Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:01, доклад
Если в предыдущей главе нам удалось ясно выразить свою мысль, то социологию можно считать интеллектуальным занятием, представляющим интерес для определенной категории людей. Однако социолог не вправе останавливаться на этом. Сам факт, что социология как дисциплина появилась только на конкретной стадии западной истории, должен заставить нас задуматься над вопросами: как стало возможным, что определенные индивиды занялись ею, и каковы предпосылки для подобных занятий.
Возьмем другой
пример. Протестантские вероисповедания
Америки широко различаются, так
сказать, по <устройству>, т.е. по официально
определенным способам их функционирования.
Можно говорить о епископальном, пресвитерианском
и конгрегационалистском <устройствах>
(имея в виду не вероисповедания, обозначенные
этими названиями, а формы церковного
управления, которые имеют место в различных
вероисповеданиях, например, епископальная
форма принята у епископальной церкви
и у методистов, конгрегационалистская
- у конгрегационалистов и баптистов).
Почти во всех случаях такие <устройства>
складывались в ходе длительного исторического
развития и имели свои теологические обоснования,
по поводу которых эксперты в области
церковных учений продолжают вести бесконечные
споры. Если социолог заинтересуется управлением
вероисповеданий в Америке, то ему не надо
будет особенно долго сосредоточиваться
на этих официально принятых терминах.
Вскоре он обнаружит, что проблемы реальной
власти и организации имеют мало общего
с <устройством> в теологическом смысле.
Ему ста нет ясно, что независимо от числа
верующих базовая форма организации всех
вероисповеданий - бюрократическая. Логика
административного поведения диктуется
бюрократическими процессами и очень
редко точкой зрения, скажем, епископальной
или конгрегационистской доктрины. Социолог-исследователь
быстро <заглянет за> множество пугающих
обозначений иерархов церковной бюрократии
и точно определит, кто из них реально
обладает исполнительной властью, при
этом не важно, как они называются - <епископами>,
<завотделами> или <председателями
синода>. Подход к церковной иерархии
как к одной из бюрократических систем
дает социологу возможность вскрыть происходящие
внутри организации процессы, обнаружить
внутренние и внешние влияния, испытываемые
теми, кто, согласно теории, облечен властью.
Иными словами, за фасадом <церковных
устройств> социолог увидит работу бюрократического
аппарата, который, как, например, в Методистской
церкви, не слишком отличается от аппарата
любой федеральной службы, компании <Дженерал
Моторс> или Объединенного профсоюза
рабочих автомобильной промышленности.
Или возьмем
пример из экономической жизни. Управляющий
персоналом какого-нибудь промышенного
предприятия будет с наслаждением вычерчивать
вам яркие красочные схемы, которые, якобы,
демонстрируют управление производственным
процессом: здесь каждый знает свое место,
каждый знает, от кого он получает распоряжения
и кому должен их передавать; каждый член
коллектива имеет свою, предписанную только
ему роль в <великой драме> производства.
В реальности же всегда все бывает иначе,
и хорошие управляющие это прекрасно знают.
На официальную схему организации накладывается
более запутанная, и едва различимая сеть
межгрупповых отношений, привязанностей,
предрассудков, антипатий и (что еще важнее)
поведенческих кодов. В промышленной социологии
накоплено множество данных о действии
таких неформальных сетей, складывающихся
на разных стадиях развития коллективов
и либо вступающих в противоречие с официальной
системой, либо подстраивающихся под нее.
Очень сходное сосуществование формальной
и неформальной организаций обнаруживается
везде, где большое количество людей живут
или работают вместе в условиях единого
дисциплинарного режима, - в армии, в тюрьмах,
больницах, школах, в том числе в <тайных
братствах>, которые заключают между
собой дети и о которых так редко знают
взрослые. Социолог, опять-таки, будет
стараться пройти сквозь дымовую завесу
официальных версий реальности (версий
бригадира, офицера, учителя) и попытается
уловить сигналы, исходящие от <скрытого
мира> (от мира рабочего, солдата, школьника).
Приведем еще
один пример. В западных странах, особенно
в Америке, принято считать: мужчины и
женщины вступают в брак потому, что любят
друг друга. Существует широко распространенный
миф о любви как о сильном, неодолимом
чувстве, сметающем все преграды, как о
таинстве, которое пытаются постичь большинство
молодых, а иногда и не очень молодых людей.
Однако при исследовании реальных причин
заключения браков не вольно возникает
подозрение, что Купидон пускает свои
стрелы в сердца людей независимо от их
принадлежности к какому-либо классу,
расе, религии, к группе с определенными
доходами и образованием. Если предшествующее
свадьбе поведение (его еще обозначают
словом <ухаживание>, скорее вводящим
в заблуждение, нежели что-то проясняющим)
исследовать глубже, то откроются такие
каналы взаимодействия, которые подчас
регламентируют поведение не менее жестко,
чем ритуалы. Это подозрение усиливается
по мере того, как выясняется, что в большинстве
случаев не столько чувство любви порождает
особые отношения, сколько, наоборот, точно
выверенные и часто заранее спланированные
отношения вызывают желаемое чувство.
Иначе говоря, люди позволяют себе <влюбиться>,
когда для этого есть (или специально создаются)
определенные условия. Социолог, изучающий
формы <ухаживания> и брака, вскоре
обнаруживает сложную сеть мотивов, тысячами
нитей связанных со всей институциональной
структурой, внутри которой человек проводит
свою жизнь, - с классом, карьерой, материальными
притязаниями, стремлением к власти и
престижу. Теперь он начинает рассматривать
чудо любви как нечто синтетическое, сложное.
Это не значит, что социолог всякий раз
будет объявлять любое романтическое
объяснение брака иллюзорным. Но, опять-таки,
он будет <заглядывать за непосредственную
данность> и общепринятые интерпретации.
Наблюдая за парочкой влюбленных, которая
любуется луной, социологу необязательно
отрицать особую эмоциональность этой
подлунной сцены. Но прежде всего он будет
наблюдать механизм, составляющий структуру
сцены в ее <целуйных> аспектах: престижность
марки автомобиля, из которого ведется
наблюдение; соображения вкуса и тактики,
определяющие костюмы наблюдателей; множество
поведенческих и вербальных признаков
их социального положения. Этот механизм
задает определенное социальное пространство
и внутреннюю тональность всей ситуации.
Теперь ясно,
что проблемы, интересующие социолога,
не обязательно являются <проблемами>
для других людей. То, что официальные
лица, печать (и, увы, некоторые учебники
по социологии) сообщают о <социальных
проблемах>, только затемняет суть дела.
Обычно люди говорят о <социальных проблемах>
тогда, когда в обществе происходит что-то
не так, как предполагалось согласно официальным
объяснениям. В этом случае они ждут, что
социолог изучит <проблему> (т.е. ситуацию,
которую они так определили) и, может быть,
найдет какое-то <решение>, которое
поможет устранить ее к их общему удовольствию.
Однако вопреки такого рода ожиданиям
очень важно понимать, что социологическая
проблема есть нечто совершенно отличное
от <социальной проблемы> в указанном
смысле. Например, было бы наивно заниматься
<проблемой> преступности только потому,
что право охранительные органы определяют
ее как проблему, или разводом - лишь потому,
что это является <проблемой> для блюстителей
нравственности. Можно сказать еще яснее:
<проблема> бригадира, как добиться
от людей более эффективной работы, или
<проблема> пехотного офицера, как воодушевить
солдат пойти в атаку, могут не быть <проблемами>
для социолога (за исключением тех случаев,
когда социолога нанимают корпорация
или армия специально для исследования
подобных проблем). Социологическая проблема
всегда заключается в понимании того,
что происходит в рамках социального взаимодействия.
Таким образом, социологическая проблема
заключается не столько в том, почему что-то
<идет не так> с точки зрения властей
или режиссеров, работающих на социальной
сцене, а прежде всего в том, как действует
система в целом, каковы исходные предпосылки
ее существования и за счет каких средств
поддерживается ее единство. Фундаментальные
социологические проблемы - не преступление,
а закон, не развод, а брак, не расовая дискриминация,
а расово обусловленная стратификация,
не революция, а форма правления.
Эту точку зрения
можно пояснить следующим примером.
Цель организации подросткового
клуба в районе с преобладанием
выходцев из низших классов - отвлечь тинэйджеров
от участия в общественно неодобряемых
действиях подростковой банды. Система
координат, в рамках которой социальные
работники и по лицейские чины определяют
<проблемность> этой ситуации, формируется
миром среднего класса, с позиций его респектабельных,
общественно одобряемых ценностей. Если
то, что подростки катаются на краденых
автомобилях, есть <проблема>, тогда
<решением> ее можно считать их приход
в местный клуб для участия в коллективных
играх. Но если сменить систему координат
и взглянуть на ситуацию с точки зрения
лидера подростковой группы, то все окажется
наоборот. Для него <проблемой> станет
сплочение банды в ситуации, когда подростков
станут отвлекать от той деятельности,
которая дает банде престиж в ее социальном
окружении, и если социальные работники
уберутся в свои благополучные кварталы,
откуда пришли, то это и будет ее <решением>.
Короче говоря, то, что составляет <проблему>
для одной социальной системы, воспринимается
как нормальный порядок вещей другой системой,
и наоборот. Представители этих двух систем
определяют лояльность и нелояльность,
сплоченность и отклонение с совершенно
противоположных позиций. Конечно, ориентируясь
на собственные ценности, социолог может
считать респектабельный мир среднего
класса более желательным и по тому оказывать
помощь работникам подросткового клуба,
который является миссионерским аванпостом
in partibus infideliunf. Но такая его позиция - не
повод для оправдания самого отождествления
того, что составляет головную боль официальных
лиц, с тем, что является <проблемой>
с социологической точки зрения. Если
социолог захочет решать подобные <проблемы>,
то ему не обходимо будет понять всю социальную
ситуацию в целом, ценности и способы действия
обеих систем, а также формы их сосуществования
во времени и пространстве. Именно это
умение видеть любую ситуацию с позиций
обеих конкурирующих систем является,
как мы покажем далее, отличительной чертой
социологического сознания.
Мы утверждаем,
что социологическому сознанию присущ
особый изобличительный мотив. Сама
логика его науки подталкивает социолога
к развенчанию тех социальных систем,
которые он изучает. Причину такого стремления
постоянно срывать маски необязательно
видеть в его темпераменте и наклонностях.
В самом деле, вполне может случиться,
что социолог, сам по себе спокойный и
совершенно не склонный нарушать комфорт
собственного социального существования,
все же будет вынужден в своей деятельности
бросить вызов тому, что окружающие его
люди воспринимают как данность. Иными
словами, мы утверждаем, что корни изобличительного
мотива в социологии имеют не психологическую,
а методологическую природу. Социологическая
система координат вместе с встроенной
в нее процедурой поиска иных уровней
реальности, нежели те, что даются в официальных
интерпретациях общества, несет в себе
некий логический императив, побуждающий
социолога срывать покровы с пропаганды
и обмана, которыми люди прикрывают свои
поступки по отношению друг к другу. Это
требование изобличений является одной
из тех характеристик, которые делают
социологию созвучной настроениям нашей
эпохи.
Склонность к
изобличению можно
Изобличительная
тенденция социологии присутствует
во всех теориях, которые подчеркивают
автономность социальных процессов. Например,
Эмиль Дюркгейм>, основавший наиболее
значительную французскую социологическую
школу, подчеркивал, что общество есть
особая реальность sui generic , т.е. такая реальность,
которую нельзя свести ни к психологическим,
ни к каким-то иным факторам, поддающимся
научному анализу. Результатом такой точки
зрения стало высокомерное пренебрежение
Дюркгеймом преднамеренными действиями,
мотивами и соображения ми при изучении
различных явлений. Пожалуй, наиболее
отчетливо это выразилось в широко известном
исследовании само убийств, описанном
в работе с таким же названием: личные
намерения тех, кто совершил самоубийство
или предпринял попытку к самоубийству,
совершенно не анализировались, зато тщательно
изучались статистические данные о всевозможных
социальных характеристиках индивидов.
Согласно Дюркгейму, жить в обществе -
значит быть во власти его логики, и часто
люди следуют ей, совершенно не подозревая
об этом. Нередко для того чтобы раскрыть
внутреннюю динамику общества, социолог
вынужден пренебрегать ответами на его
вопросы самих субъектов социального
действия и искать объяснения, скрытые
от их сознания. Этот особый дюркгеймовский
подход перекочевал в теоретическое направление,
которое называют функционализмом. В функциональном
анализе общество рассматривается с точки
зрения его функций и предстает как система,
функции которой часто скрыты или недоступны
для понимания тех, кто действует внутри
нее. Американский социолог Роберт Мертон>
удачно выразил этот подход, введя понятия
явных и латентных (скрытых) функций. Первые
осознаваемые и произвольные функции
социальных процессов, вторые - неосознаваемые
и непреднамеренные. Так, явной функцией
запрещающего азартные игры закона может
быть их прекращение, а латентной - создание
подпольной империи игорного бизнеса.
Христианские миссии в африканской глубинке
явно стремились обратить ее жителей в
христианство, а латентно способствовали
разрушению местных племенных культур
и, таким образом, дали мощный толчок процессам
социальной трансформации. Контроль Коммунистической
партии над всеми сферами жизни общества
явно был призван поддерживать господство
революционного духа, латентно же породил
новый класс удобно устроившихся бюрократов,
несомненно, буржуазных по своим взглядам
и устремлениям и все менее склонных к
самоотречению и преданности идеалам,
что было свойственно большевикам. Явная
функция многих добровольных организаций
в Америке заключается в объединении людей
и служении на благо общества, латентная
- в присвоении статусных признаков тем,
кому разрешается принадлежать к подобным
организациям.
Центральное для
некоторых социологических
Как уже отмечалось,
социологическое сознание возникает
тог да, когда общепринятые или
официально установленные трактовки
общества становятся шаткими. Отличным
примером для осмысления ситуации появления
социологии служит Франция (родина социологии),
где именно попытки интеллектуально охватить
последствия Французской революции, т.е.
не только великих потрясений 1789 г., но
и того, что Токвиль назвал длительной
Революцией XIX в., и составили основу новой
дисциплины. По аналогии с Францией нетрудно
понять состояние социологии в условиях
стремительной трансформации современного
общества, разрушения фасадов, обесценивания
старых верований и по явления новых грозных
сил на общественной сцене.