Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа
Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.
- Дать определение понятию «молодежь».
- Рассмотреть особенности молодежи в современном российском обществе.
- Выявить основные проблемы молодёжи в сфере образования и трудоустройства.
Введение 3.
1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5
2.Понятие «молодёжь» 9
3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14
4. Основные проблемы молодёжи 16
4.1.Проблемы образования молодёжи 16
4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Социология»
на тему:
Социологическое
изучение молодёжи.
Выполнил: _______________
Проверил: __________________
Тула 2011
Содержание
Введение 3.
1. Социология молодёжи как одна из отраслей современной социологии 5
2.Понятие «молодёжь» 9
3.Особенности молодёжи в современном российском обществе 14
4. Основные проблемы молодёжи 16
4.1.Проблемы образования молодёжи 16
4.2.Проблемы трудоустройства молодёжи 20
Заключение 25
Список
использованной литературы 27
Введение
Молодежи в обществе принадлежало
и принадлежит ключевое место.
Нынешнее поколение молодежи
представляет собой в основном
«первый плод» социальных
Объектом данного исследования является молодежь нового формирующегося общества, а предметом – ее социологическое изучение.
Целью работы является изучение молодежи с точки зрения социологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить социологию молодёжи как одну из отраслей современной социологии.
- Дать определение понятию «молодежь».
- Рассмотреть
особенности молодежи в
- Выявить
основные проблемы молодёжи в сфере образования
и трудоустройства.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно
в этот период в ожесточенной полемике
с догматическим восприятием
мира были заложены основы социологии
молодежи как более или менее
самостоятельного направления исследований.
Молодежь исследовалась с точки
зрения жизненных планов, ценностных
ориентации, мотивации поведения
в самых разных сферах жизнедеятельности,
от школьной скамьи до производства, в
свободное от учебы и работы время,
в повседневной бытовой жизни
и жизни коллективов. Постепенно
складывался соответствующий
В
80-е годы значительно расширяются
направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы.
Возникает возможность
Социология
молодежи— отрасль
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации, особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.»1.
Попытки
реализации целостной программы
гуманитарной социализации в государственном
масштабе не увенчались успехом. Сегодня
единая система гуманитарного
С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.
Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т. д.
Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях2:
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно
заметить, насколько раздвигаются границы
конкретного видения молодежи социологом
в процессе исследования, когда он
определяет ее не просто как возрастную
группу, а как специфическую социально-
Научный,
социологический подход к молодежи
как специфической группе общества
предполагает, следовательно, учет целого
комплекса обстоятельств и
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д.
Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная
молодежь проходит свое становление
в очень сложных условиях ломки
старых ценностей и формирования
новых социальных отношений. Отсюда
растерянность, пессимизм неверие
в будущее. Растут агрессивность
и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Поэтому такие аспекты
2.
Понятие «молодежь».
Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.
О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.
Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление - социология молодежи.
Многообразие
вопросов социальной действительности,
которое изучает эта
Прежде речь идет о социологическом определении понятия «молодежь». Здесь ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения.
Анализ
различных слоев населения
Это
методологическое положение позволяет
определить фундаментальную роль поколенческих
отношений в определении тех
или иных возрастных групп населения.
Исходя из этого, многие авторы трактуют
само понятие «поколение»