Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа
Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.
- Дать определение понятию «молодежь».
- Рассмотреть особенности молодежи в современном российском обществе.
- Выявить основные проблемы молодёжи в сфере образования и трудоустройства.
Введение 3.
1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5
2.Понятие «молодёжь» 9
3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14
4. Основные проблемы молодёжи 16
4.1.Проблемы образования молодёжи 16
4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.
По
мере развития общества, наиболее важное
значение приобретает проблема «преемственности
поколений». Понятие это носит
формационный характер, оно понимается
в соответствии с экономическими,
политическими и
Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.
Объективная
связь между поколениями
Это,
в свою очередь, определяет избирательность
и дифференцированность в смене и преемственности
поколений. Каждое последующее поколение
усваивает только те черты и нормы предыдущего,
которые соответствуют изменившимся условиям,
и отвергает или трансформирует характеристики,
неприемлемые для нового уровня общественно-экономического
развития. Преемственность, как правило,
охватывает различные стороны общественной
жизни и имеет особые социальные механизмы.
В этой связи можно выделить преемственность
в производственно-технических и экономических
отношениях, а также в области политических,
правовых, нравственных, эстетических
отношений, в сфере социальных отношений
- межклассовых, межгосударственных, национальных,
семейных: Существенное значение имеет
преемственность в сфере культуры, досуга,
художественных вкусов.
Учет
этих обстоятельств позволяет
Таким
образом, определение понятия «молодежь»
взаимосвязано с
Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.
Первый,
так называемый демографический
подход рассматривает молодежь как
особую часть населения, т. е. как
людей, родившихся в определенном году
и в определенное время включившихся
в трудовую жизнь. Хронологические
границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.
Придерживаясь
в целом социологического подхода
к определению понятия «
а) учащиеся неполных и полных средних школ;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
в) в возрасте от 20до 24 лет;
г) от 25 до 30 лет.
Еще
более полно раскрывает это понятие
представление о молодежи как
о социально-демографической
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.
Производственные
рабочие. Механизаторы, работники ферм,
транспортники, строители. В основном
они имеют специальное
Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
Техники,
технический обслуживающий
Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
В
последнее время активно
Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.
Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.
3.Особенности
молодежи в современном
российском обществе
В целом современную молодежь
можно разбить на ряд групп.
Данная типология достаточно
условная, кроме того, существует
значительная группа
Первый тип можно условно назвать
«семейными» (13%). Это молодые люди,
которые в первую очередь
Еще одной новой тенденцией,
веянием времени в молодой
среде стала проблема
Занятость представляет собой сложное, многоуровневое и многоаспектное явление. Ведущими, занимающими приоритетное место в общественной практике, являются его социальная и экономическая составляющие. В различных экономических школах занятости уделяется достаточно внимания, поскольку решение этой проблемы затрагивает интересы многих людей, их труда, благосостояния и качества жизни.
В современных условиях
При
наличии этих двух тенденций на
современном рынке труда четко
определяются социально обусловленные
молодежные группы. Значительная часть
молодых людей попадает в ту категорию,
которая имеет низкий уровень образования,
не соответствующий современным требованиям,
низкую общую культуру. Такая молодежь
не вписывается в новые условия. По разным
подсчетам она составляет до 80-90 % неработающей
молодежи
4. Основные проблемы молодёжи
4.1.
Проблемы образования
молодежи в России
Право
на образование является одним из
приоритетных конституционных прав.
В Федеральном законе «Об образовании»
дается такое определение этого
понятия: образование – это
Считается, что одной из ценностей, доставшейся нам в наследство от Советской эпохи, является система образования. Действительно, система советского образования некогда являлась образцом для подражания и источником развития Советского Союза.
В
настоящее время в Российской
Федерации в области
Проблема сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗ – проблема вечная и не проходящая. Каждый год с ней сталкиваются более миллиона человек по всей России. Проблема встала еще острее, когда повсеместно был введен Единый государственный экзамен. Болотов В.А дает такое определение: ЕГЭ – это система объективного независимого контроля уровня обучения выпускников школы.4
Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.