Социологическое изучение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.
- Дать определение понятию «молодежь».
- Рассмотреть особенности молодежи в современном российском обществе.
- Выявить основные проблемы молодёжи в сфере образования и трудоустройства.

Содержание

Введение 3.
1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5
2.Понятие «молодёжь» 9
3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14
4. Основные проблемы молодёжи 16
4.1.Проблемы образования молодёжи 16
4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

ккр по социологии.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

     Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с  точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет  проследить сущностную сторону тех  явлений, которые крепко связывают  отдельную группу со всем поколением.

     По  мере развития общества, наиболее важное значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит  формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими  возможностями общества.

     Взаимоотношения между поколениями у разных классов  и общественных систем различны и  носят закономерный характер.

     Объективная связь между поколениями устанавливается  с учетом предыдущего опыта и  знаний, на основе преумножения ценностей  и норм материальной и духовной жизни.

     Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетических отношений, в сфере социальных отношений - межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных: Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов. 

Учет  этих обстоятельств позволяет сделать  вывод о том, что наряду с сохранением  характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в  современных условиях ряд специфических  черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит  мировоззренческим факторам как  ведущим в деле определения связи  поколений. В-третьих, сама преемственность  осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между  людьми.

     Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой  поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается  четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем  «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса - молодежь.

     Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия  «молодежь». При этом исследователи  исходят из того, что в системе  общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь  между различными классами и социальными  группами общества, обладая в той  или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными  ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о  ее возрастных границах. В настоящее  время в определении этих границ существует три основных подхода.

     Первый, так называемый демографический  подход рассматривает молодежь как  особую часть населения, т. е. как  людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические  границы в этом случае от 18 до 30 лет. 

Второй  подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся  временные показатели средней продолжительности  жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст  молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

     Третий  подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

     Придерживаясь в целом социологического подхода  к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру  молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в  возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

     Еще более полно раскрывает это понятие  представление о молодежи как  о социально-демографической группе общества, где в равной степени  учитываются как возрастные психологические  особенности, так и внутренняя социально-классовая  дифференциация, специфичная для  условий современной жизни.

     Исходя  из этого, можно утверждать, что в  понятие «молодежь» входят следующие  группы молодого населения, разделяющиеся  по месту в общественном труде.

Производственные  рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование  на базе курсов и ПТУ.

     Лица, занимающиеся неквалифицированным  и ручным трудом, представляют еще  довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди  людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

     Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда  и появления новых профессий  по обслуживанию современной техники.

     Особую  группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также  организаторы производства и специалисты  различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий  уровень среднего и высшего образования.

     В последнее время активно формируется  еще одна группа молодежи -- научная  и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских  работников, учителей и работников народного образования, культуры. В  этой группе самый большой процент  «утечки мозгов».

     Учащаяся  молодежь не однородна по своему возрастному  составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в  средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся  по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности  весьма разнообразны.

     Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

     3.Особенности молодежи в современном  российском обществе 

          В целом современную молодежь  можно  разбить на ряд групп.  Данная типология достаточно  условная, кроме того, существует  значительная группа представителей  молодежи, которую нельзя отнести  к тому или иному из выделенных  типов, поскольку она представляет  некий синтез сразу нескольких  из них. 

          Первый  тип можно условно назвать   «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят  о том, что хотят и считают,  что им по силам создать  прочную семью и воспитать  хороших детей. «Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая  заявляет о том, что им по  силам получить хорошее образование,  престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. Третья  группа, «предприимчивые» (20%), – это  россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том,  что они в силах добиться  создания собственного бизнеса,  посещения разных стран мира, достижения богатства и материального  достатка. Четвертая группа –  «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают  иметь много свободного времени  и проводить его в свое удовольствие. При этом значительную часть  молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь  успехов практически во всех  сферах. Существует и группа «карьеристов»  (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь  результатов во многих сферах  жизни, но не стремится жить  в свое удовольствие или быть  самому себе хозяином. «Отчаявшаяся»  молодежь (5%) – седьмая группа  – не видит в себе сил  достичь тех или иных успехов,  а «тщеславные» (1%) – восьмая группа  – рассчитывают стать знаменитыми,  сделать карьеру и иметь доступ  к власти.

       Еще одной  новой тенденцией, веянием времени  в молодой  среде стала проблема занятости  молодежи. Однако независимо от  того, как сегодня решаются вопросы  молодежной политики, сама молодежь  продолжает оставаться наиболее  сложной социальной группой в  России. В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного стало такой системой, в которой большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу и возможность достижения приемлемого образа жизни.

     Занятость представляет собой сложное, многоуровневое и многоаспектное явление. Ведущими, занимающими приоритетное место  в общественной практике, являются его социальная и экономическая  составляющие. В различных экономических  школах занятости уделяется достаточно внимания, поскольку решение этой проблемы затрагивает интересы многих людей, их труда, благосостояния и качества жизни.

       В  современных условиях особые  проблемы с занятостью возникают   в молодежной среде, поскольку   здесь сложились две достаточно  устойчивые основные тенденции,  характеризующие состояние молодежи  в процессе становления и развития  рыночных отношений. Во-первых, часть  молодежи, выдержав первые «удары»  демократизации экономики, приспособилась  к рыночным условиям. В их число  можно включить молодое поколение  менеджеров, банковских служащих, управленцев  среднего звена. В результате  сегодня она пополнила обновленные  ряды незанятого населения. Вторая  тенденция связана с появлением  на рынке труда новых отрядов  молодежи, которые пополняются за  счет молодых людей, закончивших  средние специальные и высшие  учебные заведения, выпускающие  специалистов, не обеспеченных рабочими  местами. В настоящее время  доля безработной молодежи составила  36 % от общего числа незанятого  населения. При этом 32 % молодых  людей не работают более года. Если учесть, что среди молодых  людей только от 0,8 до 1 % способны  заниматься предпринимательством, дающим средства к существованию  цивилизованным способом, то понятно,  насколько трудно молодежи найти  достойное место в системе  рыночных отношений.

     При наличии  этих двух тенденций на современном  рынке труда четко  определяются социально обусловленные  молодежные группы. Значительная часть молодых людей попадает в ту категорию, которая имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в новые условия. По разным подсчетам она составляет до 80-90 % неработающей молодежи 

     4. Основные проблемы  молодёжи

      

     4.1. Проблемы образования молодежи в России 

     Право на образование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого  понятия: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов)3.

     Считается, что одной из ценностей, доставшейся  нам в наследство от Советской  эпохи, является система образования. Действительно, система советского образования некогда являлась образцом для подражания и источником развития Советского Союза.

     В настоящее время в Российской Федерации в области образования  произошли кардинальные перемены, разрабатывается  ряд реформ. По мнению В.В. Путина российскую систему образования нужно модернизировать, но при этом сохранить ее лучшие традиции. «Необходимо адаптировать, приспособить нашу систему образования  к современным условиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования».

     Проблема  сдачи выпускных экзаменов и  поступления в ВУЗ – проблема вечная и не проходящая. Каждый год  с ней сталкиваются более миллиона человек по всей России. Проблема встала еще острее, когда повсеместно  был введен Единый государственный  экзамен. Болотов В.А дает такое  определение: ЕГЭ – это система  объективного независимого контроля уровня обучения выпускников школы.4

     Единство  этих экзаменов заключается в  двух их особенностях:

     а) их результаты одновременно учитываются  в школьном аттестате и при  поступлении в ВУЗы;

     б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются  однотипные задания и единая шкала  оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Информация о работе Социологическое изучение молодежи