Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:06, контрольная работа
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Охарактеризуем каждый из этих этапов.
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социальной мысли, отражавшие историческое и социальное своеобразие России.
Введение 2
1. Социология Георга Зиммеля 3
1.1 Метод, предмет и задачи социологии 4
1.2 Формальная социология 6
1.3 Философская социология. Концепция понимания 8
1.4 Социальная философия и социология культуры 10
1.5 Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера 12
2. Методы сбора информации в социологии 14
2.1 Метод опроса 14
2.2 Анкетирование 15
2.3 Почтовый опрос 16
2.4 Интервьюирование 17
2.5 Выдвижение гипотез 18
2.6 Контент - анализ 18
2.7 Наблюдение 18
2.8 Метод анализа информации 19
2.9 Метод экспертной оценки 21
2.10 Метод эксперимента 23
2.11 Измерение социальных установок 25
Заключение
В
этом процессе всеобщего отчуждения
люди теряют качества своей особости,
переходят в «одномерность», перестают
быть предпочитающими и
Природа
проституции и природа денег
аналогичны, считает Зиммель. «Безразличие,
с которым они предаются
Зиммель исследует социальную функцию денег и логического сознания во всех их многообразных и тончайших опосредствованиях в проявлениях: в буржуазной демократии, формальном праве, идеологии либерализма, всевластии науки, развитии техники, тенденциях художественного вкуса, излюбленных мотивах и композиции художественных произведений и, наконец, в самом ритме в темпе современной жизни. Во всех областях и сферах совместного человеческого существования он открывает «стилевое единство» современной культуры, обусловленное природой двух этих руководящих ею факторов.
Объективность
— вот стиль современной культуры:
объективность денег, противостоящая
любой содержательной, субъективно обусловленной
характеристике обладания, делающая их
абсолютно независимыми от той или иной
возможности их применения; объективность
логических форм, существующих независимо
от наполняющего их содержания и признающих
возможной формальную правильность любого,
даже самого бессмысленного и ложного
суждения; в каком-то смысле им аналогична
и объективность современного права, с
неуязвимой формальной правильностью
творящего иногда вопиющую содержательную,
или, как говорил Зиммель, материальную,
несправедливость. Таковы парадоксы, возникающие
из развития и сочетания двух основных
факторов и определяющие, по Зиммелю, смысл
современной эпохи.
1.5
Нетрадиционный тип
научности. «Понимающая
социология» Г. Зиммеля
и М. Вебера
Неклассический тип научности
социологии разработан
Г. Зиммель и М. Вебер
ного различия между социальной теорией и действительностью. 2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».
Строго следование этим двум
правилам может создать
М. Вебер различает понятия
«ценностные суждения» и «
Главным инструментом познания
у М. Вебера выступают «
Вебер считает, что главная
цель социологии – сделать
максимально понятным то, что
не было таковым в самой
реальности, выявить смысл того,
что было пережито, даже если
этот смысл самими людьми не был
создан. Идеальные типы и позволяют сделать
этот исторический или социальный материал
более осмысленным, чем он был в самом
опыте реальной жизни.
2
Методы сбора информации
в социологии
После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания. После этого встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.
В ходе полевого этапа
исследования для сбора социологической
информации могут применяться разного
рода методы. Каждый из них имеет свои
особенности, предполагает определённые
требования. В чём они состоят и какими
приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать
эти методы на практике? Рассмотрению
этих вопросов и посвящён наш доклад.
2.1 Метод опроса.
Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.
Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами –анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.
Однако,
всегда следует учитывать возможное
искажение информации, полученной методом
опроса, связанное с особенностями
процесса отражения различных сторон
социальной практики в сознании людей.
2.2
Анкетирование.
Наиболее
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета
- объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-
Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы
анкеты направлены на сбор информации
о содержании исследуемого явления.
Неосновные - на выявление адресата основного
вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности
ответов (контрольные вопросы).
2.3
Почтовый опрос.
Почтовый опрос -
разновидность анкетирования и
правомерно рассматривается как
эффективный прием сбора
Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.