Социология города. Социальные проблемы современного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Вся социальная деятельность людей осуществляется в пределах определенных социально-территориальных общностей. Социально-территориальная общность – система пространственной организации жизнедеятельности людей, родовое понятие, отражающее связь между условиями жизнедеятельности и социальным развитием. Эти общности обладают систематизирующими признаками, такими, как устойчивые экономические, социальные, политические, духовно- идеологические связи и отношения. Эти признаки выделяют социально- территориальную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….………..3
1. Социология города………………………………………………………….……………….4
1.1. Специфика функционирования города…………………………………………………..4
1.2. Благоприятная жизненная среда………………………………………………………….7
1.3. Управление городом………………………………………………………………………8
2. Социальные проблемы современного города и пути их решения на примере Санкт-Петербурга………………………………………………………………………………9
2.1 Социальные проблемы Санкт-Петербурга………………………….…………………….9
2.2 Социальное консультирование при работе с населением по содействию в решении социальных проблем…………………………………………………………………….……..12
2.3 Социальные институты для решения социальных проблем…………………………….16
Заключение………………………………………………………………….…………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     1.2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций, направленный на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого-либо одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного – прерогатива клиента и только его.

     1.3. Принцип системности, позволяющий  консультанту при работе с  клиентом выделить своеобразную  «единицу анализа обсуждаемой  проблемы»: семья, определённые  цели и потребности клиента,  особенности его личности и  т.п. Это позволяет определить  основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

     1.4. Принцип уважения личности клиента,  направленный на пресечение любых  попыток консультанта «перевоспитать»  или «переделать» клиента в  соответствии с собственными  представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах.

     2. Принципы осуществления социального  консультирования

     2.1. Принцип компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта  необходимых знаний, умений и  навыков, которые он предоставляет  в распоряжение клиента. Личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента.

     2.2. Принцип доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике  позволяет создать атмосферу  взаимного доверия между консультантом  и клиентом. В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту.

     2.3. Принцип конфиденциальности, гарантирующий,  что полученная консультантом  в процессе консультации информация  о клиенте не будет распространена  и обнародована без согласия  и разрешения последнего. Нарушение  этого принципа является для  консультанта недопустимым превышением своих полномочий.

     2.4. Принцип результативности, направленный  на то, чтобы усилия консультанта  либо помогли клиенту решить  возникшую у него проблему, либо  создали для этого необходимые  условия. При этом ведущая роль  в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

     Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления  позволяют рассматривать процесс  консультирования как направление  социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы.

     Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных  ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.

     В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение  этого понятия звучит следующим  образом. Аксикреация – это процесс  порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие прежних переосмысленных ценностей.

     Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования.

     Длительность  этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального  консультирования, каждый из которых  направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.

     1. Анализ проблемы, задача которого  состоит в том, чтобы клиент  мог «взглянуть на себя со  стороны». Подобный взгляд позволяет  понять, что многие затруднения  связаны не столько с объективными  трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.

     2. Постановка проблемы, при которой  происходит непосредственное воздействие  на систему ценностей клиента  с целью её изменения. Именно  здесь, собственно, и начинается  процесс аксикреации и личностной реинтеграции, т.е. восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:

     - «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностно-нормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок;

     - «изменение» существующей системы  ценностей, когда человек получает  возможность апробировать новые,  не свойственные ему ранее  ценности и нормы; при этом, он может попытаться идентифицировать  себя с теми субъектами, для  которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким образом, их достоинства и недостатки;

     - «заблокирование» новой ценностно-нормативной  системы, т.е., окончательное принятие  человеком новых ценностей, норм  и установок, которые становятся  неотъемлемым элементом его личности.

     3. Формулировка целей, на котором  человек, при поддержке и помощи  консультанта, получает возможность  поставить перед собой новые  цели в соответствии с новой  системой ценностей, выработанных  на предыдущем этапе.

     4. Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности человек имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.

     5. Реализация решения, на котором  осуществляется процесс выбора и реализации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению новых целей.

     Последние, как и новые мотивы деятельности человека становятся основой для  его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и статусов.

     Необходимо  помнить, что для решения всего  комплекса задач требуется время, в течение которого человек нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.

     Развитие  в обществе системы органов и  учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального  консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

     Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и человеком, нуждающимися в помощи. С каждым годом все больше и больше увеличивается «объект» социальной работы. Это обуславливается, прежде всего, тенденцией роста различных категорий населения, нуждающихся в профессиональной социальной помощи и поддержке. Это, в свою очередь, связано с рядом социальных факторов, которые формируют понятие о «трудной жизненной ситуации». И здесь на помощь приходят специалисты, которые могут оказать содействие или решить проблему, в зависимости от социального заказа. В связи с этим, особую актуальность приобретает в последнее время решение проблемы по средствам социального консультирования - квалифицированный совет или рекомендация.

     Социально-консультативная  помощь населению представляет собой наиболее широкую социально-профилактическую деятельность. Она направлена на адаптацию проблемных социальных групп в обществе, ослабление социальной напряжённости, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь гражданам семьям ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем.

     Консультативная помощь, оказываемая в качестве профилактической меры, представляет собой проводимые консультации специалистов по социально-правовым, медико-социальным, психолого-социальным вопросам, вопросам социального обеспечения и обслуживания, получения законных льгот и преимуществ.

     Социально-консультативная  помощь включает в качестве одного из направлений деятельности специалистов выполнение ими роли посредников между заявителями и государственными организациями, а также между государственными организациями и общественными объединениями, представляющими интересы населения.  

     2.3 Социальные институты для решения социальных проблем 

     Согласно  С.С. Фролову социальный институт –  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

     По  мнению М.С. Комарова, социальные институты  представляют собой ценностно-нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

     М. Вебер понимал под социальными институтами сообщества, где одним из факторов, определяющих поведение, является наличие рациональных установлений и аппарата принуждения. Им же описано возникновение новых социальных институтов. Он считал, что оно обычно происходит не через взаимную договоренность участников будущих действий, а по схеме, когда определенные лица прокламируют некоторые установления в качестве обязательных, и лица, связанные с институтом (или подчиненные ему) покоряются этому, ориентируясь в своих действиях на указанные установления.

     Социальный  институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

     Социальные  институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.

     Т. Парсонс определял социальные институты как нормативные модели, представляющие собой систему стандартизированных ожиданий, основанную на общепринятом в данном обществе нравственном чувстве, и при этом не утопические, а такие, которым могли бы следовать широкие слои людей.

     По  мнению С.П. Ячменева, в последнее время имеют место попытки пересмотра понятия социального института и даже предложения отказаться от него в пользу концепции социального действия.

     По  П. Бурдье сущность социального института состоит в поле взаимодополняющих и противоположных сил различных интересов и габитусов, постоянно определяющих и переопределяющих реальность предвиденных и непредвиденных социальных взаимодействий, а сам процесс институциализации выступает как аккумулирование всей совокупности исторических приобретений, несущих отпечаток своего производства и стремящихся породить условия собственного воспроизводства.

     Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э. Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

     Спустя  некоторое время эти шаблоны  и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

     Исходя  из этого, институционализация представляет собой процесс определения и  закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Информация о работе Социология города. Социальные проблемы современного города