Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:42, реферат
Изучение социального поведения личности требует построения концепции личности, которая, в свою очередь, требует выбора структуры личности - совокупности и определенного взаимодействия различных элементов. Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная структура личности.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые входит индивид. Следовательно, важным для характеристики социальной структуры личности является анализ форм ее деятельности, взаимодействия личности с другими индивидами и социальными группами, положения, которое занимает индивид в тех социальных группах, в которые он входит. Как справедливо указывает Т. Парсонс «Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива, и даже социетального сообщества. К примеру, я являюсь членом определенных интернациональных коллективов, которые не являются частями американского социетального общества. Плюральный характер ролей, усвояемых личностью, является главным постулатом социологической теории и должен постоянно иметься в виду. По мере эволюции общества ролевой плюрализм становится скорее более, чем менее, важным, но он характеризует любое общество» [Парсонс, 1998].
Введение
1. Социальный статус
2. Разновидности социальных статусов
2.1 Предписанные статусы
2.2 Достигаемые статусы
2.3 Другие статусы
3. Социальные роли
3.1 Ролевые теории. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы
3.2 Основные положения ролевой теории личности
3.3 Ролевая теория Т. Парсонса
3.4 Особенности интеракционистской концепций
3.5 Особенности ролевой теории личности в «феменологической» Социологии
Заключение
Список литературы
Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.
В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д.
Достигаемый
статус максимально обеспечивает исполнение
ролей на базе индивидуальных способностей.
Роли, его сопровождающие, как правило,
трудны для обучения и часто конфликтны.
С существующими ныне достигаемыми
статусами, вероятно, связаны как
эффективное использование человеческого
потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному
духовному миру личности в случае неудачной
ее социализации к достигаемым ролям.
2.3
Другие статусы
Из множества статусов, которые занимает индивид, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет индивида социально («кто я такой? чего достиг?»).
Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.
Следовательно, следует отличать основную, общую иерархию статусов личности в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.
Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. не всегда статус индивида, определяемый обществом как главный для данного индивида, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам индивид. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для индивида, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия.
Кроме главного статуса, связанного, прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.
Зачастую
имущественное положение
Как
отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало
позиции чисто рыночно-
Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую – наличие властных полномочий, привилегий).
Зная социальный статус конкретного индивида, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.
Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет индивид, - это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.
Социальная
роль – это ожидание (экспектация),
предъявляемое обществом к
Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Существует и несколько иная точка зрения, что личность сознательно выбирает свои роли: «И выбор этот состоит не только (и даже не столько) в том, кем быть в рамках существующего разделения труда, сколько в том, каким быть» [Кон, 1967].
Роль – это деиндивидуализированный образец поведения индивида, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, индивид должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.
Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни – социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.
Символически-
Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции.
Роль – это особый тип регуляции, - функциональной регуляции, призванной обеспечит выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, в ролевом поведении индивида особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения.
Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. В ролевых ожиданиях содержатся именно те предуказания, делается акцент на тех требуемых действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Но не более того.
3.1
Ролевые теории.
Особенности исследования
личности в социологии.
Основные подходы
Отличием исследования личности в социологии от психологического анализа является то, что социологов интересует социально типическое, характеризующее ее включенность в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность в ракурсе ее участия в экономической жизни, то есть его внимание обращено на трудовую деятельность человека. С точки зрения политической жизни социологию интересует, прежде всего, человек-гражданин, включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму. Все это, составляет условия бытия личности в обществе.
Современная социология содержит различные теорий личности. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.
В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.
Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социологического, и никакого другого, анализа. В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 - начале 20 в. К ним относятся:
- теория зеркального "Я";
- ролевая теория;
- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;
- теории референтной группы;
- установки и некоторые др.
В
теории зеркального "Я" (Кули, Дж.
Мид) личность рассматривалась как функция,
производное от полностью социально обусловленного
"Я" человека. Близкие взгляды
отстаивались сторонниками ролевой теории
(Р. Линтон, Морено, Т. Парсонс и др.): личность
есть функция от той совокупности социальных
ролей, которые исполняет индивид в обществе.
Поскольку роли связаны с пребыванием
человека в социальных группах, то личность
есть производное от совокупности человека
в социальных группах, то личность тем
самым есть производное от совокупности
тех групп, в которые включен индивид.
3.2
Основные положения
ролевой теории личности
Ролевая
теория личности рассматривает поведение
человека как игру актеров, роль требует
от актёров определенного
Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные.
Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации, межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом: «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенциальная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Но каждый человек ежедневно исполняет много ролей. С определенным положением в обществе соотнесен ограниченный набор взаимосвязанных ролей. Врач, например, осматривает пациентов, инструктирует медсестер, консультируется с коллегами, обсуждает ряд вопросов с госпитальной администрацией и т. п. Чем дальше он отходит от ситуаций, связанных с медицинским обслуживанием, тем менее ясными становятся его обязанности. Но поскольку общество высоко оценивает его услуги, врач обладает значительным престижем. Даже в совершенно неофициальной обстановке к нему обращаются так, как того, видимо, заслуживают люди данной профессии».