Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:16, реферат
Социология детства - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере.
К.Дэвис и Дж.Гарбарино расходятся во мнениях в том, что если К.Дэвис делает акцент на нуждах общества, то Дж.Гарбарино отдает приоритет потребностям ребенка. Однако, они вместе разделяют мнение о том, что дети на самом деле не принадлежат к обществу и являются объектом общественного воздействия: они должны быть подготовлены к полноценной деятельности в рамках общественной системы, и их готовят к этому. В русле функционалистского взгляда К.Дэвиса на общество взрослых, он утверждает, что детство является переходным периодом, цель которого – объединение ребенка с обществом.
Детство как подготовительный этап к «полноценной» взрослой жизни также рассматривают Т.Парсонс и Ш.Айзенштадт. Ученые, анализируя проблемы преемственности поколений, рассматривают подрастающее поколение как «объект социализации» взрослых, а «проявления недовольства, социального протеста и т.д. рассматриваются как формы девиантного, отклоняющегося от нормы поведения». Ш.Айзенштадт подчеркивает, что все дети должны быть социализированы прежде, чем они могут достигнуть полного статуса взрослого. На них должны повлиять моральный код общества, в котором они растут, его общепринятые правила, они должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей. В примитивных обществах ценности, которые передаются детям в семье, практически такие же, что и те ценности, которые будут организовывать их взрослую жизнь, и, следовательно, изменение статуса от ребенка – к взрослому – не очень проблематичный процесс. В современных индустриальных обществах, наоборот, существует важный структурный разрыв между семьей, в которой вырос ребенок, и экономической и социальной системой, в которой он со временем займет определенной место, поэтому изменение статуса от ребенка – к взрослому – это долгий период перехода. Общество становится более сложным и новые специализированные социальные институты нуждаются в поддержке. Поскольку семья начинает концентрировать на себе эмоциональную и сексуальную функции (скорее, чем экономическую), то новым социальным институтам необходимо поддерживать другие аспекты социализации и управлять уходом из семьи, процессом подготовки детей к помещению их в широкую социальную систему. Все подрастающее поколение должно быть социализировано, ему необходимо найти себя в социальных институтах, разделить чувство субординации. Следует особо подчеркнуть, что эти социальные институты специально созданы для этого подрастающего поколения, но они не контролируются им.
Концепция
Е.Болдинг также описывает
Трактовка детства в русле конструктивизма приводит к пониманию исключительной роли детских практик, посредством которых и конструируется само пространство детства. Данная позиция может быть представлена пониманием феномена детства как особой замкнутой системы – «субкультуры». Такое понимание культуры детства встречаем у С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, М.В.Осориной и др.
С.Н.Иконникова говоря о «
И.С.Кон в своей работе «Ребенок и общество» понимает под культурой детства автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, традициями. И.С.Кон выделяет три главные подсистемы этой культуры: 1) детская игра, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей.
М.В.Осорина выделяя факторы, определяющие формирование ребенком определенного мировосприятия в процессе взросления, указывает на особую важность и значимость среди них - детской субкультуры. Первый фактор – это влияния «взрослой культуры», активными проводниками которой являются, первоначально родители, а затем и другие воспитатели; второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколение в поколение детей и чрезвычайно значимы в понимании детьми того, как освоить мир вокруг.
В русской и украинской социологии сложилась определенная традиция изучения детства. По мнению российского социолога С.Ю. Митрофановой, исследовательские перспективы детства можно разделить на те:
которые в центр внимания
и
те, которые рассматривают
В рамках первой исследовательской перспективы, ставящей в центр внимания вопросы развития индивидуального детства, социолог выделяет такие подходы:
1) педагогический подход;
2) психоаналитический подход;
3) культурно-психологический
С.Ю. Митрофанова описывает также вторую исследовательскую перспективу, рассматривающую социальное, "коллективное" детство, которая представлена следующими подходами :
1)
социально-антропологическим (
2) историческим (эволюционистским);
3) философско-культурологическим;
4) социологическим подходом, в котором
акцент ставится на изучении
статуса детства в социальной
структуре общества, социально-демографических
характеристик детства,
Социологический подход к исследованию детства базируется на различных парадигмах. В частности, И.С. Кон выделяет несколько таких парадигм .
1.
Первая парадигма,
2.
Вторая парадигма
3.
Третья парадигма выдвигает на
первый план проблемы
4.
Наконец, четвертая парадигма
ставит во главу угла изучение
дискурсов, производящих и
Разумеется,
ни одна из этих парадигм не является главенствующей,
эти теории отражают просто разные
углы зрения на один и тот же предмет.
И.С. Кон выделяет общие черты
современной социологической
Список литературы:
Днепропетровский
национальный университет имени
Олеся Гончара
Реферат по социологии детства
Социологические
подходы к исследованию
детства
Выполнила
студентка 3 курса
Группы ДС-09-2
Анедченко Екатерина
Днепропетровск
2011
План
1 Вступление
2 Определение детства
3 Подходы к изучению детства
4 Выводы
Информация о работе Социологические подходы к иследованию детства