Социология Георга Зиммеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.

Содержание

Введение 2
1. Социология Георга Зиммеля 3
1.1 Метод, предмет и задачи социологии 4
1.2 Формальная социология 6
1.3 Философская социология. Концепция понимания 8
1.4 Социальная философия и социология культуры 10
1.5 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 12
2. Методы сбора информации в социологии 14
2.1 Метод опроса 14
2.2 Анкетирование 15
2.3 Почтовый опрос 16
2.4 Интервьюирование 17
2.5 Выдвижение гипотез 18
2.6 Контент - анализ 18
2.7 Наблюдение 18
2.8 Метод анализа информации 19
2.9 Метод экспертной оценки 21
2.10 Метод эксперимента 23
2.11 Измерение социальных установок 25
Заключение

Работа содержит 1 файл

ОРИГИНАЛ СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    В этом процессе всеобщего отчуждения люди теряют качества своей особости, переходят в «одномерность», перестают  быть предпочитающими и предпочитаемыми. Символом межчеловеческих отношений становится проституция.

    Природа проституции и природа денег  аналогичны, считает Зиммель. «Безразличие, с которым они предаются всякому  новому употреблению, легкость, с которой  они покидают любого субъекта, ибо  поистине они не связаны ни с одним, исключающая всякое сердечное движение вещность, свойственная им как чистым средствам, — все это заставляет провести роковую аналогию между деньгами и проституцией».

    Зиммель исследует социальную функцию денег  и логического сознания во всех их многообразных и тончайших опосредствованиях в проявлениях: в буржуазной демократии, формальном праве, идеологии либерализма, всевластии науки, развитии техники, тенденциях художественного вкуса, излюбленных мотивах и композиции художественных произведений и, наконец, в самом ритме в темпе современной жизни. Во всех областях и сферах совместного человеческого существования он открывает «стилевое единство» современной культуры, обусловленное природой двух этих руководящих ею факторов.

    Объективность — вот стиль современной культуры: объективность денег, противостоящая любой содержательной, субъективно обусловленной характеристике обладания, делающая их абсолютно независимыми от той или иной возможности их применения; объективность логических форм, существующих независимо от наполняющего их содержания и признающих возможной формальную правильность любого, даже самого бессмысленного и ложного суждения; в каком-то смысле им аналогична и объективность современного права, с неуязвимой формальной правильностью творящего иногда вопиющую содержательную, или, как говорил Зиммель, материальную, несправедливость. Таковы парадоксы, возникающие из развития и сочетания двух основных факторов и определяющие, по Зиммелю, смысл современной эпохи. 

    1.5 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 

        Неклассический тип научности  социологии разработан немецкими  мыслителями Г. Зиммелем и М.  Вебером. Социология же, по их  мнению, это пограничная наука,  и поэтому она должна заимствовать  у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям.

             Г. Зиммель и М. Вебер отвергли  в качестве предмета социологического  знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по мнению, опирается социологическое знание: 1) Требование устранения из научного мировоззрения представления из объективности содержания наших знаний. Социальная наука должна исходить  из  признания принципиаль-

    ного  различия между социальной теорией  и действительностью. 2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или  иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

             Строго следование этим двум  правилам может создать впечатление,  что социологическая теория не  имеет объективного, общезначимого  смысла, а является плодом субъективного  произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.

             М. Вебер различает понятия  «ценностные суждения» и «отнесение  к ценностям». Ценное суждение  всегда личностно и субъективно.  Отнесение к ценности – это  процедура и отбора, и организации  эмпирического материала. Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так: 5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы как психологические аспекты от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.

             Главным инструментом познания  у М. Вебера выступают «идеальные  типы». «Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

             Вебер считает, что главная  цель социологии – сделать  максимально понятным то, что  не было таковым в самой  реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если  этот смысл самими людьми не был создан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. 
 
 

2 Методы сбора информации  в социологии 

    После того как определены объект и предмет  социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания. После этого встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

          В ходе полевого этапа  исследования для сбора социологической  информации могут применяться разного  рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящён наш доклад. 

    2.1 Метод опроса.

                                            Как ни коротки слова: “да”, “нет”,

                                            всё же они требуют  самого

                                            серьёзного размышления.

                                            Пифагор 

          Метод опроса – это  не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет  дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

          Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами –анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

    Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

    Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или  интервьюеров, позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей природе информацию.

    Однако, всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, связанное с особенностями  процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей. 

    2.2 Анкетирование. 

          Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид  опроса - анкетирование. Оно может  быть групповым или индивидуальным.

          Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

          При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

          Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

          Все вопросы можно  классифицировать: по содержанию (вопросы  о фактах сознания, о фактах поведения  и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

          Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление  мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы  о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

          Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор  вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает  с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

          Открытые вопросы  не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

          Прямые и косвенные  вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют  от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

          Основные вопросы  анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы). 

    2.3 Почтовый опрос. 

          Почтовый опрос - разновидность анкетирования и  правомерно рассматривается как  эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

          Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Информация о работе Социология Георга Зиммеля