Социология эстетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

На большинстве факультетов любого вуза социология изучается как правило на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах в российском обществе: социальной стратификации, социальной мобильности, социальных конфликтах и т.д.

Содержание

Вариант №5
1. Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста.
2. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).
3. Сущность ролевой теории личности.
4. Социальное поведение, его виды.
5. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.
6. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.
7. Особенности образования в условиях информационного общества.
8. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды и достоинства.
9. Интервьюирование, его особенности, основные требования к интервьюеру.
10. Возможности и особенности использования социологической информации.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.

Работа содержит 1 файл

социология эстетика КР.docx

— 50.37 Кб (Скачать)

1. Организацией может называться  искусственное объединение институционального  характера, занимающее определенное  место в обществе и предназначенное  для выполнения более или менее  ясно очерченной функции. В  этом смысле организация выступает  как социальный институт с  известным статусом и рассматривается  как автономный объект. В таком  значении словом «организация»  можно назвать, например, предприятие,  орган власти, добровольный союз  и т.д.

2. Термин «организация»  может обозначать определенную  деятельность по организации,  включающую в себя распределение  функций, налаживание устойчивых  связей, координацию и т.д. Здесь  организация выступает как процесс,  связанный с целенаправленным  воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора  и контингента организуемых. В  этом смысле понятие «организация»  совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может  мыслиться характеристика степени  упорядоченности какого-то объекта.  Тогда этим термином обозначают  определенную структуру, строение  и тип связей, выступающих как  способ соединения частей в  целое, специфический для каждого  рода объектов. В этом смысле  организация объекта – это  свойство, атрибут последнего.

Можно выделить следующие  элементы социальной организации: социальная структура, цели, члены (участники) организации, технологии, внешнее окружение.

Социальная структура  является центральным элементом  любой организации. Она относится  к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками  организации. Существуют две точки  зрения на социальную структуру группы: с одной стороны, нормативная  структура, с другой — фактическая  структура. Нормативная структура  включает в себя ценности, нормы  и ролевые ожидания. Что касается фактической структуры, то её можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.

Цели очень важны, так  как ради их достижения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное  время. Цель рассматривается как  желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя  свою активность, члены организации  для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания.

Члены организации, или участники — важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т.е. все социальные позиции в организации.

Организация с точки зрения технологии — это место, где производится определенного вида работа. Термин «технология» используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком понимании (называется ноу-хау) — это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.

Внешнее окружение. Каждая организация  существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи  с окружающим миром.

 

  1. Особенности образования в условиях информационного общества.

 

Современные общества, вовлекаясь в процессы глобализации, приобретают  новое качественное состояние, которое  можно назвать информационным.

Особенности развития обществ  в современном мире выдвинули  необходимость разработки и внедрения  концепции непрерывного образования, т. е. образования, которое следовало  бы за человеком всю жизнь, стало  бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования  напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.

Непрерывное образование  — принцип организации образования, объединяющий все его ступени, виды и формы (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное) в единую целостную систему, обеспечивающую возможность обновления, пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека — от раннего детства  до старости. Соответственно этому  принципу строится и содержание образования, обеспечивающее последовательность и  преемственность усвоения знаний на разных этапах непрерывного образования. В современном постиндустриальном, информационном обществе социумом представлены человеку практически неограниченные возможности в получении образования, в выборе того или иного типа образованности. Он меньше связан с происхождением, в силу социальной динамики и мобильности индивидов, он меньше связан ограниченностью собственных возможностей, в силу высокой технологичности и многообразия методов обучения которые адаптированы для широкого диапазона способностей. Наконец он меньше зависим от родного языка и этнической принадлежности, в результате глобализации и стандартизации образования и интернационализации языков культуры. В пределе возможности выбора человека вариантов образования и образованности ограничены только его ориентацией в мире ценностей.

 

  1. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды и достоинства.

 

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем направленного визуального и служебного восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей исследования сведений касающихся изучаемого объекта.

Для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с  изучаемым объектом. Наблюдатель  воспринимает изучаемый социальный объект через призму своего интеллекта, эмоций, симпатий и антипатий и т.д. Все это накладывает определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения, так и на его оценку и интерпретацию.

В зависимости от целей  и задач осуществляемого социального  наблюдения, положения и роли наблюдателя  в изученной ситуации, по степени  формализации, по условиям организации  выделения нескольких видов наблюдения:

- нестандартизированное и стандартизировное наблюдение;

- невключаемое и включаемое наблюдение;

- полевое и лабораторное наблюдение;

- системное и случайное наблюдение;

- контролируемое и неконтролируемое наблюдение

Наблюдение применяется  тогда, когда информация, необходимая  исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей  на митингах, концертах рок-группы и  т.д. Данный метод применяется также  при изучении поведения людей  в привычных, часто повторяющихся  обстоятельствах, когда действия индивидов  и групп приобретают «автоматизированный  характер, а также в экстремальных  случаях − для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может  быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами.

 

  1. Интервьюирование, его особенности, основные требования к интервьюеру.

 

Интервьюирование - форма  очного проведения опроса, при котором  исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод  предпочтительнее анкетирования в  следующих отношениях:

- вопросов без ответов  при нем практически не бывает;

- неопределенные или противоречивые  ответы могут быть уточнены;

- имеется возможность  наблюдения за респондентом и  фиксации не только его вербальных  ответов, но и невербальных  реакций; 

- получаемая информация  полнее, глубже и достовернее  по сравнению с анкетой. 

Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость  большого числа интервьюеров, невозможность  его использования в ситуациях  краткосрочных массовых опросов. Для  начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной  подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя  неоднозначных наборов знаний и  умений.

Идеальное интервью внешне - это оживленная, непринужденная беседа, но на самом деле это не совсем так - это псевдобеседа. Главное достоинство - более широкие возможности для  получения информации. Главный недостаток - влияние интервьюера и особая "психологическая ситуация", в которой находится кандидат. Необходимо учитывать особую "психологическую ситуацию", складывающуюся во время проведения интервью: каждый кандидат идет на разговор с боязнью, ведь в конце концов он хочет занять руководящую должность или стать государственным служащим. У большинства кандидатов появляется своего рода "страх". Этот "страх", в частности, проявляется двояко:

- во-первых, через невербальные  реакции. Человек будет сидеть  на краешке стула, неестественно  выпрямившись, закрывшись от общения;

- во- вторых, диафрагма его  скована и препятствует нормальному  дыханию, что отрицательно отражается  как на его речи, так и на  общем состоянии.

Необходимо отметить, что  в самом начале интервью такая  ситуация является нормальной. Однако, если претендент через 10 минут все  еще продолжает напряженно и скованно сидеть на краешке стула, тогда можно  полагать, что интервьюеру не удалось  внушить доверия к себе и к  представляемой Вами организации.

То, что интервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему, по крайней  мере, два специфических требования. Интервьюер должен обладать умением "сходиться  с людьми", располагающими информацией и быть тщательно подготовленным к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным.

 Знание психологических  особенностей общения так же  важно, как и уровень компетентности  и подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько интервьюеру удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации. Готовясь к интервью, интервьюер как правило, решает не только различного рода организационные вопросы (договаривается о времени и месте встречи, определяет, какие технические средства записи будут использованы и т. д.), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специальной литературой, составляет приблизительный вопросник, наконец, мысленно «обкатывает» сценарий будущей беседы. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативности встречи.

 

  1.  Возможности и особенности использования социологической информации.

 

Социологической информацией  называются любые эмпирические данные, которые содержат информацию о социальной реальности: социальных явлениях, социальных процессах, социальных общностях, социальных институтах, социальных системах, социальных группах и других социальных феноменах. Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками: является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация; отражает объективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Социологическая информация, несомненно, относится к научной информации.

Социологическое исследование - это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь  сущность тех или иных явлений  и процессов. Оно дает возможность  специалисту в любой области  учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия  ошибок. По образному выражению П.Сорокина, оно позволяет "понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным".

Информация, полученная в  ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем  в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его  помощью можно выяснить скрытые  качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие  в их основе.

Важнейшую роль социологические  исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и  перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических  общностей, раскрыть особенности социального  положения и жизнедеятельности  различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.

 

Практическое задание.

 

Задание 1.

Составьте сравнительную  таблицу «Особенности русской социологии», где покажите, какие, на ваш взгляд, идеи, так сказать, пришли с запада, а какие являются глубоко оригинальными  и новаторскими.

Информация о работе Социология эстетика