Социологические подходы к иследованию детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:16, реферат

Описание работы

Социология детства - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере.

Работа содержит 1 файл

социология (2).docx

— 40.37 Кб (Скачать)

       К.Дэвис  и Дж.Гарбарино расходятся во мнениях  в том, что если К.Дэвис делает акцент на нуждах общества, то Дж.Гарбарино  отдает приоритет потребностям ребенка. Однако, они вместе разделяют мнение о том, что дети на самом деле не принадлежат к обществу и являются объектом общественного воздействия: они должны быть подготовлены к  полноценной деятельности в  рамках общественной системы, и их готовят к этому.  В русле функционалистского взгляда К.Дэвиса на общество взрослых, он утверждает, что детство является переходным периодом, цель которого – объединение ребенка с обществом.

       Детство как подготовительный этап к «полноценной»  взрослой жизни также рассматривают  Т.Парсонс и Ш.Айзенштадт. Ученые, анализируя проблемы преемственности  поколений,  рассматривают подрастающее поколение как «объект социализации» взрослых, а «проявления недовольства, социального протеста и т.д. рассматриваются как формы девиантного, отклоняющегося от нормы поведения».   Ш.Айзенштадт подчеркивает, что все дети должны быть социализированы прежде, чем они могут достигнуть полного статуса взрослого. На них должны повлиять моральный код общества, в котором они растут, его общепринятые правила, они должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей. В примитивных обществах ценности, которые передаются детям в семье, практически такие же, что и те ценности, которые будут организовывать их взрослую жизнь, и, следовательно, изменение статуса от ребенка – к взрослому – не очень проблематичный процесс. В современных индустриальных обществах, наоборот, существует важный структурный разрыв между семьей, в которой вырос ребенок, и экономической и социальной системой, в которой он со временем займет определенной место, поэтому изменение статуса от ребенка – к взрослому – это долгий период перехода. Общество становится более сложным и новые специализированные социальные институты нуждаются в поддержке. Поскольку семья начинает концентрировать на себе эмоциональную и сексуальную функции (скорее, чем экономическую), то новым социальным институтам необходимо поддерживать другие аспекты социализации и управлять уходом из семьи, процессом подготовки детей к помещению их в широкую социальную систему. Все подрастающее поколение должно быть социализировано,  ему необходимо найти себя в социальных институтах, разделить чувство субординации. Следует особо подчеркнуть, что эти социальные институты специально созданы для  этого подрастающего поколения, но они не контролируются им.

       Концепция Е.Болдинг также описывает детство  в русле функционализма. Она полагает, что детей и взрослых можно  рассматривать как классы по отношению  друг к другу. Причем, классовым действием  она называет «такое законное действие, предпринятое в отношении какой-либо категории людей, такой как женщины, дети, старики или особая группа этнических или расовых меньшинств на основе членства в этой категории, а не на основе индивидуальной ситуации или потребности». Данная позиция на детство является очень важной, поскольку находит свое отражение в законодательстве,  где в отношении социальной группы детей употребляется термин «несовершеннолетняя группа». С одной стороны, статус несовершеннолетних может считаться преимуществом, так как требует определенного внимания окружения и особого отношения общества, что обеспечивает необходимую защиту.  Но с другой стороны, этот же статус обуславливает и закрытый вход детям во взрослый мир.            

         Трактовка детства в русле  конструктивизма приводит к  пониманию  исключительной роли детских практик, посредством которых и конструируется само пространство детства.  Данная позиция может быть представлена пониманием феномена детства как особой замкнутой системы – «субкультуры». Такое понимание культуры детства встречаем у  С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, М.В.Осориной и др.           

         С.Н.Иконникова говоря о «субкультуре  детства», подчеркивает идею «Самоценности  Детства», его «внутренней насыщенности  переживаниями, эмоциональными отношениями,  не видимыми взрослому миру  и не всегда осознаваемыми  самим человеком».            

         И.С.Кон  в своей работе «Ребенок и общество» понимает под культурой детства автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, традициями. И.С.Кон выделяет три главные подсистемы этой культуры: 1) детская игра, 2) детский фольклор и вообще художественное творчество, 3) общение, коммуникативное поведение детей. 

       М.В.Осорина  выделяя факторы, определяющие формирование ребенком определенного мировосприятия в процессе взросления, указывает  на особую важность и значимость  среди них -  детской субкультуры.  Первый фактор – это влияния «взрослой культуры», активными проводниками которой являются,  первоначально родители, а затем и другие воспитатели; второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколение в поколение детей и чрезвычайно значимы в понимании детьми того, как освоить мир вокруг.

       В русской и украинской социологии сложилась определенная традиция изучения детства. По мнению российского социолога С.Ю. Митрофановой, исследовательские перспективы детства можно разделить на те:

         которые в центр внимания ставят  вопросы, связанные с развитием  индивидуального детства

       и те, которые рассматривают социальное – "коллективное", структурное  – детство, то есть те конструкты и практики, которые характерны для многих детей.

       В рамках первой исследовательской перспективы, ставящей в центр внимания вопросы  развития индивидуального детства, социолог выделяет такие подходы:

        1) педагогический подход;

       2) психоаналитический подход;

        3) культурно-психологический подход.

       С.Ю. Митрофанова описывает также  вторую исследовательскую перспективу, рассматривающую социальное, "коллективное" детство, которая представлена следующими подходами :

       1) социально-антропологическим (поколенческим);

       2) историческим (эволюционистским);

        3) философско-культурологическим;

        4) социологическим подходом, в котором  акцент ставится на изучении  статуса детства в социальной  структуре общества, социально-демографических  характеристик детства, социальной  политики в интересах детей. Сравнивается социально-экономическое положение детей в различных сообществах.

       Социологический подход к исследованию детства базируется на различных парадигмах. В частности, И.С. Кон выделяет несколько таких парадигм .

       1. Первая парадигма, базирующаяся  на представлении о детстве  как особом "племени", со своей  особой культурой, языком, игровыми  традициями и т.д., уходит своими  идейными истоками в антропологию .Слово "племя" подчеркивает, что детская культура может быть бесписьменной и содержит в себе много архаических элементов, которые непонятны взрослым и тем не менее весьма существенны.

       2. Вторая парадигма рассматривает  детей как социальное "меньшинство", аналогичное гендерным,расовым,  социально-экономическим и этническим  меньшинствам. Эта парадигма акцентирует  внимание исследователей детства  на проблемах социального неравенства,  отношениях власти и дискриминации.

       3. Третья парадигма выдвигает на  первый план проблемы маркирования  социального пространства детства  как признанного компонента всех  социальных структур – где,  как и в каком именно статусе  дети участвуют в общественной  жизни, как это сказывается  в членении жизненного пути  и т.д.

       4. Наконец, четвертая парадигма  ставит во главу угла изучение  дискурсов, производящих и видоизменяющих  идею ребенка и детства: какие  именно свойства детей при  этом выделяются и подчеркиваются  или, наоборот, замалчиваются, и  как это, в свою очередь,  влияет на психологию детей  и их взаимоотношения со взрослыми.

       Разумеется, ни одна из этих парадигм не является главенствующей, эти теории отражают просто разные углы зрения на один и тот же предмет. И.С. Кон выделяет общие черты  современной социологической теории детства: 1) понимание ребенка как  социального субъекта и 2) понимание  множественности детства и детских миров . 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Ариес Ф. Возрасты жизни / Философия и методология истории: сборник статей. М. 1977.
  2. Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства). Ростов -на -Дону. 2000.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука.1988.
  4. Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. … канд. социол. наук. Саратов. 1995.
  5. Куруленко Э.А.  Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект
  6. Обухова Л.Ф.  Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола. 1995.
  7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СП б. 2000.
  8. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ТО ЮНПРЕСС. 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Днепропетровский  национальный университет имени  Олеся Гончара 
 
 
 
 

Реферат по социологии детства

Социологические подходы к исследованию детства 
 

Выполнила

студентка 3 курса

Группы ДС-09-2

Анедченко Екатерина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Днепропетровск 2011 

План

1 Вступление

2 Определение  детства

3 Подходы к  изучению детства

4 Выводы

Информация о работе Социологические подходы к иследованию детства