Социология города. Социальные проблемы современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Вся социальная деятельность людей осуществляется в пределах определенных социально-территориальных общностей. Социально-территориальная общность – система пространственной организации жизнедеятельности людей, родовое понятие, отражающее связь между условиями жизнедеятельности и социальным развитием. Эти общности обладают систематизирующими признаками, такими, как устойчивые экономические, социальные, политические, духовно- идеологические связи и отношения. Эти признаки выделяют социально- территориальную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….………..3
1. Социология города………………………………………………………….……………….4
1.1. Специфика функционирования города…………………………………………………..4
1.2. Благоприятная жизненная среда………………………………………………………….7
1.3. Управление городом………………………………………………………………………8
2. Социальные проблемы современного города и пути их решения на примере Санкт-Петербурга………………………………………………………………………………9
2.1 Социальные проблемы Санкт-Петербурга………………………….…………………….9
2.2 Социальное консультирование при работе с населением по содействию в решении социальных проблем…………………………………………………………………….……..12
2.3 Социальные институты для решения социальных проблем…………………………….16
Заключение………………………………………………………………….…………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

современного  жилища, рациональная организауия повседневной жизни людей. Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры,  приведение  в  соответствие  производственных  и культурно-бытовых  потребностей,  в  малых   –   эффективное   использование трудовых  ресурсов,   благоустройство,   создание   современного   комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания.

     Но  самое прискорбное состоит в  том, что социальное развитие  города  до сих пор фактически рассматривается как дело  второстепенное,  неполноправное и нередко отходящее на задний план. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт  проектирования, строительства и функционирования  Дивногорска,  Набережных  Челнов,  городов Тюменского Севера говорит о том,  что  отсутствие  необходимых  условий  для рациональной   организации   повседневной   жизни   населения   приводит   к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как  следствие  этого – к миграции. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к  тому,  что  ряд новых городов оказываются менее удобны для жизни, чем  старые,  сложившиеся, и неоправданно отстают от тех возможностей, которые имеет страна. И все же есть способы достаточно  эффективно  решить  эти  проблемы  на данном уровне:  территориальное  движение  кадров,  регулирование  занятости населения по полу, совершенствование  форм  и  методов  организации  досуга, просветительной и оздоровительной работы и т.д. 

1.2.  Благоприятная жизненная среда 

     Необходимость создания благоприятной  жизненной  среды  в  значительной степени  определяется  путями  и  методами  решения  социально-экологических проблем, а также жилищным,  торгово-бытовым  и  коммунальным  обслуживанием, возможностями рациональной  организации  досуга.  Экономические  реформы,  с одной стороны, положительно  повлияли  на  обновление  облика  ряда  крупных городов  (Москва,  Нижний  Новгород,  Новосибирск,  Самара),  но  с   другой стороны, резко уменьшили социальные возможности средних и  малых  городов  – нищенское  существование  населения  стало  печальным  и   имеющим   большие социальные последствия фактом.

     Создание  благоприятной  жизненной  среды  начинается  с  рационального, продуманного   осуществления   архитектурно-планировочных    преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни  людей.  К сожалению, города все чаще сталкиваются с ведомственностью и стихийностью  в строительстве  жилья  и  культурно-бытовых  объектов.  Архитектурная  служба города  подходит  к  этим  вопросам   в   известной   степени   механически: вписывается или  нет  тот  или  иной  объект  в  архитектурный  ансамбль.  В результате города нередко  страдают  от  разбросанности  производственных  и культурно-бытовых объектов, осложняется жизнь десятков тысяч людей.

     Планомерная  застройка  города,  последовательное  освоение   новых   и освобождаемых от  ветхого  жилья  площадей,  внешний  облик  его  кварталов, магистральных  улиц,  благоустройство  могут  быть  осуществлены  только  на основе  объединенных  усилий  городских  органов   власти,   предприятий   и организаций города.

     При   всей   важности   социально-пространственных   и    архитектурно- планировочных проблем городов определяющими являются социальное  настроение, самочувствие,  удовлетворенность  людей   местом   жительства,   возможность реализовать материальные  и  духовные  потребности.  Скученность  населения, безликость  городской  среды,  отсутствие  должного   социального   контроля перемежаются  с  такими  неотложными  вопросами,  как   жилищная   проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей,  причастность молодежи к различным формам  отклоняющегося  поведения,  рост  преступности. Все заметнее проявляются  отчуждение  людей,  рост  одиночества,  отсутствие милосердия (забота о престарелых, обиженных  судьбой,  неконкурентоспособных и т.д.). Центральной фигурой должен стать  человек,  а  основной  задачей  – организация его жизни.

     Интеллектуальный  потенциал города, духовную  атмосферу  в  нем  создают люди, имеющие общую и  специальную  подготовку.  Забота  о  преумножении  их числа и уровня влияния – залог развития культуры в городе.

     Современный  город  невозможно  представить  без   духовной   культуры, постоянного развития  культпросветучреждений,  кинообслуживания,  библиотек, театров,  музеев,  концертных  залов,  парков  культуры.  Одним  из  главных остается  вопрос  об  организации  эффективного   использования   свободного времени,   которое   является   другом   человека,   но   при   определенных обстоятельствах становится его врагом.

     Социальное  развитие   города   предполагает   осуществление   мер   по планомерному воздействию на негативные  процессы:  наркоманию,  проституцию, организованную   преступность,   правонарушения,   детскую   безнадзорность, проступки против правил и  норм  поведения  и  общежития,  любые  проявления антиобщественного характера.

     Уязвимой  стороной  жизни   городов   является   торговое   и   бытовое обслуживание, создание их современной базы, внедрение новых методов  работы, повышение культуры быта. К  сожалению,  в  большинстве  городов  "социальные тылы"  безнадежно   отстали,   мало   соответствуют   общепринятым   моровым стандартам.

     Проектирование  условий для деятельности человека в сфере семьи  и  быта начинается  с  заботы  о  жилье.  Острота  этой   социальной   проблемы   не уменьшается. По-прежнему много нареканий по качеству жилья, так как  оно  не всегда и не везде отвечает высокому уровню комфортности.

     В настоящее время решение проблемы жилья связано с его приватизацией, с реформой коммунально-бытовой  сферы,  когда  четко  обозначились  ориентации государства переложить эти заботы на плечи самих  граждан.  Несомненно,  что без решения более масштабных проблем  жизнеобеспечения  людей  такой  подход лишь обостряет  социальные  противоречия  в  обществе,  т.к.  он  усугубляет тяжелое положение значительного числа жителей. 

1.3.  Управление городом 

     Социальное   развитие   городов   долгое   время   целенаправленно   не осуществлялось. Планы  городского  хозяйства  лишь  формально  охватывали  и намечали развитие многих связей. По сути,  они  были  суммой  тех  вопросов, которые решались на  уровне  предприятий.  Не  учитывалось,  что  город  как социальная единица, определенная структура закономерных  связей  существенно отличается от структуры таких связей  как на  уровне  общества,  так и на уровне предприятия. Фактом  стало  хаотичное,  нескоординированное  развитие городов, когда усилия концентрировались только на городском хозяйстве.

     В 1991 году в ряде городов России начался  крупномасштабный  эксперимент по введению  новой  структуры  исполнительской  власти  –  института  мэров, префектов и других должностей, суть которого состоит в  том,  чтобы  сделать руководителей  городов  и  районов  реальными   представителями   власти  и организаторами  процессов  по  удовлетворению  нужд  населения.   Социологам предстоит большая работа по научному сопровождению данного эксперимента,  по подготовке  выводов  для  дальнейшего  совершенствования   форм   управления городом.

     Практика  развития  городов  все  больше  подтверждает  тот  факт,  что социальные  проблемы  можно  решить  только  на   основе   учета   интересов населения. Пока  имеющаяся  практика  социально-экономического  развития  не обеспечила  эффективного  сочетания   интересов   территории   и   отдельных субъектов экономической, социальной и культурной деятельности. Особо  важным  объектом   социального   развития   городов   становится производственная и социальная инфраструктура, т.е.  комплекс  организаций  и учреждений, создающих предпосылки для эффективной организации производства и повседневной деятельности населения. В стране  имеется  опыт  комплексного решения экономических и социальных задач на уровне города.  Однако  условия, в которых оказались  многие  города,  весьма  отличны друг  от  друга.  Это результат  произвола,  стихийного  развития,  отсутствия  нормативной  базы, безответственности как центральных, так и местных органов власти. Сосредоточение внимания городских властей  на  развитии  инфраструктуры при освобождении их от некоторых несвойственных функций освободило бы их  от необходимости   противопоставлять   производственные   задачи    социальным, экономить на неотложных нуждах населения. Но это  требует  реформирования  и определения  статуса  городов  как  полномочных  представителей   населения, обладающих в т же время реальной правовой и финансовой базой.  Такой  подход позволил  бы  поднять  роль  местных  органов  власти  в   распределении   и планировании средств. Опыт убедительно показывает, что сосредоточение  в их руках  всего  жилищного  фонда,  культурно-бытовых  учреждений,   инженерных сооружений и коммуникаций,  принадлежащих  предприятиям  и  организациям,  а также  их  финансовых  и  материальных  ресурсов  на   развитие   социальной инфраструктуры  создает  благоприятные  условия  для  гармоничного  развития города,  для  более   полного   удовлетворения   материальных   и   духовных потребностей жителей, для  улучшения  социального  самочувствия  и  создания устойчивого социального настроения. 
 
 
 

     2. Социальные проблемы современного города и пути их решения на примере Санкт-Петербурга 

     2.1 Социальные проблемы Санкт-Петербурга 

     Несмотря  на то, что Санкт-Петербург является одним из крупнейших мегаполисов  в России, сегодня в городе существует немало социальных проблем: это нарушения конституционных, трудовых и жилищных прав граждан, безработица лучше проблемы с трудоустройством, проблемы ЖКХ, имущественные в т.ч. жилищные и земельные вопросы, нарушение прав потребителей, трудового законодательства, проблемы с начислением пенсий, семейные и коммунальные споры, безопасностью, проблемы судопроизводства и т.д.

     Социальная  политика Санкт-Петербурга и его  социальное развитие строятся исходя из сложившейся социально-демографической  ситуации. Главными целями реализации социальной политики Санкт-Петербурга являются сокращение масштабов бедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга и снижение социальной напряженности в обществе.

     Развитие  крупного мегаполиса, которым является Санкт-Петербург, невозможно без соответствующего развития социальных служб, отвечающих за благополучие его жителей.

     Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения  Санкт-Петербурга, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям Санкт-Петербурга, очевидна. В современном обществе государство осуществляет функции по обеспечению социальных гарантий граждан посредством организации социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки. – повтор абзаца из введения, где-то надо убрать или переформулировать

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить  некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

     Следует подчеркнуть, что для обеспечения  социально-экономической стабильности в Санкт-Петербурге, своевременного выявления проблем и принятия оперативных мер для их устранения, решением Губернатора Санкт-Петербурга создана и функционирует специальная антикризисная группа по мониторингу социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге, в состав которой вошли вице-губернаторы Санкт-Петербурга, председатели ключевых комитетов, представители Центробанка, Ассоциации строительных организаций, Союза промышленников и предпринимателей.

     Особое  внимание уделяется состоянию бюджета  Санкт-Петербурга, проблемам социальной сферы, занятости населения, загрузки предприятий, состоянию финансовых учреждений, строительного комплекса, малого бизнеса. Под постоянным контролем находится состояние запасов по основным группам товаров и цены на продовольствие (питьевая вода, хлеб, мясо, молокопродукты, картофель, овощи, крупы, сахар), а также на ГСМ и стройматериалы.

     За  последние 4 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга были приняты и реализуются следующие планы и целевые программы:

     -План  развития системы учреждений  социального обслуживания населения  Санкт-Петербурга на территориях районов Санкт-Петербурга на 2007-2010 годы, утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 июля 2007 года № 732;

     -План  мероприятий на 2009 год по реализации  Концепции демографического развития  Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2008 № 1342;

     -План  мероприятий на 2009 - 2011 годы по  реализации Концепции семейной  политики в Санкт-Петербурге на 2007 - 2011 годы, утверждённый постановлением  Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 года № 1623

     -Целевая социальная программа Санкт-Петербурга «Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на 2000 - 2009 годы», утверждённая Законом Санкт-Петербурга от 24.07.2000 № 367-38;

     -Комплексный  план мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на 2009 - 2011 годы, утверждённый Законом Санкт-Петербурга от 2.12.2008 № 1507;

     -План  основных мероприятий по профилактике  бездомности и развитию системы  социальной поддержки лиц без определённого места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2008-2010 годы, утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2008 № 298;

     -Адресная  программа «Газификация объектов, расположенных на территории  Санкт-Петербурга» на 2009 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 № 1399

     -План  мероприятий по созданию условий  для беспрепятственного доступа  инвалидов к государственным  объектам социальной инфраструктуры  на 2008 - 2010 годы, утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 № 1269 «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом».

Информация о работе Социология города. Социальные проблемы современного города