Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:38, контрольная работа
На большинстве факультетов любого вуза социология изучается как правило на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах в российском обществе: социальной стратификации, социальной мобильности, социальных конфликтах и т.д.
Вариант №5
1. Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста.
2. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).
3. Сущность ролевой теории личности.
4. Социальное поведение, его виды.
5. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.
6. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.
7. Особенности образования в условиях информационного общества.
8. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды и достоинства.
9. Интервьюирование, его особенности, основные требования к интервьюеру.
10. Возможности и особенности использования социологической информации.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.
1. Организацией может называться
искусственное объединение
2. Термин «организация»
может обозначать определенную
деятельность по организации,
включающую в себя
3. Под «организацией» может
мыслиться характеристика
Можно выделить следующие элементы социальной организации: социальная структура, цели, члены (участники) организации, технологии, внешнее окружение.
Социальная структура
является центральным элементом
любой организации. Она относится
к шаблонным, или регулируемым, аспектам
взаимоотношений между
Цели очень важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания.
Члены организации, или участники — важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т.е. все социальные позиции в организации.
Организация с точки зрения технологии — это место, где производится определенного вида работа. Термин «технология» используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком понимании (называется ноу-хау) — это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.
Внешнее окружение. Каждая организация
существует в специфическом физическом,
технологическом, культурном и социальном
окружении. Она должна адаптироваться
к нему и сосуществовать с ним.
Нет организаций
Современные общества, вовлекаясь в процессы глобализации, приобретают новое качественное состояние, которое можно назвать информационным.
Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения концепции непрерывного образования, т. е. образования, которое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.
Непрерывное образование
— принцип организации
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем направленного визуального и служебного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования сведений касающихся изучаемого объекта.
Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своего интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий и т.д. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на его оценку и интерпретацию.
В зависимости от целей
и задач осуществляемого
- нестандартизированное и стандартизировное наблюдение;
- невключаемое и включаемое наблюдение;
- полевое и лабораторное наблюдение;
- системное и случайное наблюдение;
- контролируемое и неконтролируемое наблюдение
Наблюдение применяется
тогда, когда информация, необходимая
исследователю, не может быть получена
никакими иными способами, например,
при изучении поведения людей
на митингах, концертах рок-группы и
т.д. Данный метод применяется также
при изучении поведения людей
в привычных, часто повторяющихся
обстоятельствах, когда действия индивидов
и групп приобретают «
Интервьюирование - форма
очного проведения опроса, при котором
исследователь находится в
- вопросов без ответов при нем практически не бывает;
- неопределенные или
- имеется возможность
наблюдения за респондентом и
фиксации не только его
- получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Идеальное интервью внешне - это оживленная, непринужденная беседа, но на самом деле это не совсем так - это псевдобеседа. Главное достоинство - более широкие возможности для получения информации. Главный недостаток - влияние интервьюера и особая "психологическая ситуация", в которой находится кандидат. Необходимо учитывать особую "психологическую ситуацию", складывающуюся во время проведения интервью: каждый кандидат идет на разговор с боязнью, ведь в конце концов он хочет занять руководящую должность или стать государственным служащим. У большинства кандидатов появляется своего рода "страх". Этот "страх", в частности, проявляется двояко:
- во-первых, через невербальные
реакции. Человек будет сидеть
на краешке стула,
- во- вторых, диафрагма его
скована и препятствует
Необходимо отметить, что в самом начале интервью такая ситуация является нормальной. Однако, если претендент через 10 минут все еще продолжает напряженно и скованно сидеть на краешке стула, тогда можно полагать, что интервьюеру не удалось внушить доверия к себе и к представляемой Вами организации.
То, что интервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему, по крайней мере, два специфических требования. Интервьюер должен обладать умением "сходиться с людьми", располагающими информацией и быть тщательно подготовленным к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным.
Знание психологических
особенностей общения так же
важно, как и уровень
Социологической информацией называются любые эмпирические данные, которые содержат информацию о социальной реальности: социальных явлениях, социальных процессах, социальных общностях, социальных институтах, социальных системах, социальных группах и других социальных феноменах. Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками: является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация; отражает объективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Социологическая информация, несомненно, относится к научной информации.
Социологическое исследование
- это надежный способ познания социальной
реальности, позволяющий постичь
сущность тех или иных явлений
и процессов. Оно дает возможность
специалисту в любой области
учесть социальные последствия определенных
действий, повысить эффективность деятельности,
уменьшить возможность и
Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе.
Важнейшую роль социологические исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.
Практическое задание.
Задание 1.
Составьте сравнительную таблицу «Особенности русской социологии», где покажите, какие, на ваш взгляд, идеи, так сказать, пришли с запада, а какие являются глубоко оригинальными и новаторскими.