вагоне-ресторане, который
воскресным утром проносится мимо опрятных
городков Среднего Запада с их столь же
опрятными жителями, спешащими к свежевыбеленным
молит венным домам. Этот язык недопустим
в компании дам и пасты рей, он живет главным
образом в устной передаче от одного поколения
Геккльберри Финнов к другому (правда,
в последние годы он встречается и на страницах
некоторых книг, написанных, по-видимому,
как раз для того, чтобы эпатировать дам
и пастырей). Эту <другую Америку>, говорящую
на другом языке, можно встретить всюду,
где есть люди, отлученные или отлучившиеся
сами от пристойного мира среднего класса.
Мы находим его в городских трущобах и
лачугах, а также в среде тех представителей
рабочего класса, которые не сильно преуспели
в продвижении по пути обуржуазивания.
Мы можем услышать его мощное звучание
в мире американских негров. Кроме того,
мы встречаем его в мирках тех людей, которые
по той или иной причине добровольно оставили
Мэйн Стрит и Мздисон Авеню, - в мире битников,
гомосексуалистов, бродяг, других <маргиналов>
и в <подпольных> мирах, надежно укрытых
от посторонних взглядов тех улиц, где
живут, работают, приятно проводят время
в кругу семьи почтенные люди (прав да,
в этих <подпольях> иногда оказываются
и самцы из породы <почтенных людей>,
где они счастливо развлекаются без семей).
Американская
социология, сразу принятая и в
академических кругах, и теми, чья
деятельность связана с благосостоянием,
с самого начала ассоциировалась с <официальной
Америкой>, с миром политиков местного
и национального масштаба. Современная
социология сохраняет свою респектабельность
- принадлежность к университетам, бизнесу
и правительству. Понятие <респектабельность>
в данном случае едва ли вызовет возражения,
разве что кое у кого из грамотных южан-расистов,
только и способных прочесть примечания
к решению о десегрегации (1954 г.). Однако
нельзя не отметить, что в американской
социологии всегда существовало мощное
течение, относящее себя к <другой Америке>,
- Америке крепкого словца и трезвого взгляда
на вещи, живущей с тем состоянием ума,
которое не приемлет мобилизующего и одурманивающего
воздействия официальной идеологии. Такой
неуважительный взгляд на сцену американской
жизни наиболее явно просматривается
в трудах Торнстейна Веблена>, одного
из видных американских социологов раннего
периода. Сама его биография представляет
собой своего рода упражнение в маргинальности:
обладал тяжелым, склочным характером;
родился в пограничье Висконсина на ферме
выходца из Норвегии; английский язык
учил как иностранный; всю жизнь вращался
в кругу морально и политически сомнительных
личностей; вечно кочевал по университетам;
неисправимый соблазнитель чужих жен.
Его видение Америки нашло отражение в
разоблачительной сатире, которой насквозь
пронизаны все работы Веблена, в частности
его знаменитая <Теория праздного класса>,
в которой без жалостно выставляется напоказ
все лицемерие высших слоев американской
буржуазии. Вебленовский взгляд на общество
легче всего представить как серию неблагонамеренных
интуитивных прозрений: его видение <престижного
потребления> направлено против стремления
среднего класса к <утонченности>; анализ
экономических процессов в терминах манипуляций
и растрат - против американского этоса
производительности; толкование махинаций
и спекуляций с недвижимостью - против
американской идеи о местном самоуправлении,
а весьма ядовитое описание университетской
жизни как надувательства и напыщенности
- против американского культа образования.
Мы не причисляем себя к неовебленианству,
ставшему модным среди некоторых молодых
американских социологов, и не утверждаем,
что Веблен был од ним из столпов социологии.
Мы лишь указываем на его неуемное любопытство
и проницательность как отличительные
особенности восприятия окружающей реальности,
которое исходит из тех уголков культуры,
где по воскресеньям встают бриться толь
ко к полудню. Этим мы не хотим сказать,
что проницательность как таковая является
признаком неуважения. Глупость и инертность
мышления, по всей видимости, довольно
равномерно распределены между всеми
социальными слоями. Но там, где есть ум
и где ему удается освободиться от шор
респектабельности, мы скорее можем ожидать
проницательного взгляда на общество,
чем в тех случаях, когда мир, каким его
рисует воображение оратора, принимается
за реальную жизнь.
Некоторые направления
эмпирических исследований в американской
социологии тоже демонстрировали очарованность
<изнаночной> стороной общества. Например,
оглядываясь на мощное развитие исследований
города, проведенных в 20-х годах в Чикагском
университете, поражаешься неодолимой
тяге исследователей к темным сторонам
городской жизни. Совет главной фигуры
этого движения Роберта Парка <не бояться
испачкать руки> в ходе исследований
его студенты нередко понимали слишком
буквально и проявляли повышенный интерес
к тому, что жители респектабельных кварталов
назвали бы <грязью>. Во многих исследованиях
чикащев ощущается огромное желание вскрыть
теневые стороны жизни большого города:
беспросветность трущоб, меланхолию доходных
домов, преступный мир и проституцию.
В качестве одного
из ответвлений так называемой Чикагской
школы выделилось социологическое
направление, изучавшее раз личные
профессии, занятия; своим появлением
оно в значительной степени обязано новаторским
работам Эвереста Хьюза и его студентов.
Здесь мы находим подлинное очарование
любым из возможных миров, в котором человеческое
существо живет и производит на свет себе
подобных, - не только миром респектабельных
профессий, но и таких, как водитель такси,
уборщик многоквартирного дома, профессиональный
боксер и музыкант джазбанда. Та же тенденция
обнаруживается в развернувшихся в Америке
после знаменитых работ Роберта и Холен
Линдов'> о <Мидлтаунео исследованиях
местных сообществ. В них неизбежно приходилось
пренебрегать официальными версиями относительно
жизни городских сообществ, видеть местную
социальную реальность не только такой,
какой она видится из городской управы,
но и такой, какой ее видят из городской
тюрьмы. Такая социологическая процедура
ipsofacto есть преодоление респектабельного
предубеждения о том, что только определенные
взгляды на мир заслуживают серьезного
отношения.
Мы не хотели
бы преувеличивать влияние подобных
исследований на сознание социологов.
Мы полностью осознаем, что не которым
из них был присущ элемент изобличительства
и романтизма. Кроме того, мы знаем, что
многие социологи являются столь же строгими
ревнителями респектабельного мировоззрения,
какими издавна слывут, к примеру, классные
дамы. Тем не менее, мы придерживаемся
того взгляда, что социологическое со
знание предрасположено к такому пониманию
миров, отличных от респектабельности
среднего класса, которое само по себе
содержит зерна интеллектуальной непочтительности.
В повторном исследовании <Мидлтауна>
Линды дали классический анализ менталитета
американского среднего класса в целой
серии <конечно-утверждений>, т.е. утверждений,
которые представляли собой столь безусловное
согласие, что ответ на любой вопрос непременно
начинался словом <конечно>. <Есть
ли в Америке свобода предпринимательства?>
- <Конечно!>; <Верно ли, что все важнейшие
решения принимаются с соблюдением демократических
процедур?> - <Конечно!>; <Является
ли моногамия естественной формой брака?>
- <Конечно!> Социолог, каким бы консерватором
и конформистом он ни был в частной жизни,
знает, что каждое из этих <конечно-утверждений>
отнюдь не бесспорно. Уже в силу такого
своего знания он оказывается на грани
непочтительности.
Мотив непочтительности
социологического сознания не обязательно
заключает в себе или подразумевает революционную
установку. Мы даже осмелимся утверждать,
что социологическое знание враждебно
революционным идеологиям, причем не вследствие
какой-то особой склонности к консерватизму,
а потому, что социология видит не только
сквозь иллюзии данного status qua, но и сквозь
иллюзорные ожидания относительно возможного
будущего, которые обычно составляют духовную
опору революционеров. Именно не свойственные
революционерам умеренность и трезвость
социологии мы ценим особенно высоко.
Говоря о ценностях, можно только сожалеть
о том, что само по себе социологическое
познание не обязательно сопровождается
большей терпимостью к человеческим слабостям.
На социальную реальность можно смотреть
и с состраданием, и с цинизмом - обе позиции
совместимы с трезвым взглядом на вещи.
Но независимо от того, сможет социолог
заставить себя относиться с симпатией
к изучаемым явлениям или нет, он всегда
будет в какой-то мере дистанцироваться
от принятых в обществе утверждений. Непочтительность
- неважно, выражается она в чувствах или
в преследуемых целях - должна, по возможности,
постоянно присутствовать в сознании
социолога. Он может отделить ее от остальной
своей жизни, прикрыть рутинными повседневными
за ботами разума и даже отвергнуть по
идеологическим соображениям. Однако
абсолютная почтительность будет означать
смерть социологии. В этом одна из причин
совершенного исчезновения истинной социологии
со сцены тоталитарных обществ, прекрасным
примером чему может служить нацистская
Германия. По своей природе социологическое
познание постоянно несет в себе потенциальную
угрозу для полицейских умов, поскольку
оно всегда склонно релятивизировать'>
претензии на абсолютную правоту, на которых
настаивают подобные умы.
Прежде чем закончить
главу, коснемся еще раз феномена релятивизации,
о котором мы уже не раз упоминали. Скажем
пря мо: социология очень созвучна духу
современности именно по тому, что она
представляет собой такое понимание мира,
в котором ценности радикально релятивизированы.
Эта релятивизация заняла столь большое
место в нашем образе повседневности,
что нам сейчас трудно осознать до конца,
как могли существовать, а кое-где существуют
до сих пор, закрытые культуры с абсолютно
обязательным для всех людей мировоззрением.
Американский социолог Дэниел Лернер,
исследовавший Ближний Восток, четко показал,
что <современное сознание> - совершенно
новый тип сознания для этих стран. С позиций
традиционного менталитета, нечто всегда
есть то, чем оно является в данных условиях,
и невозможно даже вообразить, чтобы оно
могло быть чем-то иным. В отличие от <традиционного
сознания> <современное сознание>
подвижно. Человек с таким сознанием легко
может поставить себя на место другого,
живущего в иных социальных условиях,
легко может представить себя живущим
в другом месте и занимающимся другим
делом. Например, Лернер обнаружил, что
некоторые неграмотные респонденты словно
шутя отвечали на вопрос о том, что они
стали бы делать на месте своих правителей,
и совершенно не знали, как отвечать на
вопросы о том, что могло бы заставить
их покинуть родную деревню. Иными словами,
можно сказать, что традиционные общества
устанавливают строгие и неизменные границы
идентификации. В современном же обществе
они неопределенны и подвижны. Никто реально
не знает, чего следует ожидать от правителя,
родителей, культурного человека или кого
считать нормальным в сексуальном плане.
В каждом случае за разъяснениями обращаются
к многочисленным экспертам. Книгоиздатель
рассказывает нам о том, что такое культура,
дизайнер - о том, каких вкусов мы должны
придерживаться, психоаналитик - кто мы
есть на самом деле. Жизнь в современном
обществе - это калейдоскопическая смена
ролей.
Снова нам приходится
бороться с искушением поговорить подробнее
на данную тему, поскольку это может увести
нас далеко в сторону от первоначального
замысла и втянуть в обсуждение социально-психологической
проблематики современной жизни вообще.
Вместо этого мы остановимся на интеллектуальном
аспекте современной ситуации, поскольку
именно в нем мы усматриваем важную характеристику
социологического сознания. Беспрецедентный
масштаб географической и социальной
мобильности в современном обществе ведет
к появлению столь же бес прецедентно
огромной возможности для индивида познакомиться
с самыми разнообразными мирами. Впечатления
от других куль тур, которые ранее были
доступны только редким путешественникам,
теперь нам <доставляются на дом> средствами
массовой коммуникации. Кто-то однажды
определил сформированную благодаря этому
искушенность горожанина как способность
сохранять невозмутимое спокойствие даже
при виде под окнами собственного дома
человека в тюрбане, с набедренной повязкой
и змеей на шее, бьющего в там-там и ведущего
на поводке тигра. Несомненно, существуют
разные степени искушенности, но определенная
доля ее есть у каждого ребенка, который
смотрит телевизор. Не вызывает сомнения
и то, что эта искушенность за частую весьма
поверхностна и не может противостоять
реальному влиянию со стороны альтернативных
образов жизни. Вместе с тем безмерно расширившиеся
возможности путешествовать, реально
или в воображении, предполагают, по крайней
мере, потенциальное осознание того, что
привычная культура с ее базовыми ценностями
относительна во времени и пространстве.
Социальная мобильность, т.е. движение
из одной социальной страты в другую, усиливает
эффект релятивности. Всюду, где происходят
процессы индустриализации, в социальную
систему привносится новый динамизм. Массы
людей начинают менять свои групповые
и индивидуальные социальные позиции,
и обычно такие изменения идут по направлению
<вверх>. Вместе с этим движением нередко
и сама жизнь индивида вовлекается в <путешествие>,
причем не только по различным социальным
группам, но и по интеллектуальным мирам,
которые, так сказать, привязаны к этим
группам. Так, курьер-баптист, регулярно
читающий , став младшим администратором,
переходит в епископальную церковь и начинает
выписывать , а жена преподавателя, получившего
кафедру, от списка бестселлеров может
обратиться к Прусту или Кафке.
Имея в виду
эту всеобъемлющую неустойчивость мировоззрений
в современном обществе, не следует удивляться
тому, что наша эпоха характеризуется
как эпоха обращения (перехода из одной
веры в другую, смены убеждений. - Пер).
Неудивительно также, что именно интеллектуалы
склонны радикально и с изумляющей регулярностью
менять свои взгляды на мир. Интеллектуальная
притягательность жестких, теоретически
завершенных систем, таких, как католицизм
или коммунизм, обсуждалась не однократно.
Психоанализ во всех его формах можно
понимать как институциализированный
механизм обращения, в котором индивид
меняет взгляд не только на самого себя,
но и на мир в целом. Популярность разного
рода новых культов и верований разной
степени интеллектуальной утонченности,
зависящей от образовательного уровня
их адептов, служит еще одним свидетельством
склонности к обращению наших современников.
Современного человека, особенно образованного,
постоянно терзают сомнения относительно
собственной природы и природы все ленной,
в которой он живет. Иными словами, сознание
относительности, которое во все исторические
эпохи было скорее уде лом узкого круга
интеллектуалов, сегодня оказывается
широко распространенным культурным фактом,
пронизавшим социальную систему до самых
нижних ее этажей.