Социологическое изучение молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.
- Дать определение понятию «молодежь».
- Рассмотреть особенности молодежи в современном российском обществе.
- Выявить основные проблемы молодёжи в сфере образования и трудоустройства.

Содержание

Введение 3.
1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5
2.Понятие «молодёжь» 9
3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14
4. Основные проблемы молодёжи 16
4.1.Проблемы образования молодёжи 16
4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

ккр по социологии.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Социология»

на тему:

Социологическое изучение молодёжи. 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: __________________  Студент гр. 731080 Харькова Л.Ю. 

    Проверил: __________________  Кондратенко Н.А.

 
 
 

Тула 2011 

Содержание

Введение 3. 

1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5

2.Понятие «молодёжь» 9

3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14

4. Основные проблемы молодёжи 16

4.1.Проблемы образования молодёжи 16

4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20

Заключение 25

Список использованной литературы 27 

 

Введение

     Молодежи  в обществе принадлежало  и принадлежит  ключевое место.  Это - возрастная группа, которая  со временем занимает ведущие  позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах  общества, а в XXI в. будет решать  задачи, контуры которых сейчас  трудно различимы. Значительное  внимание молодым поколениям  уделяют страны мира, государственные,  общественные и частные структуры  и институты, международные организации.  О проблемах, облике и перспективах  современной молодежи говорят  и пишут многое. Кому-то нравится  ее раскрепощенность, индивидуальная  инициативность, свободомыслие, стремление  к качественному образованию  и профессиональному карьерному  росту, желание самим решать  свою судьбу. А кто-то не доволен  излишней независимостью современных  юношей и девушек, «эластичностью»  их нравственного сознания и  поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом  и эгоизмом. Словом, представления  о нынешней доморощенной молодежи, причем, как экспертного, так и  массового характера, самые различные  и самые противоречивые.

     Нынешнее поколение молодежи  представляет собой в основном  «первый плод» социальных преобразований  последних 10-15 лет. Именно поэтому  вопрос о том, как же она  себя чувствует в новых условиях, какой она стала и к чему  стремится, представляет особый  интерес в настоящее время, следовательно, является актуальным.

     Объектом  данного исследования является молодежь нового формирующегося  общества, а предметом – ее социологическое изучение.

     Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.

- Дать  определение понятию «молодежь».

- Рассмотреть  особенности молодежи в современном  российском обществе.

- Выявить  основные проблемы молодёжи в сфере образования и трудоустройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социология  молодежи как одна из отраслей современной  социологии
 

     Социология  молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы.

     Именно  в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием  мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее  самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки  зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения  в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в  свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни  и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его  методология — инструменты сбора  и анализа фактической информации.

     В 80-е годы значительно расширяются  направления исследований, в них  включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем  молодежи в разных регионах.

     Социология  молодежи— отрасль социологической  науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь  поколений, процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и  ценностных ориентаций, в том числе  профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

     Академик  Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации, особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.»1.

     Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной  работой», которая не столько приобщает  молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в  пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так  называемое «элитное образование»), и  характер гуманитарной социализации все  заметнее обусловлены уровнем доходов  родителей школьника или самого молодого человека.

     С одной стороны, властные структуры  не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление  социальных проектов, а, тем самым, и  выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает  в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой  культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.

     Основные  проблемы социологии молодежи, имеющие  теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места  молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных  групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т. д.

     Социология  молодежи как наука выстраивается  на трех взаимосвязанных уровнях2:

  1. общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;
  2. специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;
  3. эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

     Исследование  любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия  «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций  ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

     Нетрудно  заметить, насколько раздвигаются границы  конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую  группу, которая характеризуется, с  одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой — со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

     Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

     Социология  молодежи очень тесно связана  с отраслевыми социологиями, это  и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

     Поэтому проблемы молодежи исследуются как  в контексте всего общества, его  основных характеристик, структурных  сдвигов и изменений, так и  дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в  современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением  рождаемости и т. д.

     Но  вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью  во всей полноте, той политикой, которая  проводилась по отношению к молодежи.

     Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

2. Понятие «молодежь». 

     Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой  как в зеркале отражается вся  социальная жизнь, и без существования  которой любой народ обречен, является молодежь.

     О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х  годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической  группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.

     Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в  нашей социологической науке  сложилось и получило международное  признание специальное направление - социология молодежи.

     Многообразие  вопросов социальной действительности, которое изучает эта специальная  социологическая теория, позволяет  рассмотреть ведущие и в какой-то степени дискуссионные направления  в исследованиях молодежи, ограничиваясь  новейшими тенденциями в этой сфере.

     Прежде  речь идет о социологическом определении  понятия «молодежь». Здесь ведущим  методологическим принципом являются поколенческие отношения.

     Анализ  различных слоев населения позволяет  рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных  поколений.

     Это методологическое положение позволяет  определить фундаментальную роль поколенческих  отношений в определении тех  или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения  поколений в процессе общественного развития. Это - экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

Информация о работе Социологическое изучение молодежи