Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Содержание

Введение 3
1. Социология управления: основные направления исследований 5
1.1Задачи и функции социологии управления 5
1.2Методы социологии управления 7
1.3Основные направления 8
2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15
2.1. Программа социологического исследования 15
2.2. Результаты и выводы социологического исследования 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Объектом социологии управления являются управленческие процессы.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Социология управления: основные направления исследований  5

1.1Задачи и функции социологии управления      5

1.2Методы социологии  управления        7

1.3Основные направления         8

2. Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников  15

2.1. Программа социологического исследования 15

2.2. Результаты и выводы социологического исследования 16

Заключение 20

Список использованной литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Объектом  социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной,  социокультурной)  или  организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

     Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

     Вычленение  объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

     Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

     1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

     2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами;

     3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

     4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

     5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

     Социология  управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социология управления: основные  направления исследовани

     1.1Задачи и функции социологии управления

     Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи.

     Первая  из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

     Вторая  задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

     Третья  задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой  деятельности  появляются  те   или  иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

     Но  если мы сумеем определить тенденции  развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртую задачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

     А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую  свою задачу - сформулировать научно обоснованные рекомендации  по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

     Вычленение  основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

     Первая  из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

     Вторая  функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

     Третья  функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

     Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

     Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.   

     1.2 Методы социального управления

     1. организационно – административные

     система законодательных актов страны;

     система нормативных документов вышестоящих  структур управления;

     система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

     система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).  

     Это управление может быть трёх видов:

     1.         вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;

     2.     пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

     3.     осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)   

     2.   экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.   

       Налоговая система страны;  

       Кредитно – финансовый механизм;  

       Система заработной платы;   

       Система ответственности за качество  работы;   

       Система стимулирования инновационной  деятельности.  

     3.   социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.  

     1.3Основные направления 

     Донаучный этап: с древнейших времен до 30-40 гг. XIX в. Под управлением понималось управление производством и государственное управление. Первые мыслители: Конфуций, Лао Цзинь. Конфуций говорил, что существует 3 основных направления в управлении людьми: на основе закона, на основе страха наказания, на основе умственного и нравственного развития человека.

     Средняя эпоха. Новое время.

     Начало XIX — конец XX вв. Отцом научного менеджмента  является Тейлор. Школа зародилась в США. Основные положения теории Тейлора:

     - внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий;

     - научный подбор работников;

     - сотрудничество между администрацией  и работником;

     - обучение работников.

     Главная идея Тейлора — изучение мотивов  поведения рабочих. Рационализация деятельности может быть осуществлена на основе:

     - для рабочего необходимо четко  сформулировать задание;

     - выполнение этого задания должно  быть вознаграждено;

     Т.е  главная аксиома рационального  управления — это четкая организация  труда и экономическая целесообразность.

     Цель  управления по Файолю — это создание универсальных принципов управления:

     - четкое разделение труда;

     - передача команд и распоряжений  сверху — вниз;

     - дисциплина и наказания;

     - единовластие;

     - единый управленческий процесс.

     В конце 1930-1930-хх гг. XX века. Появляется новая  школа — «Школа человеческих отношений». Внимание уделялось межличностным  отношениям в коллективе: «мотивация поступков людей и повышенная роста производительности труда  являются не экономические стимулы, а психологические факторы».

     Иерархическая теория потребностей Маслоу:

     - физиологические;

     - потребности в безопасности;

     - социальные;

     - престижные;

     - самореализация.

     Система управления должна создавать такие  условия, в которых бы удовлетворялись  все эти потребности.

     Теория  рационализации Ф. Тейлора: Американца Фредерика Тейлора (1856-1915) считают  родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации  труда на предприятии. Он внедрил  плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Он считал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить норму, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей "угрозы" сверху, на рабочего "снизу" оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффективности. Ф. Тейлор разработал две концепции - "достигающего работника" и "достигающего руководителя". Согласно концепции "достигающего рабочего" человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило здоровью. После того как он освоил простой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Согласно концепции "достигающего руководителя". Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее.

Информация о работе Социологическое исследование на тему «Влияния управленческих решений на производительность труда работников 15