Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.
Введение 2
1. Социология Георга Зиммеля 3
1.1 Метод, предмет и задачи социологии 4
1.2 Формальная социология 6
1.3 Философская социология. Концепция понимания 8
1.4 Социальная философия и социология культуры 10
1.5 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 12
2. Методы сбора информации в социологии 14
2.1 Метод опроса 14
2.2 Анкетирование 15
2.3 Почтовый опрос 16
2.4 Интервьюирование 17
2.5 Выдвижение гипотез 18
2.6 Контент - анализ 18
2.7 Наблюдение 18
2.8 Метод анализа информации 19
2.9 Метод экспертной оценки 21
2.10 Метод эксперимента 23
2.11 Измерение социальных установок 25
Заключение
Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
Разновидность почтового
опроса - прессовый опрос. В этом
случае анкета печатается в газете или
журнале. Существует два вида такого опроса.
Один - когда редакция обращается к анкетированию
с целью получения данных о своих читателях
и их мнений о работе данного печатного
органа. Второй - когда через печатный
орган изучается мнение по какой-либо
актуальной проблеме.
2.4
Интервьюирование.
При интервьюировании
контакт между исследователем и
респондентом осуществляется при помощи
интервьюера, который задает вопросы,
предусмотренные
Особенности интервью
по-разному проявляются в
Интервью по месту
работы, занятий, то есть в служебном
помещении. Оно наиболее целесообразно,
когда изучаются
Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
2.5
Выдвижение и проверка
гипотез.
Гипотеза
в социальном исследовании – это
научно обоснованное предположение
о структуре социальных объектов,
о характере элементов и
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.
Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.
В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.
В
наблюдении заложена определенная доля
объективности, которая задается самой
установкой фиксирования происходящих
ситуаций, явлений, факторов. Однако в
этой процедуре имеется и субъективный
элемент. Наблюдение предполагает неразрывную
связь наблюдателя с объектом наблюдения,
которая накладывает отпечаток и на восприятие
наблюдателем социальной действительности,
и на понимание сути наблюдаемых явлений,
их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель
связан с объектом наблюдения, тем больше
элемент субъективизма, тем больше эмоциональная
окрашенность его восприятия. Еще одной
важной особенностью метода наблюдения,
ограничивающей его применение, является
сложность, а порой и невозможность проведения
повторного наблюдения.
2.8
Метод анализа информации.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.
Виды документов. К этому понятию в прикладной социологии относятся в первую очередь различного рода материалы (документы), предназначенные для хранения и передачи информации.
Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу документы различают на официальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.
Принципиальное
Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе.
Следует выделить ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы “целевые”, то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.
Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.
Критерии отбора документов для изучения. Самостоятельные этапы анализа документов – отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.
В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является “внешнее” и “внутреннее” исследование документов. Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Виды анализа документов. Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контр-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.
Качественный анализ
зачастую служит предпосылкой последующего
формализованного изучения документов.
Как самостоятельный метод
Стремление в
При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.
Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.
Плодотворным
2.9
Метод экспертной оценки.
Такие
формы сбора первичной