Социология Георга Зиммеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

Содержание

Введение 2
1. Социология Георга Зиммеля 3
1.1 Метод, предмет и задачи социологии 4
1.2 Формальная социология 6
1.3 Философская социология. Концепция понимания 8
1.4 Социальная философия и социология культуры 10
1.5 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 12
2. Методы сбора информации в социологии 14
2.1 Метод опроса 14
2.2 Анкетирование 15
2.3 Почтовый опрос 16
2.4 Интервьюирование 17
2.5 Выдвижение гипотез 18
2.6 Контент - анализ 18
2.7 Наблюдение 18
2.8 Метод анализа информации 19
2.9 Метод экспертной оценки 21
2.10 Метод эксперимента 23
2.11 Измерение социальных установок 25
Заключение

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)
Введение 2
1. Социология Георга  Зиммеля 3
      1.1 Метод, предмет  и задачи социологии
4
      1.2 Формальная социология
6
      1.3 Философская социология. Концепция понимания
8
      1.4 Социальная философия  и социология культуры
10
      1.5 Нетрадиционный тип  научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера
12
2. Методы сбора информации  в социологии 14
           2.1 Метод опроса 14
           2.2 Анкетирование 15
           2.3 Почтовый опрос 16
           2.4 Интервьюирование 17
           2.5 Выдвижение гипотез 18
           2.6 Контент - анализ 18
           2.7 Наблюдение 18
           2.8 Метод анализа информации 19
           2.9 Метод экспертной  оценки 21
           2.10 Метод эксперимента 23
           2.11 Измерение социальных  установок 25
Заключение 28

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Социологическая мысль в России развивается как  часть общемировой социологической  науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

    В развитии социологической мысли  в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап —  с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов  до конца 50-х годов, третий — с  начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.

    На  ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

    На  рубеже веков российская социологическая  мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами многих замечательных мыслителей.

    Теории  русских социологов отражали не только современные для того времени теории западных ученых, но и практические социально-политические и экономические проблемы российской действительности, реалии общественных движений, направленных прежде всего на установление в России демократического строя.

    1 Социология Георга Зиммеля

    Из  всех теоретиков, работавших на рубеже XIX—XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель — самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными, в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

    Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине. Окончив классическую гимназию, он поступил в Берлинский университет, где в числе его преподавателей были историки Моммзен, Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер. В 1881 г. он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте, через 4 года стал приват-доцентом, а через 15 лет — экстраординарным, т. е. внештатным, профессором и оставался в этой должности еще полтора десятилетия, не получая никакого жалованья, за исключением студенческих взносов за лекции. Лишь в 1914 г. он получил штатную должность профессора в университете Страсбурга, где читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию, а также специальные курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Умер Зиммель 26 сентября 1918 г.

    Три момента затрудняют адекватное понимание  и оценку творчества Зиммеля: сложная  идейная эволюция, широта и разбросанность его интересов, скорее эссеистский, чем систематический стиль большинства его работ.

    Блестящий лектор и плодовитый писатель (издающееся в ФРГ полное собрание сочинений  Зиммеля составляет 14 томов), он начал  свой творческий путь в лоне «неофициальной берлинской культуры». Представители  этого довольно расплывчатого направления ориентировались на идеи натуралистического материализма, механицизма и социал-дарвинизма, импонировавшие многим крупным естествоиспытателям, смотревшим на науку как на «peлигию нашего времени». Характерен для этого периода, в частности переведенный на русский язык очерк Зиммеля «Дарвинизм и теория познания». Влияние натуралистического позитивизма чувствуется и в одной из ранних его социологических работ «Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование».

    Затем последовал период, который условно может быть обозначен как «неокантианский». Именно тогда Зиммелем были написаны его многочисленные работы о Канте, создан труд по философии истории. Неокантианские идеи наложили глубокий отпечаток на разработку Зиммелем категорий «формы» и «содержания» — основополагающих понятий его социологической концепции.

    Зиммель испытал глубокое влияние идей К.Маркса. Одна из фундаментальных его работ  — «Философия денег» — представляет собой попытку культурологической (в отличие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного образа жизни. Последний же этап идейного развития Зиммеля характеризовался нарастанием скептицизма и сближением с антирационалистическими и антинатуралистическими движениями, переходом на позиции «философии жизни». Характерна для этого периода его дружба с поэтом-мистиком Стефаном Георге, которому он посвятил одну из своих последних книг. Однозначная оценка социологического творчества Зиммеля затруднена также по причине многосторонности его интересов. Зиммель был не только (и даже не в первую очередь) социологом, но и влиятельным философом культуры, теоретиком искусства, много писал по проблемам социальной психологии, этики, политэкономии, социологии города, религии, пола и др. И в каждой из этих областей он находил нечто, дополняющее и уточняющее его социологическое видение.

    Зиммель редко прибегал к систематизации своих идей, так что его социологическая  концепция оказалась как бы «рассыпанной» по различным статьям, книгам, эссе и почти всегда посвященным важным, но частным проблемам. Эти пестрота и многообразие часто создавали представление об отсутствии за ними сколько-нибудь связного целого. На самом же деле все эти разнообразные проблемы и интересы объединяло характерное и весьма оригинальное для своего времени представление о предмете, методе и задачах социологической науки.

    1. 1 Метод, предмет и задачи социологии

 

    Социология, писал Зиммель, должна конституироваться  не традиционным для социальных наук образом — посредством выбора особенного, не «занятого» другими науками предмета, а как метод: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как общественное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-либо из общественных наук, но обнаруживает для всех их новый путь — метод науки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности проблем не является наукой, обладающей собственным содержанием».

    С этой точки зрения все предметы каждой из общественных наук являются своеобразными, особенным образом оформленными «каналами», через которые «течет»  общественная жизнь — «единственный  носитель любой силы и любого смысла». Напротив, новое социологическое видение имеет своей задачей выделение и схватывание закономерностей, не поддающихся анализу средствами каждой из этих наук.

    Конечной  целью социологического метода, практикуемого  в различных науках, считал Зиммель, является вычленение в их совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся собственным предметом социологии, «чистых форм социации». Социологический метод вычленяет, пишет Зиммель, «из явлений момент социации... как грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором живы эти формы». За выявлением чистых форм социации должно было следовать их упорядочение и систематизация, психологическое обоснование и описание их в историческом изменении и развитии.

    Практику  применения социологического метода в  различных общественных науках, т. е. выявление особого рода закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации — чистой, или формальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а значит — более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук».

    Система социального знания включала в себя также две философские социологические  дисциплины: социологическую теорию познания и социальную «метафизику».

    Таким образом, складывалась целостная трехступенчатая (общая — формальная — философская  социология) концепция социального  знания. Намеченная Зиммелем программа  оказалась для своего времени  весьма прогрессивной. Период ее возникновения  был периодом ускоренной институционализации и профессионализации социологии. В это время вопрос о выяснении собственной предметной области социологии был особенно актуальным.

    Существовали  два основных подхода к решению  этого вопроса. Согласно первому  из них, все социальное сводится исключительно к индивидам, их свойствам и переживаниям, так что «общество» оказывается абстракцией, неизбежной с точки зрения практики, полезной для предварительного ознакомления с явлением, но не представляющей собой реального предмета. Если индивиды и их переживания могут быть исследованы естественными и историческими науками, то для особой, отдельной науки — социологии — не остается своей области. Самым ярким представителем этого подхода был Дильтей.

    Согласно  Зиммелю, его собственная концепция давала возможность строго определить оба рода междисциплинарных границ: во-первых, она гарантировала четкость отделения социологии как учения о чистых формах социации от прочих общественных наук; во-вторых, она позволяла провести границу между науками об обществе (в которых оказывалось возможным применение социологического метода) и науками о природе. Тем самым она одновременно обеспечивала единство социологии как науки и единство общественных наук.

    1.2 Формальная социология

    Понятие формы и тесно связанное с ним понятие содержания — важнейшие понятия зиммелевской чистой, или формальной, социологии.

    В одной из своих сравнительно ранних работ — «Проблемы философии истории» — Зиммель истолковал историю общества как историю психических явлений. При этом каждое психическое явление рассматривалось им в двух аспектах: с одной стороны, как психический акт, представляющий собой, например, желание, припоминание, утверждение, с другой — как то, что в каждом из подобных актов делается, вспоминается, утверждается и т. д.

    Если  мы изолируем этот последний аспект психического акта, то получим, писал  Зиммель, объективное содержание сознания, которое никоим образом не является психологическим. Это содержание — то, что в философии жизни понималось как «переживание» (Erlebnis), — и есть, по Зиммелю, «материя», «тело» социального.

Информация о работе Социология Георга Зиммеля