Социология эстетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

На большинстве факультетов любого вуза социология изучается как правило на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах в российском обществе: социальной стратификации, социальной мобильности, социальных конфликтах и т.д.

Содержание

Вариант №5
1. Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста.
2. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).
3. Сущность ролевой теории личности.
4. Социальное поведение, его виды.
5. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.
6. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.
7. Особенности образования в условиях информационного общества.
8. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды и достоинства.
9. Интервьюирование, его особенности, основные требования к интервьюеру.
10. Возможности и особенности использования социологической информации.
Практическое задание.
Итоговый тест.
Литература.

Работа содержит 1 файл

социология эстетика КР.docx

— 50.37 Кб (Скачать)

Вариант №5

 

  1. Значение изучения социологии для  подготовки современного специалиста.
  2. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).
  3. Сущность ролевой теории личности.
  4. Социальное поведение, его виды.
  5. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.
  6. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.
  7. Особенности образования в условиях информационного общества.
  8. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды и достоинства.
  9. Интервьюирование, его особенности, основные требования к интервьюеру.
  10. Возможности и особенности использования социологической информации.

Практическое задание.

Итоговый тест.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение изучения социологии для подготовки современного специалиста.

 

Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых  специалистов, являясь составной  частью их общего и профессионального  образования.

На большинстве факультетов  любого вуза социология изучается как правило на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах в российском обществе: социальной стратификации, социальной мобильности, социальных конфликтах и т.д. Знакомятся с методологией и методикой социальных исследований, методами прогнозирования и моделирования социальных процессов. Использование проблемной постановки вопросов лекционного курса позволяет привлечь студентов к активному участию в решении обозначенных проблем. Однако пути и формы приобретения социологических знаний все больше смещаются, во-первых, в сторону увеличения доли самостоятельной работы студентов, во-вторых, в сторону все большего уяснения, понимания приобретаемых знаний, личностной ориентации в нем, умения экстраполировать на себя («как действовать со знанием дела?», «Как быть?», т.е. на какие ценности следует полагаться, какую позицию занимать?).

Следовательно, изучение социологии направлено на осмысленное восприятие теоретических знаний, их соотнесения  с реальной практикой в целях  оптимальной ориентации в социальном окружении, развития и совершенствования  личностного интеллектуального и общекультурного потенциала.

Особое место в формировании компетенций студентов при изучении социологии, принадлежит семинарским  занятиям по этой дисциплине. Главной целью каждого из них становится сегодня формирование и развитие у студентов умений и навыков использования усвоенных знаний в конкретных ситуациях. В связи с этим повышается роль использования различных методических приемов активизации познавательной деятельности студентов. Прежде всего, это может быть доклад по самостоятельно выбранной теме курса, но подготовленный в соответствии с общими требованиями: обоснования актуальности темы, уровня ее научной проработки, собственного видения темы, проблем и путей их решения. Учет этих требований побуждает студента к самостоятельному осмыслению содержания темы, целенаправленному отбору наиболее важного и интересного материала. Разработка презентации к докладу, содержащей в наглядной форме схемы, таблицы, графики, понятийный аппарат, выводы, раскрывающие содержание темы доклада, как и устное представление доклада на семинаре или студенческой конференции, осознанные ответы автора на вопросы студентов – свидетельство глубокого усвоения материала, умелого владения им, наличия культуры мышления, ясности изложения результатов мыслительной деятельности,  культуры речи.

 

  1. Макросоциологические теории (Т.Парсонс, Р.Дарендорф)

 

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Этих взглядов в  целом придерживались такие крупные  исследователи, как                Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и  др., ставившие во главу проблему социализации. Образно ее сформулировал  психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями.

Социализация – это  освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов  понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности.

Р. Дарендорф, один из мощнейших  представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля homo politicus (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении, – в отличие  от животного или раба), разработал свою современную типологию личностей.

Подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, он пользуется термином homo sociologicus, выделяя его типические виды:

• homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик – личность, несущая  бремя (наделенная важной общественной функцией);

• homo consumer – современный  потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

• homo universalis – человек, способный  заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

• homo soveticus – человек, зависящий  от государства.

И.С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи уверяют, что  современный человек отвергает  любую роль. Он становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество  ролей, не принимая их всерьез. Несчастен  тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать  меняющимся требованиям, выдвигаемым  разнообразным окружением множества  общностей, в которые он структурно и культурно вписан.

Будучи даже очень хорошим  руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие любят  и ценят данного конкретного  человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и  наоборот: являясь в семье любимым  избалованным ребенком, вряд ли стоит  капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу  друзей и коллег. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные, «правила».

 

  1. Сущность ролевой теории личности.

Исследуя поведение человека, последователи  ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При  этом часто ссылаются на слова  пьесы Шекспира " Как вам это  нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

Каждая роль требует от актера определенного  поведения, стало быть, это поведение  может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно  сказать, что социальная роль - это  маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется  от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием  людей друг с другом.

  Конфликты и противоречия  между людьми есть нередко  результат непонимания ролей  друг друга. Для их преодоления  необходимо осознание взаимных  прав и обязанностей людей  по отношению друг к другу

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

- Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей

- Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет, и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

- Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Т. Парсонсом была впервые предпринята  попытка систематизации ролей. Любая  из ролей описывается пятью основными характеристиками:

- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

- способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

- формализацией - одни роли представляют собой действие в строго установленных правилах, другие - произвольное;

- мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и т.д.

 

  1. Социальное поведение. Его виды.

 

Поведение – это форма  взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение  отличается от поведения животных своей  общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит  целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:

1) поведенческий акт –  единичное проявление деятельности, ее элемент;

2) социальные действия  – действия, совершаемые личностями  или социальными группами, имеющие  общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;

3) поступок – это осознаваемое  действие личности, понимающей его  социальное значение и совершаемое  в соответствии с принятым  намерением;

4) деяние – совокупность  поступков личности, за которые  она несет ответственность.

Различают несколько видов  социального поведения:

1) по системе общественных отношений:

а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);

б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);

в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение  по отношению к власти, бюрократическое  поведение, электоральное поведение  и др.);

г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);

д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное  поведение и др.);

е) религиозное поведение;

2) по времени осуществления:

› импульсивное;

› вариабельное;

› длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции  социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

 

  1. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.

 

Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально-значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это  своеобразный посредник между отдельным  человеком и обществом в целом. Но группа – это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются  коллективные процессы.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

- размеров группы;

- социально-значимых критериев;

- типа идентификации с группой.

Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.

Социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения, и потому такие группы и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:

-пол;

-доход;

-национальность;

-возраст;

-родство и брак;

-профессия;

-место жительства.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три  типа и называют их главными:

- стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

- этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

- территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

 

  1. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.

 

Термин «организация» (от фр. organisation, позднелат. organise - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

1) как элемент социальной  структуры общества;

2) как вид деятельности  какой-либо группы;

3) как степень внутренней  упорядоченности, согласованности  функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры.

В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется  в трех смыслах.

Информация о работе Социология эстетика