Социологические подходы к иследованию детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:16, реферат

Описание работы

Социология детства - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере.

Работа содержит 1 файл

социология (2).docx

— 40.37 Кб (Скачать)

       ВСТУПЛЕНИЕ

       Социология  детства  - специальная социологическая теория, объектом которой является детство как структурный компонент общества. Предметом изучения выступают специфические роли "ребенок" и "взрослый", соответствующие социальные нормы и предписания, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в этой сфере. Социология детства рассматривает особенности группового поведения социально-демографической группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных), разрабатывает методологические и методические принципы исследования детей и подростков. При изучении учитывается, что временной период детства характеризуется следующими социальными процессами: первичной семейной и внесемейной социализацией, формированием социальных норм и ценностей, освоением социальных ролей "взрослого мира" и приобретением социального статуса.

       В данном реферате мы рассмотрим подходы  к изучению детства со стороны  представителей именно социологии как  науки которая изучает детство  как элемент структуры общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Определение детства

       ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:

         младенчество (от рождения до 1 года)

         раннее детство (1-3 года)

         дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) \

       младший школьный возраст (6—11 лет).

         Детство - период интенсивного  биологического, социального и психологического  развития. В детстве, особенно  в дошкольном и младшем школьном  возрасте, закладываются предпосылки  готовности к участию в общественно-трудовой  жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым правилам поведения

       Социологи дают свое определение сущности этого термина:

         С.Н.Щеглова:  Детство - выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении детей; эта совокупность формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, которые осваивают социальность и интегрируются в социум.   

       Д.И. Фельдштейн : Детство -... особое состояние развития в обществе и ... обобщенный субъект, целостно противостоящий взрослому миру и взаимодействующий с ним на уровне субъект-субъектных отношений 

       Е.М.Рыбинский: Детство можно рассматривать как постоянную возобновляемую совокупность индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла от рождения до совершеннолетия, и одновременно - как динамичное социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которых определяется постепенным развертыванием положения ребенка как объекта воспитания и одновременно как субъекта общественной жизни.

         В современном обществе серьезно  расширяется круг "потребителей" научных знаний о детях. Если  раньше эти знания необходимы  были прежде всего педагогическим  работникам, то в связи с новыми  реалиями такую потребность испытывают  руководители многочисленных детских  объединений, работники социальных  учреждений, юристы, работники госструктур  (например, комитетов по молодежной  политике), создатели детских средств  массовой коммуникации.

       В современном мире происходят серьезные  изменения в самом объекте  ее научного познания - детстве, возникает  общественная потребность в получении  новых знаний об инновационных явлениях социальной действительности (например, о правах детей). Объект социологии детства определен не как изначально гомогенная группа индивидов, находящаяся на пути к взрослению, а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения.

       Возможно очертить предметную область социологии детства. Социология детства - специальная отрасль социологии, изучающая детство как социальное образование, его функции в обществе, взаимодействие общества и детства, государственную политику в интересах детей.

       Отдельный раздел данной отрасли разрабатывает  методологические и методические принципы исследования детей и подростков. Предметом изучения являются специфические  роли "ребенок" и "взрослый", социальные нормы и предписания, реализующие соответствующие роли, детская субкультура. Данная отрасль  также рассматривает особенности  группового поведения социально-демографической  группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ (формальных и неформальных).

       Первыми произведениями, строго посвященными социологии детства, были книга американского  ученого Дж.Боссарда "Социология детства", появившаяся в 1948 году, а также переработанное и дополненное  ее издание в соавторстве с  Э.Болл, вышедшее в 1966 году, и учебное  пособие с аналогичным названием  для высшей школы Ричи и Коллер.

         В России первое учебное пособие  вышло лишь в 1996 году.

       Постепенно  происходит отбор и становление  внутри данной отрасли отдельных  направлений исследований, уже сегодня  мы наблюдаем возникновение и развитие таких из них, как социокинетика детства - науки о детском движении (Е.В.Титова), социология детской субкультуры (И.А.Бутенко, С.Б.Борисов и др.), социология детского чтения.

       Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как  особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых  оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия с взрослыми. 

         При описании детства в социологии  необходимо рассматривать  данный феномен как общественное явление в его историческом развитии и на современном этапе, исходить из  комплексного понимания детства, учитывая, что  детство – это не «социальный питомник», а развернутое по времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности пространство, в котором взаимодействуют взрослые и дети. 

       Детство – это особый период жизни человека,  особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности.

       Детство – это период становления ребенка  полноценным членом человеческого  сообщества.  Несмотря на  огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к  изучаемому феномену появился довольно поздно, лишь в XVII веке, а отношение к детям со стороны общества, символическое значение детства и его место в структуре жизненного пути личности в разные периоды истории менялись весьма существенно. 

       Подходы к изучению детства

       Специфика взросления в детстве объективно обусловлена как  биологическими особенностями организма, так и уровнем культуры общества, причем  последний является определяющим: примерно при одном и том же биологическом строении ребенка на протяжении всей истории человечества, уровень психического развития, которого он достигает на каждом историческом этапе развития общества – неодинаковый. Продолжительность детства – это продукт истории, подверженный изменению. Так, вряд ли можно говорить о какой-либо продолжительности детства в первобытном обществе, а продолжительность детства в  Средневековье не равна продолжительности детства в наши дни. Поэтому нельзя изучать процесс взросления ребенка не анализируя развитие человеческого общества: продолжительность детства находится в прямой зависимости от  уровня его материальной и духовной культуры. Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает. 

       Таким образом при описании детства  в социологии, необходимо помнить  что интерес к детству появляется лишь на определенном этапе общественного  развития, свидетельствуя об осознании  ценности данного периода. Детство  является стартовым потенциалом  в определении будущей жизненной  траектории каждой личности и отличается постоянной ориентацией на взрослый мир. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых  совершается процесс их социализации, процесс формирования личности, зависит  будущее этого общества.

       Детство – сложное и многогранное понятие. Несмотря на то, что философия и  социология обращаются к тематике детства  еще со времени своего появления, до сих пор не существует единого  определения этого понятия, и, в  целом, детство остается мало изученным  явлением. Часто исследователи отождествляют  понятия "дети" и детство", хотя, конечно, эти категории разнятся по своей сути. Если мы говорим о детях, то прежде всего имеем в виду определенную социально-демографическую группу, обладающую не только особенностями физического и психологического развития, но и особыми социо - культурными характеристиками, которые отличают детей от взрослых

       Детей изучают многие науки. Так, например, науки медико-биологического цикла (педиатрия, детская психиатрия, педология) изучают детство как период роста  человека, определяют детей как человеческие существа, не завершившие своего физического  развития и обладающие специфическими детскими заболеваниями. В юридических науках детство понимается как период жизни человека, который связан с приобретением более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста. Экономика оперирует понятиями "детство и дети" в отношении еще недееспособного в экономической деятельности населения. Для демографии дети и подростки - элемент народонаселения, который не участвует в воспроизводстве населения. Педагогика, древнейшая наука изучающая детство, рассматривает его как образовательное и воспитательное "поле", а детей, как правило, считает объектами воспитательного воздействия профессионалов-учителей. Возрастная психология исследует законы онтогенеза, индивидуальное развитие человека в определенном возрастном периоде – детстве, который характеризуется серьезными изменениями психической, эмоциональной и чувственной жизни. Историки литературы, искусствоведы, фольклористы не раз обращались к теме детства в своих исследовательских проектах. Они делали анализ образа детства в народном фольклоре, литературных источниках и произведениях изобразительного искусства.

       Как видим, дети в этих науках рассматриваются  как второстепенные члены общества, которым нужно "дорасти" до взрослых, когда они смогут выполнять свои функции и обязанности в полной мере. Понятие "детство" чаще всего понимается как этап онтогенетического развития личности, и, следовательно, при его изучении получают широкое распространение концепции социализации, которые рассматривают ребенка как пассивный объект воздействия и воспитания.

         Кроме того, детство понимается  как особый социо культурный феномен, обладающий определенными характеристиками и включающий детей как необходимую, но не достаточную составляющую данного феномена

       Однако, как отмечает Дж. Квортруп, «доминирующими парадигмами в изучении детства до сих пор были психологическая и педагогическая» . В рамках этих парадигм акцент ставится на рассмотрении детства как определенного этапа жизненного пути человека, причем особое внимание уделяется вопросам развития и воспитания ребенка.  
Проблемы психофизиологического развития ребенка, специфика его взросления в зависимости от возрастного периода рассматривались в трудах известных психологов П.П.Блонского, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.В.Зеньковского, В.П.Зинченко, Л.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Д.Б.Эльконина и др.  

       Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями анализа данного  феномена.

       В рамках первого можно выделить работы, рассматривающие детство как  определенную культурно-историческую ценность. Так, в работах Ф.Ариеса, Ф.Боаса, М.Мид, Б.Малиновского, Л.Демоза, Э.Эриксона и других представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.

       Продуктивным  в рамках этого направления является признание, с одной стороны, растущей автономии культуры детства в  ходе исторического развития общества, а с другой стороны, признание  того факта, что в современном  обществе увеличивается пространство детских практик, которое контролируется взрослым сообществом.  

       В рамках второго направления детство  рассматривается как часть социальной структуры общества. Как объект специального социологического анализа детство  в его структурном выражении  находится в центре внимания немногих ученых. Прежде всего, это зарубежные исследователи: Е.Болдинг, Дж.Гарбарино, К.Дэвис, Дж.Квортруп.

Информация о работе Социологические подходы к иследованию детства