Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:27, контрольная работа
Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Введение 3
1. Социология управления: основные направления исследований 5
1.1Задачи и функции социологии управления 5
1.2Методы социологии управления 7
1.3Основные направления 8
2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15
2.1. Программа социологического исследования 15
2.2. Результаты и выводы социологического исследования 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Содержание
Введение 3
1. Социология управления: основные направления исследований 5
1.1Задачи и функции социологии управления 5
1.2Методы социологии управления 7
1.3Основные направления 8
2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15
2.1. Программа социологического исследования 15
2.2. Результаты и выводы социологического исследования 16
Заключение 20
Список использованной
литературы 21
Введение
Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она
изучает многообразную
1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;
3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.
Социология
управления в своем развитии базируется
на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем,
М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными
теоретиками и практиками управленческой
деятельности принципах научного управления
социальными и промышленными организациями.
1. Социология управления: основные направления исследовани
1.1Задачи и функции социологии управления
Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.
Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.
Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртую задачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования
А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую свою задачу - сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.
Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
Наконец,
социология управления может выполнять
еще одну важную социальную функцию (пятую)
- вооружать управленческие кадры новыми
приемами, технологиями управления, превращаясь
тем самым в практически действующее средство
совершенствования системы управления.
1.2 Методы социального управления
1. организационно – административные
система законодательных актов страны;
система нормативных документов вышестоящих структур управления;
система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;
система
оперативного управления (поощрения, санкции,
передача полномочий).
Это управление может быть трёх видов:
1. вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;
2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)
3.
осознание (внутренне обоснованное подчинение,
связанное с пониманием аргументированности
и важности полученного распоряжения)
2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.
Налоговая система страны;
Кредитно – финансовый механизм;
Система заработной платы;
Система ответственности за
Система стимулирования
3.
социально – психологический механизмы.
Это совокупность специфических способов
воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения
и взаимодействие между ними в целях повышения
эффективности деятельности управляемого
объекта.
1.3Основные
направления
Донаучный этап: с древнейших времен до 30-40 гг. XIX в. Под управлением понималось управление производством и государственное управление. Первые мыслители: Конфуций, Лао Цзинь. Конфуций говорил, что существует 3 основных направления в управлении людьми: на основе закона, на основе страха наказания, на основе умственного и нравственного развития человека.
Средняя эпоха. Новое время.
Начало XIX — конец XX вв. Отцом научного менеджмента является Тейлор. Школа зародилась в США. Основные положения теории Тейлора:
- внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий;
- научный подбор работников;
-
сотрудничество между
- обучение работников.
Главная идея Тейлора — изучение мотивов поведения рабочих. Рационализация деятельности может быть осуществлена на основе:
- для рабочего необходимо четко сформулировать задание;
-
выполнение этого задания
Т.е главная аксиома рационального управления — это четкая организация труда и экономическая целесообразность.
Цель
управления по Файолю — это создание
универсальных принципов
- четкое разделение труда;
-
передача команд и
- дисциплина и наказания;
- единовластие;
- единый управленческий процесс.
В конце 1930-1930-хх гг. XX века. Появляется новая школа — «Школа человеческих отношений». Внимание уделялось межличностным отношениям в коллективе: «мотивация поступков людей и повышенная роста производительности труда являются не экономические стимулы, а психологические факторы».
Иерархическая теория потребностей Маслоу:
- физиологические;
- потребности в безопасности;
- социальные;
- престижные;
- самореализация.
Система управления должна создавать такие условия, в которых бы удовлетворялись все эти потребности.
Теория
рационализации Ф. Тейлора: Американца
Фредерика Тейлора (1856-1915) считают
родоначальником науки