Социология города. Социальные проблемы современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Вся социальная деятельность людей осуществляется в пределах определенных социально-территориальных общностей. Социально-территориальная общность – система пространственной организации жизнедеятельности людей, родовое понятие, отражающее связь между условиями жизнедеятельности и социальным развитием. Эти общности обладают систематизирующими признаками, такими, как устойчивые экономические, социальные, политические, духовно- идеологические связи и отношения. Эти признаки выделяют социально- территориальную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….………..3
1. Социология города………………………………………………………….……………….4
1.1. Специфика функционирования города…………………………………………………..4
1.2. Благоприятная жизненная среда………………………………………………………….7
1.3. Управление городом………………………………………………………………………8
2. Социальные проблемы современного города и пути их решения на примере Санкт-Петербурга………………………………………………………………………………9
2.1 Социальные проблемы Санкт-Петербурга………………………….…………………….9
2.2 Социальное консультирование при работе с населением по содействию в решении социальных проблем…………………………………………………………………….……..12
2.3 Социальные институты для решения социальных проблем…………………………….16
Заключение………………………………………………………………….…………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

     При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

     Итак, институт - это своеобразная форма  человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

     Социальная  защита – составная часть социальной политики современных государств. Исходит  это из аксиомы, что государство  есть не только развитый социальный институт власти, но и форма существования общества.

     Социальная  защита представляет собой три вида деятельности:

     -социальное обеспечениерегулярная передача денежных и материальных средств определенным категориям населения, которые не могут себя обеспечивать. Этот вид поддержки не имеет профилактической направленности и поглощает наибольшую часть ресурсов, направляемых на социальную защиту;

     -социальное обслуживание поддерживающие действия услуги, оказываемые клиентам социальных служб. Ресурсы затрачиваются на предметы услуг и содержание социальных служб;

     -социальная работа – совместные действия специалиста и клиентов, направленные на активизацию их социальных возможностей и обретение ими самоподдержки. Эти действия имеют целью предупреждение распада общества.

     Институт  социальной работы, являясь одним из социальных институтов гражданского общества, выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества.

     Социально-профилактическая работа по своему характеру представляет собой макросоциальную работу с населением, объединённым в первичные социальные группы (семья, район, город и т.п.) или во вторичные группы по склонностям. Поскольку не представляется возможным средствами социальной работы заниматься социальной профилактикой со всем населением определённой локальной территории как с социальным сообществом (городской общиной), общую профилактическую функцию, как правило, выполняют средства массовой информации.

     Одной из форм социальной работы является Общественная приемная СМИ по содействию в решении  социальных проблем населения мегаполиса.

     Тут лучше как-то по-другому перейти  от социальной работы как формы социального  обслуживания к общественной применой. Возможно, так: Социальная работа, являясь  социальным институтом социального  обслуживания, в свою очередь инициировала (способствовала возникновению) иных социальных институтов, одним из которых является общественная приемная. Общественные приемные возникали начиная с…годов Их инициаторами становились известные политические деятели. политические партии блоки, которые использовали этот институт для политической борьбы в рамках предвыборной кампании и получения объективной обратной связи с целью формирования предвыборных программ. В последние годы получили общественные приёмные общественных объединений и средств массовой информации, ставящие себе иные, неполитические цели.

     Общественная приемная, как и любой социальный институт, возникающий на естественную общественную потребность, необходима для того, чтобы помогать людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и анализировать существующие на сегодняшний день проблемы населения в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург.

     Создание  Общественной приемной продиктовано несколькими  причинами:

     1. В средства массовой информации (СМИ) поступало и продолжает  поступать немало обращений читателей  и слушателей, связанных с самыми разными проблемами их жизни, начиная от ЖКХ, заканчивая уплотнительной застройкой или милицейским произволом. Но влияние средств массовой информации на власть, на систему управления практически утрачено. Письма читателей, опубликованные в газетах, сейчас не имеют такого резонанса, как раньше. Чисто коммерческим изданиям работа в этом направлении вообще не выгодна, так как это слабо связано с их продажами. А общественно-политические газеты в большинстве своем не имеют материальных возможностей содержать нормальные отделы работы с читателем.

     2. Одной из главных преимуществ  Общественной приемной в том,  что обращения людей не остаются  без ответа – как со стороны  прессы, так и тех, от кого  зависит решение их проблем.

     3. Главная цель Общественной приемной – помочь жителям такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург преодолеть такие негативные явления в структурах власти, как бездеятельность, волокиту и равнодушие чиновников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, Общественная приемная - одна из форм социальных институтов, помогающая решать основные социальные проблемы такого мегаполиса, как Санкт-Петербург.

     Целью деятельности Общественной приемной СМИ  является создание и постоянное совершенствование  механизма взаимодействия между  личностью, обществом и властью в целях защиты прав граждан.

     Основными задачами Общественной приемной СМИ  являются:

     1. Оказание социально-консультативной  помощи гражданам по вопросам  зашиты их прав и законных  интересов.

     2. Проверка достоверности сообщаемых  гражданами и организациями фактов.

     3. Оказание поддержки средствам  массовой информации через их  информационное обеспечение, осуществляемое  посредством сбора, фиксации, анализа  и обобщения общественно значимых  фактов, полученных от граждан  и организаций, для последующей передача в СМИ с целью публикации.

     4. Соблюдение конфиденциальности  при получении от граждан или  организаций сведений при условии,  если получение такой информации  было обусловлено не разглашением  либо источника получения такой  информации, либо самой информации.

     5. Представление интересов граждан  в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях всех организационно-правовых  форм деятельности, судебных и  правоохранительных органах и  иных организациях.

     6. Оказание содействия гражданам в оформлении документов социально-правового характера.

     7. Направление запросов в государственные  органы власти, органы местного  самоуправления, иные организации  для получения информации о  деятельности этих органов и  организаций, либо для разрешения ими конфликтной ситуации, указанной в заявлениях, обращениях, жалобах граждан и организаций, а также с целью информирования адресатов о нарушении прав и законных интересов граждан и организаций или проблемных ситуациях общественной значимости.

     8. Взаимодействие с государственными  органами власти, органами местного  самоуправления, иными организациями  с целью совместного реагирования  на заявления граждан, организаций  или ситуации общественной значимости (проведение круглых столов, пресс-конференций, и т. д.).

     9. Составление рекомендаций для  всех заинтересованных сторон  по работе с обращениями граждан  и организаций.

     Сотрудники  приемной обязаны осуществлять прием  посетителей, осуществлять свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, обеспечивать контроль за рассмотрением поступающих через Общественную приемную обращений, а также доведением результатов до заявителя; анализировать работу по приему граждан с целью повышения ее эффективности и выявления общих тенденций в сфере защиты прав гражданин Российской Федерации.

     Общественная  приемная при осуществлении своей  деятельности взаимодействует в  установленном порядке с учреждениями и организациями, осуществляющими  прием граждан.

     Общественная  приемная Балтийской медиа-группы создана в целях оказания поддержки средствам массовой информации, а также оказания помощи гражданам и организациям для оперативного и квалифицированного рассмотрения писем, заявлений и устных обращений граждан и организаций в СМИ и напрямую в Общественную приемную.

     Только  в 2009 году специалисты Общественной приемной рассмотрели более 4 тысяч  обращений. А всего, за последние 4 года, услугами Общественной приемной Балтийской медиа-группы воспользовались более 22 тысяч петербуржцев. Диапазон обращений широк: от протечек, изношенных коммуникаций, неработающих лифтов, изъянов в благоустройстве дворовых территорий до защиты прав граждан при незаконных увольнениях и несчастных случаях.

     Экспертные  оценки взаимодействия ОП с органами государственными власти и СМИ города показывают потенциал дальнейшего сотрудничества и раскрывает необходимые направления для дальнейшей работы.

     Построение  и поддержание гражданского общества и правового государства невозможно без навыков самостоятельной  правовой защиты у граждан, без обратной связи между деятельностью органов исполнительной власти и населением, когда складывается взаимодействие и диалог « органы власти-граждане», и вторые дают оценку деятельности первых.

     Общественные  приемные являются тем форпостом, где  граждане могут рассказывать о том, что происходит, как им видится дальнейшее развитие каких-то социальных программ, чтобы власть смогла вовремя скорректировать те или иные вопросы.

     Общественная  приемная СМИ в Петербурге – это  «окно общения» между властью  и населением. И если в жизни часто обращение конкретного частного лица в некую структуру, от которой зависит решение его проблем, нередко остается без ответа, то каждый звонок или обращение в Общественную приемную обязательно получает продолжение.

     Во-первых, он будет доведен до конкретного чиновника.

     Во-вторых, с этого чиновника уже сможет спросить не только сам заявитель, т.е. появляется контроль со стороны общества.

     И, в-третьих, у Общественной приемной остается обратная связь с заявителем.

     В результате возникает такая ситуация, при которой власти получают так нужный им контакт с населением, а гражданин имеет вполне конкретную возможность не только доводить до ее сведения свои конкретные нужды, но и добиваться решения своих проблем.

     Главное отличие Общественной приемной Балтийской медиа-группы от общественных приёмных различных политических партий состоит в том, что обратится в Общественную приемную БМГ, может любой человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию. При этом сбор пакета документов по существующей проблеме не является обязательным условием при обращений. Специалисты расскажут о путях решения данной проблемы, расскажут с чего необходимо начать работу, и какого плана действий придерживаться.

Информация о работе Социология города. Социальные проблемы современного города