Социология года. Основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 04:05, реферат

Описание работы

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА - специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей; а предметом изучения - механизм городского устройства как способ взаимосвязи и взаимодействия подсистем и их свойств, которые составляют структуру социально-пространственной системы города. Это: производственная инфраструктура города, города социальная инфраструктура, городской образ жизни, городская культура, городского населения социальный состав, городского населения социальная стратификация, города социальная морфология. Специфика взаимодействия названных подсистем выступает фактором, определяющим состояние экологии города.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………с. 3-4
Глава 1 Социология города.
Предпосылки и факторы появления городов…………………...с. 5-6
Типология городов………………………………………………..с.6-10
Глава 2 История исследований концепции социологии города.
Немецкая школа…………………………………………………..с.11-13
Американская школа……………………………………………..с.13-16
(Схема)
Глава 3 Развитие социологии города в России.
Предыстория формирования дисциплины………………………с.17-19
Дискуссия о социалистическом городе 30-ых годов…………...с.19-21
Исследования после 1960 года…………………………………...с.21-25
Социология города в 80-90-ые годы…………………………….с.25-29
Схема
Заключение. ……………………………………………………………с.30
Библиография.……………………………

Работа содержит 1 файл

Социология города. Основные этапы развития (реферат).doc

— 406.00 Кб (Скачать)

     В своей основной работе «Община и  общество» (1887 г.) Ф. Теннис писал: «Город состоит из свободных личностей, которые входят в контакт друг с другом, обмениваются и сотрудничают, но никакая общность не возникает между ними... Наоборот, эти многочисленные внешние контакты, контракты и договорные отношения лишь прикрывают внутреннюю враждебность и антагонистические интересы».

     В отличие от Ф. Тенниса, Г. Зиммель (1858-1918) считал развитие городов прогрессивным  процессом. Количественный рост социальных контактов меняет их качественный характер. Межличностным отношениям более  присущи рационализм, равнодушие, замкнутость и обособленность. Рационализм обусловлен господством в городах денежного хозяйства и товарного производства. Освобождение от прежнего регулирования поведения со стороны социальной группы - предпосылка свободного и самобытного развития личности. С другой стороны, такое освобождение ведет к одиночеству. В работе «Большие города и духовная жизнь» (русск. изд. 1905 г.) Г. Зиммель писал: «Близость и скученность лишь подчеркивают духовную отдаленность. Ведь это, очевидно, только оборотная сторона той же свободы, что при этом нигде не чувствуешь себя таким одиноким и покинутым, как именно среди общей давки больших городов». В целом можно считать, что проблемы, выдвинутые М. Вебером, Ф. Теннисом, Г. Зиммелем - роль городов в развитии общества, соотношение городской и сельской форм жизни, социальный контроль и развитие личности в городе, - стали базовыми в последующих исследованиях (и теоретических, и практических) города.

  1.   Американская школа.
 

     Чикагская школа (Р. Парк. Э. Берджесс).

     Чикаго - город, где возник первый в мире социологический факультет (1892 г.), основан первый американский социологический журнал (1895 г.) и образовано Американское социологическое общество (1905 г.). На становление чикагской школы социологии благоприятное влияние оказали работавшие там видные ученые своего времени: А. Смолл, Дж. Винсент, У. А. Томас. Специфика Чикаго как одного из крупнейших центров американской иммиграции стала и фоном, и стимулом к развитию прикладных исследований и теоретических обобщений. Центром интересов чикагских социологов стали процессы адаптации мигрантов к условиям городской среды и образа жизни.

     Р. Парк (1864-1944) стал автором социально-экологической  концепции; им был введен в научный  оборот термин «городская среда». Изменения  в экологической организации города - концентрация населения, расширение рынков, разделение труда, развитие транспортно-коммуникационных сетей - влекут, по Р. Парку, изменения в привычках, чувствах и характере людей. С одной стороны, городская среда - источник социальных болезней, с другой - стимул к мобильности и развитию личности. В целом концепция Р. Парка находилась под влиянием социал-дарвинизма.

     Его ученик и продолжатель Э. Берджесс (1886-1966) перевел социально-экологическую концепцию в прикладную плоскость и на этой основе предпринял изучение локальных сообществ в Чикаго. Его гипотеза «концентрических зон» позволила, с использованием метода картографирования, выделить большое множество социально неоднородных районов города.

     Теория  Парка - Берджесса оказала существенное влияние на многолетнюю исследовательскую практику чикагской школы, до 40-х годов XX века остававшейся лидером эмпирического направления в американской социологии.

     Урбанистическая концепция Л. Вирта.

     Л. Вирт (1897-1952) - президент Американской социологической ассоциации (1947-1948), первый президент Международной социологической ассоциации (1949-1953). В историю социологии Л. Вирт вошел и как основатель концепции урбанизма, и как автор-исследователь понятия «городской образ жизни».

     Наиболее значимые признаки города - численность и плотность населения, социальная гетерогенность - создают специфический образ жизни людей. Задача городского социолога, отмечал Л. Вирт, «состоит в раскрытии форм социального действия и организации, которые обычно возникают в относительно постоянных, компактных поселениях большого числа гетерогенных индивидуумов».

     В городах связи родства, соседства  и солидарности ослабевает и заменяются соперничеством. Концентрация большого числа населения увеличивает разнообразие жизнедеятельности и сложность социальной структуры. Пространственные контакты сосуществуют с социальной дистанцированностью. Возникают социальные группы с различающимися образами жизни, однако взаимодействие гетерогенного населения может нарушать стратовые границы, доминирование рациональных внедуховных связей ведет к деперсонализации личности. «Индивидуум, если он вообще участвует в социальной, политической и экономической жизни города, должен подчинить отчасти свою индивидуальность требованиям более широкого сообщества и в этой мере вовлечься в массовые движения», - писал Л. Вирт.

     В представлении Л. Вирта, городская  культура характеризуется анонимностью и поверхностью межличностных контактов, снижением роли территориально-родственных  связей, наличием множества культурных стереотипов, неустойчивостью статуса и мобильностью личности, слабостью традиций и социального контроля. В целом же «урбанизм» рассматривается Л. Виртом в экологической перспективе (город как особая структура), на уровне социальной организации (взаимозависимость людей) и на уровне личности (ее деперсонализация).

     Современные зарубежные исследования города: объекты и  методы.

     Концепция урбанизма, созданная в рамках чикагской  школы социологии, оставалась лидирующей вплоть до 60-х годов XX века. Впоследствии, наряду с переосмыслением и даже критикой этой концепции, почти одновременно возникает множество школ, подходов и направлений в социологии города. Обзор некоторых таких школ дается, в частности, в статье Г. Съоберга «Сравнительная урбанистическая социология» - см. сборник статей «Социология сегодня: проблемы и перспективы».

     Одна  из выделяемых им в урбансоциологии  школ - технологическая. В ее рамках техника рассматривается как  основной фактор развития (и изучения) городов; ориентация же на технику облегчает понимание социальной структуры городов, а также разработку моделей различных аспектов городской жизни.

     Представители школы культурных ценностей (как  это следует из ее обозначения) берут  в качестве основного фактора  ценности - подход, берущий начало еще от М. Вебера. Считается, что именно культурные ценности могут объяснить экономическую, социальную и экологическую организацию города; они влияют на численность, плотность и гетерогенность населения.

     Еще одна школа - школа социальной власти - похоже, также берет начало от М. Вебера (его учение о типах господства). Правда, с не меньшим основанием эту школу можно отнести и к социологии политики.

     ... Интерес к городской проблематике  со временем не ослабевает, и  причин тому несколько:

    • город, если сравнивать его с другими социальными институтами, относительно молодое явление в истории человечества;
    • развитие городов - один из главнейших факторов в изменении социальной структуры и образа жизни общества;
    • эволюция городов все больше делает их центрами общественной жизни во всех ее проявлениях (экономика, политика, культура, наука и т. д.);
    • эволюция городов постоянно порождает новые проблемы, становящиеся объектами новых исследований и новых подходов.

ГЛАВА 3 РАЗВИТЕ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА В РОССИИ.

  1. Предыстория формирования дисциплины.
 

     Предпосылки становления социологии города как  дисциплины в России кроются на рубеже XIX-XX веков. Они состояли в развитии капитализма и, следовательно, в  бурном росте больших городов.

     Первая  попытка марксистского анализа капиталистической урбанизации была предпринята В.И. Лениным в его работе «Развитие капитализма в России». Ленину принадлежит и тезис о ведущей социально-политической роли больших городов в процессах революционных преобразований, а также указание на роль массовой газеты в процессах урбанизации деревни.

     В среде же либеральной интеллигенции  более популярны были работы М. Вебера, К. Бюхера, Г. Зиммеля и других немецких социологов и историков, систематически анализировавших экономическое, политическое и духовное значение больших городов.

     Для развития концепции российской урбанизации  большое значение имели взгляды  Вебера, показавшего, что «быстрый рост городов и естественен, и необходим, так как никакая промышленная организация невозможна без существования промышленных центров». Также большое значение имеет его тезис о возможности преодоления негативных тенденций городской жизни только на ее собственной основе.

     В начале XX века либерально-социалистическая мысль была озабочена разработкой модели «идеального города». В Европе (в том числе и в России) возникло движение за создание  «городов-садов». Теорию соединения преимуществ города и деревни разработал английский экономист и социолог Э. Говард.

     В 1916 году П.Г. Мижуев в своей монографии оценивал опыт создания таких поселений в Англии и давал рекомендации по их созданию в России. Работа Мижуева – одна из первых попыток осмысления природного образа жизни, особенно его компенсаторной роли по отношению к укладу жизни в промышленных центрах.

     Важно отметить, что большевики, придя  к власти, также взяли на вооружение идею «города-сада». Один из документов Петросовета в 1919 году провозглашал стремление приближать реальное состояние  Петрограда к идеальному типу «города-сада». В дальнейшем эта идея ляжет  в основу принципов социалистической реконструкции городов, благодаря тому, что соответствовала взглядам российских революционных демократов, трактовавших общину в качестве базовой ячейки российского общества.

     В культурологическом аспекте большевики приняли идею больших городов, как хранителей и трансляторов культуры. Вместе с тем отмечалась значимость обратного процесса – проникновения сельского уклада жизни в города, рурализации городской культуры.

     В сугубо практическом аспекте необходимо отметить важность для отечественной социологии города земской статистики. Именно ее материалами питалась пред- и послереволюционная мысль российских исследователей урбанизации.

     Земство как негосударственная социальная организация, костяк которой состоял из городской интеллигенции, начиная с 80-х гг. прошлого века стало использовать метод «изустных опросов», осуществлявшихся на сельских сходах, а затем и повсеместно. Среди земских статистиков было много бывших членов «Народной Воли», хорошо знакомых с бытом русской провинции. Поэтому они были не только «культурниками», переносчиками городской культуры в деревню, но и одной из первых профессиональных социологических групп, в частности потому, что их работа представляла собой бесконечную цепь межличностных контактов с самыми различными слоями российской глубинки. Анкеты, разработанные российскими статистиками, не многим отличались от знаменитых американских цензов. Заметим, что и тогда, как и почти сто лет спустя, всякие расспросы, особенно о земле, считались опасными, а социологические опросы предпочитали именовать санитарно-гигиеническими обследованиями.

  1. Дискуссия о социалистическом городе 30-ых годов.
 

     В 20 – ые годы СССР осуществлялись программы  индустриализации и коллективизации.

     В1929 году был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства  страны. Стало необходимым практическое определение принципов урбанистической  политики. Разгорелась дискуссия о социалистическом расселении. Она была, возможно, единственной действительно публичной дискуссией за все годы советской власти. Она началась в стерах Коммунистической академии, но очень скоро попала на страницы профессиональной и партийной печати. Благодаря этому в ней приняли участие государственные партийные деятели, ученые, писатели, архитекторы, организаторы производства (А.В. Луначарский, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Н.А. Семашко, Н.А. Миллютин).

     Дискуссия велась между «урбанистами» (сторонниками крупных городов) и «дезурбанистами» (сторонниками разукрупнения городов и максимально равномерного расселения). Обе стороны стояли на технократических позициях в духе инженерно-социологических утопий А. Гастева. С обеих сторон система расселения признавалась не социальным организмом, а некой конструкцией, «машиной», которую можно проектировать до мельчайших деталей. Социальная жизнь городов детерминировалась проектно-строительной индустрией.

     Важной  характерной чертой обоих противоборствующих взглядов на социалистический город являлся максимализм. Предлагалось максимально укрупнить (разукрупнить), приблизить (удалить), максимально охватить весь бытовой процесс. Городская жизнь представлялась конвейером, без намека на самоорганизацию. Расселение людей, их быт и культура считались абсолютно зависимыми от производственных процессов (человек должен жить там же, где работает).

Информация о работе Социология года. Основные этапы развития