Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:42, реферат
Изучение социального поведения личности требует построения концепции личности, которая, в свою очередь, требует выбора структуры личности - совокупности и определенного взаимодействия различных элементов. Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная структура личности.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые входит индивид. Следовательно, важным для характеристики социальной структуры личности является анализ форм ее деятельности, взаимодействия личности с другими индивидами и социальными группами, положения, которое занимает индивид в тех социальных группах, в которые он входит. Как справедливо указывает Т. Парсонс «Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива, и даже социетального сообщества. К примеру, я являюсь членом определенных интернациональных коллективов, которые не являются частями американского социетального общества. Плюральный характер ролей, усвояемых личностью, является главным постулатом социологической теории и должен постоянно иметься в виду. По мере эволюции общества ролевой плюрализм становится скорее более, чем менее, важным, но он характеризует любое общество» [Парсонс, 1998].
Введение
1. Социальный статус
2. Разновидности социальных статусов
2.1 Предписанные статусы
2.2 Достигаемые статусы
2.3 Другие статусы
3. Социальные роли
3.1 Ролевые теории. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы
3.2 Основные положения ролевой теории личности
3.3 Ролевая теория Т. Парсонса
3.4 Особенности интеракционистской концепций
3.5 Особенности ролевой теории личности в «феменологической» Социологии
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Социальный статус
2. Разновидности социальных статусов
2.1 Предписанные статусы
2.2 Достигаемые статусы
2.3 Другие статусы
3. Социальные роли
3.1 Ролевые теории. Особенности исследования личности в социологии. Основные подходы
3.2 Основные положения ролевой теории личности
3.3 Ролевая теория Т. Парсонса
3.4 Особенности интеракционистской концепций
3.5 Особенности ролевой теории личности в «феменологической» Социологии
Заключение
Список литературы
Изучение социального поведения личности требует построения концепции личности, которая, в свою очередь, требует выбора структуры личности - совокупности и определенного взаимодействия различных элементов. Рассматривая личность как совокупность биологической, психологической и социальной структур, нельзя не отметить, что для социологии значимой в научном смысле является социальная структура личности.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его деятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые входит индивид. Следовательно, важным для характеристики социальной структуры личности является анализ форм ее деятельности, взаимодействия личности с другими индивидами и социальными группами, положения, которое занимает индивид в тех социальных группах, в которые он входит. Как справедливо указывает Т. Парсонс «Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива, и даже социетального сообщества. К примеру, я являюсь членом определенных интернациональных коллективов, которые не являются частями американского социетального общества. Плюральный характер ролей, усвояемых личностью, является главным постулатом социологической теории и должен постоянно иметься в виду. По мере эволюции общества ролевой плюрализм становится скорее более, чем менее, важным, но он характеризует любое общество» [Парсонс, 1998].
Для
анализа степени включения
1.
Социальный статус
Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом. Статус подразумевает наличие определенных функциональных обязанностей, прав, привилегий, властных полномочий и т.д.
Социальный
статус имеет внутренне содержательную
сторону, диспозиционно-пространственное
измерение и
Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем индивид обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, помогает определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.
Наличие
внешненоминационной формы
Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали и вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.
Статусы – это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется) независимые от конкретного индивида. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.
Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя индивид, обладающий тем или иным статусом.
Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
2.
Разновидности социальных
статусов
Каждый индивид включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции. Социальные статусы можно разделить на два основных типа: предписанные статусы, т.е. такие, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и достигаемые, которые индивид достигает собственными усилиями.
Кроме
того, статусы можно подразделить
на основные (личные, профессиональные,
предписанные и т.д.) и эпизодические
(неосновные статусы), такие как участник
митинга, водитель, зритель и т.д. Основные
статусы определяют жизнедеятельность
индивида, а эпизодические, как правило,
являются временными и влияют на детали
поведения.
2.1
Предписанные статусы
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Хотя
ролевое обучение бывает чаще всего
бессознательным, оно не делается от
этого менее реальным. Не случайно
уже с детства главная и
большая часть процессов
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач.
Определение
мужских и женских ролей
Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей индивида, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.
В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Неудивительно, что молодой индивид нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.
Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого индивида в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.
Пол
и возраст – это только два
примера из многих предписанных статусов.
Все подобные статусы включают роли, которые
могут успешно выполняться только тогда,
когда каждый из индивидов социализируется
к предписаниям, установленным в обществе
относительно этих ролей.
2.2
Достигаемые статусы
Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных особенностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.
В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и, занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом и воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог «найти себя» и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.
Предписанные
и достигаемые статусы