Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:27, контрольная работа
Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Введение 3
1. Социология управления: основные направления исследований 5
1.1Задачи и функции социологии управления 5
1.2Методы социологии управления 7
1.3Основные направления 8
2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15
2.1. Программа социологического исследования 15
2.2. Результаты и выводы социологического исследования 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Административная теория А.Файоля:
Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять - значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную.
Его теория состоит из двух частей:
-
функций управления, которые отвечают
на вопрос, что делает руководитель
(он выделяет всего пять
" разделение труда, " власть" дисциплина" единство командования" единство руководства" подчинение индивидуальных интересов общим целям" вознаграждение" централизация" иерархия" порядок" равенство" стабильность персонала" инициатива" корпоративный дух.
Благодаря
Файолю управление стало признаваться
самостоятельной и
Теория «человеческих отношения» Э.Мэйо:
Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо (1880-1948). Все началось со знаменитых Хоторнских экспериментов, проходивших в "Вестерн Электрик Компани" (близ Чикаго) в 1927-1932 гг. В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только и не столько технико-экономические, сколько социально психологические факторы: координационный и детализированный контроль, строгое соблюдение дисциплины, величина индивидуального вознаграждения, узкая специализацией задач, авторитарный метод управления, правильный подбор кадров и орудий труда. Отличительные черты теории "человеческих отношений":
"
соединение формальной и
" узкая специализация" широкое участие рядовых людей в управлении
"
внедрение новых форм
"
преувеличение роли малой
Иерархическая теория потребностей по Маслоу:
Абрахам Маслоу (1908-1970) первым осознал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
1. Физиологические и сексуальные потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.
2. Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.
3.
Социальные потребности - это
потребности в социальных
4. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.
5.
Личностные, духовные потребности
- это потребности в
Первые два типа потребностей в своей иерархии А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Все потребности функционируют циклически, т.е. вновь повторяются. Если речь идёт о статусных потребностях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом с другими. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного его не устраивает, он стремится выделиться, оказывать больше влияния, иметь более высокий заработок, престижные знакомства и т.п. "Утолённый голод" через некоторое время вновь заявит о себе, и всё пойдёт по кругу.
Двухфакторная теория мотивации Херцберга:
Первая идея:
Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Херцберга. Она основывается на независимых факторах, обнаруженных в ходе исследования, одинаково сильно влияющих на поведение людей в организации.
1. "Мотивационные" факторы - это содержание работы; эти факторы связаны с тем, что именно человек делает - достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, возможности для профессионального роста, ответственность. Позитивное воздействие таких факторов увеличивает удовлетворенность работой и мотивирует в направлении еще более активной трудовой деятельности. Однако отсутствие этих факторов не обязательно приводит к неудовлетворенности работой.
2.
"Гигиенические" факторы - это
условия работы; они являются
внешними по отношению к
Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, - чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым.
Вторая идея:
В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границе которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.
Теория стилей руководства Д.Макгрегора.
Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.
"Теория
X" описывает черты авторитарного
стиля руководства: жесткий
"Теория
У" характеризует
Выделив два противоположных стиля управления,
Д. Мактрегор по существу описал прошлое
и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал
стиль "X", характерный, по его мнению
более всего для тейлоризма, а сейчас наступает
эпоха стиля "У", к которому призывает
доктрина "человеческих отношений".
2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников»
2.1.
Программа социологического исследования
В качестве объекта исследования выступила группа из 20 работников фирмы ООО «ТД Интерторг» магазина «Семья»
На предприятии встает вопрос: От чего зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью?
Предметом изучения являлась производительность труда данных людей1.
В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей управления для повышения производительности труда, т.е. узнать какой аспект управления является лучшим.
Задача
состояла в том, чтобы найти пути
для достижения конкретной цели, а
также выявить зависимость
В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование.
Актуальность темы исследования очевидна, исследование проводилось по инициативе работников и руководства ООО «ТД Интерторг»
ООО «ТД Интерторг» представляет молодую развивающуюся сеть универсамов «СемьЯ». Компания образована в 2003 году2.
Первый универсам «СемьЯ» был открыт в апреле 2004 года в Санкт-Петербурге. В 2010 году началось развитие этой сети, и это проявилось в открытии магазина в г.Лениногорск.
Покупателям предлагается широкий ассортимент качественных товаров по низким ценам.
2.2Результаты и итоги социологического исследования
Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:
Анкета
1.Нравиться ли Вам управление руководства по отношению к персоналу?
2.По десятибальной шкале оцените, какие факторы, по Вашему мнению, способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.
Какие
факторы вы хотели бы добавить в
предложенный список?
3.Вам комфортно работать в Вашем коллективе
После
заполнения анкеты собирались с целью
обработки результатов.
1.Нравиться ли Вам управление руководства по отношению к персоналу?
По результатам вопроса, видно, что 50% работников удовлетворены управлением руководства.