Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:16, реферат
Социология детства - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере.
ВСТУПЛЕНИЕ
Социология детства - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере. Социология детства рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных), разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. При изучении учитывается, что временной период детства характеризуется следующими социальными процессами: первичной семейной и внесемейной социализацией, формированием социальных норм и ценностей, освоением социальных ролей "взрослого мира" и приобретением социального статуса.
В
данном реферате мы рассмотрим подходы
к изучению детства со стороны
представителей именно социологии как
науки которая изучает детство
как элемент структуры
Определение детства
ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:
младенчество (от рождения до 1 года)
раннее детство (1-3 года)
дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) \
младший школьный возраст (6—11 лет).
Детство - период интенсивного
биологического, социального и
Социологи дают свое определение сущности этого термина:
С.Н.Щеглова: Детство - выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум.
Д.И. Фельдштейн : Детство -... особое состояние развития в обществе и ... обобщенный субъект, целостно противостоящий взрослому миру и взаимодействующий с ним на уровне субъект-субъектных отношений
Е.М.Рыбинский: Детство можно рассматривать как постоянную возобновляемую совокупность индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла от рождения до совершеннолетия, и одновременно - как динамичное социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которых определяется постепенным развертыванием положения ребенка как объекта воспитания и одновременно как субъекта общественной жизни.
В современном обществе
В современном мире происходят серьезные изменения в самом объекте ее научного познания - детстве, возникает общественная потребность в получении новых знаний об инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к взрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.
Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства - специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей.
Отдельный
раздел данной отрасли разрабатывает
методологические и методические принципы
исследования детей и подростков.
Предметом изучения являются специфические
роли "ребенок" и "взрослый",
социальные нормы и предписания,
реализующие соответствующие
Первыми
произведениями, строго посвященными
социологии детства, были книга американского
ученого Дж.Боссарда "Социология
детства", появившаяся в 1948 году,
а также переработанное и дополненное
ее издание в соавторстве с
Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное
пособие с аналогичным
В России первое учебное
Постепенно происходит отбор и становление внутри данной отрасли отдельных направлений исследований, уже сегодня мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства - науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.
Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия с взрослыми.
При описании детства в
Детство – это особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности.
Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества. Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к изучаемому феномену появился довольно поздно, лишь в XVII веке, а отношение к детям со стороны общества, символическое значение детства и его место в структуре жизненного пути личности в разные периоды истории менялись весьма существенно.
Подходы к изучению детства
Специфика взросления в детстве объективно обусловлена как биологическими особенностями организма, так и уровнем культуры общества, причем последний является определяющим: примерно при одном и том же биологическом строении ребенка на протяжении всей истории человечества, уровень психического развития, которого он достигает на каждом историческом этапе развития общества – неодинаковый. Продолжительность детства – это продукт истории, подверженный изменению. Так, вряд ли можно говорить о какой-либо продолжительности детства в первобытном обществе, а продолжительность детства в Средневековье не равна продолжительности детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать процесс взросления ребенка не анализируя развитие человеческого общества: продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня его материальной и духовной культуры. Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает.
Таким
образом при описании детства
в социологии, необходимо помнить
что интерес к детству
Детство
– сложное и многогранное понятие.
Несмотря на то, что философия и
социология обращаются к тематике детства
еще со времени своего появления,
до сих пор не существует единого
определения этого понятия, и, в
целом, детство остается мало изученным
явлением. Часто исследователи
Детей изучают многие науки. Так, например, науки медико-биологического цикла (педиатрия, детская психиатрия, педология) изучают детство как период роста человека, определяют детей как человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специфическими детскими заболеваниями. В юридических науках детство понимается как период жизни человека, который связан с приобретением более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста. Экономика оперирует понятиями "детство и дети" в отношении еще недееспособного в экономической деятельности населения. Для демографии дети и подростки - элемент народонаселения, который не участвует в воспроизводстве населения. Педагогика, древнейшая наука изучающая детство, рассматривает его как образовательное и воспитательное "поле", а детей, как правило, считает объектами воспитательного воздействия профессионалов-учителей. Возрастная психология исследует законы онтогенеза, индивидуальное развитие человека в определенном возрастном периоде – детстве, который характеризуется серьезными изменениями психической, эмоциональной и чувственной жизни. Историки литературы, искусствоведы, фольклористы не раз обращались к теме детства в своих исследовательских проектах. Они делали анализ образа детства в народном фольклоре, литературных источниках и произведениях изобразительного искусства.
Как видим, дети в этих науках рассматриваются как второстепенные члены общества, которым нужно "дорасти" до взрослых, когда они смогут выполнять свои функции и обязанности в полной мере. Понятие "детство" чаще всего понимается как этап онтогенетического развития личности, и, следовательно, при его изучении получают широкое распространение концепции социализации, которые рассматривают ребенка как пассивный объект воздействия и воспитания.
Кроме того, детство понимается как особый социо культурный феномен, обладающий определенными характеристиками и включающий детей как необходимую, но не достаточную составляющую данного феномена
Однако,
как отмечает Дж. Квортруп, «доминирующими
парадигмами в изучении детства до сих
пор были психологическая и педагогическая»
. В рамках этих парадигм акцент ставится
на рассмотрении детства как определенного
этапа жизненного пути человека, причем
особое внимание уделяется вопросам развития
и воспитания ребенка.
Проблемы психофизиологического развития
ребенка, специфика его взросления в зависимости
от возрастного периода рассматривались
в трудах известных психологов П.П.Блонского,
Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова, В.В.Зеньковского, В.П.Зинченко,
Л.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой,
Ж.Пиаже, З.Фрейда, Д.Б.Эльконина и др.
Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями анализа данного феномена.
В рамках первого можно выделить работы, рассматривающие детство как определенную культурно-историческую ценность. Так, в работах Ф.Ариеса, Ф.Боаса, М.Мид, Б.Малиновского, Л.Демоза, Э.Эриксона и других представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.
Продуктивным
в рамках этого направления является
признание, с одной стороны, растущей
автономии культуры детства в
ходе исторического развития общества,
а с другой стороны, признание
того факта, что в современном
обществе увеличивается пространство
детских практик, которое контролируется
взрослым сообществом.
В
рамках второго направления детство
рассматривается как часть
Информация о работе Социологические подходы к иследованию детства