Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:29, реферат
Бедность - это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Цель работы: изучение природы бедности, причин ее постоянства, связанных с установлением закономерных взаимосвязей между материальным благополучием, поведением индивида и состоянием социальной системы.
Введение.
1. Теоретические рассуждения относительно бедности в современной социологии.
2. Индивидуальный (культурный) детерминизм бедности и либеральный проект современности.
3. Социальный детерминизм бедности и социалистический проект Современности.
4. Индивидуальное конструирование бедности и проект постсовременного Капитализма.
5. Социальное конструирование бедности в государстве всеобщего Благоденствия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение.
1. Теоретические рассуждения относительно бедности в современной социологии.
2. Индивидуальный (культурный)
детерминизм бедности и
3. Социальный детерминизм бедности и социалистический проект Современности.
4. Индивидуальное
5. Социальное конструирование бедности в государстве всеобщего Благоденствия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
На
каждом этапе развития общества перед
людьми возникает множество проблем.
Они пересекаются, взаимопроникают,
вызывая к жизни другие, подчас
более сложные проблемы. В социологии
сложилось целое научное
Социальная
проблема - это объективное противоречие,
приводящее к нарушению
В общественной
жизни бедность и ее крайняя форма
- нищета - оцениваются как социальное
зло. Состояние бедности не позволяет
человеку и обществу реализовать
свои потенциальные возможности, а,
следовательно, развиваться с наибольшей
эффективностью. Именно поэтому бедность
связывают с регрессом в
Бедность - это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.
Цель работы: изучение природы бедности, причин ее постоянства, связанных с установлением закономерных взаимосвязей между материальным благополучием, поведением индивида и состоянием социальной системы.
Актуальность работы заключается в том, что от понимания природы бедности и её причин зависят не только методы борьбы с этим социальным явлением, но и сама постановка вопроса о возможностях и необходимости эффективного социального реформирования, его направленности и глубине. Обращение к этой теме сегодня, когда социалистическая перспектива была дискредитирована опытом реального социализма, продиктовано стремлением обозначить теоретические рамки рассуждений о природе бедности в трансформирующемся обществе. В данное время нет надобности в проведении детального анализа всех теоретических подходов для изучения бедности, которым занимается масса организаций. Сейчас необходимо исследовать только значимые для понимания социальной природы бедности подходов, наиболее эффективных в описании и объяснении ее распространения в условиях реальной социальной ситуации.
1. Теоретические рассуждения относительно бедности в современной социологии.
В общем виде теоретические рассуждения относительно бедности в современной социологии можно свести к пересечению двух оснований: уровня объяснения (индивид/ общество) и способа объяснения (детерминизм/ конструктивизм). Если уровень объяснения предполагает выведение причин бедности из особенностей индивида или социальной системы, то способ объяснения – соотнесение с «детерминистскими» или «конструктивистскими» (волюнтаристскими) аналитическими традициями. Выбор именно этих оснований обусловлен генеалогией социологических представлений о бедности. Первое отражает стратегию анализа, а второе – метод социологической аргументации в рамках позитивистской или интерпретативной (герменевтической) доктрины [2; 30]. Детерминизм в данном случае связан с признанием бедности как «естественного» состояния и выведением доминирующего основания в объяснении. В свою очередь, конструктивизм пытается преодолеть однозначность такого подхода и учесть влияние других факторов в формировании социального класса (бедности).
Для первого объяснения центральной
является концепция «культуры бедности»,
которая связывает бедность с
особым образом жизни. Второе объяснение
– марксистский классовый анализ
– прослеживает сущностную связь
бедности с капиталистической системой.
Оба эти варианта трактуют бедность
как естественнонаучный, объективно
существующий факт. Два других объяснения
выстраивают свою аргументацию через
тезис постоянного
2. Индивидуальный (культурный) детерминизм бедности и либеральный проект современности.
На уровне здравого смысла признание причин бедности в самих бедных или в особой культуре – встречается часто, когда бедным приписываются лень, иждивенческие установки или нерациональное потребление. Распространенная поговорка о том, что «счастье – это то, чем удовлетворяется человек», как нельзя лучше отражает еще одну сторону этой интерпретации: сознательный аскетизм, недостижительские установки и субъективное принятие нужды, проявляющееся в удовлетворенности низкими стандартами жизни. Теоретические посылки научного обоснования такой позиции отражены в социал-дарвинизме [4] и в работах Г. Спенсера (1820-1903). Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, сторонник эволюционной теории развития общества считал выживание самых приспособленных основным законом социального развития. Основная идея о свободе рациональных рыночных субъектов в достижении успеха предполагала функциональную связь индивидуального поведения и бедности: когда в силу различных способностей и прилежания результаты труда оказываются разными [7]. Логично, что бедность представлялась следствием недостатков личных усилий, а также инструментом изоляции
несостоятельных граждан в либеральном обществе. Изменение характера этой связи через государственное вмешательство считалось неприемлемым и даже опасным для общества. Государственное вмешательство означало ограничение свободы деятельности людей, а помощь одним за счет других – перераспределение бедности, а не ее ликвидацию. Чем больше живущих на государственные пособия, тем меньше число живущих трудом; следовательно, меньше производится необходимых товаров и значительней становится бедность. Поэтому отношениями между людьми должен управлять не внешний, а внутренний закон. Вмешательство государство оправдано только в том случае, если оно гарантирует равные права и возможности.
Таким образом, детерминизм на уровне индивидов возлагал ответственность за нужду на личные недостатки тех, кто не вписывался в рыночные правила и в качестве «слабого» исключался из состоятельных слоев, но оставался равноправным членом либерального общества.
Понимание бедности как неотъемлемой
части капиталистической
Достаточно подробно этот механизм описывается в работах социологов Чикагской школы [31; 33]. Но наибольший резонанс, пожалуй, вызвала концепция «культуры бедности», разработанная О. Льюисом – профессором антропологии Иллинойского университета, изучавшим в 1950 – 1960-е гг. сельскую жизнь в Латинской Америке и оказавшего значительное влияние на социологические исследования бедности того времени, и на политику в отношении бедности [23; 24; 25; 26]. Согласно его концепции, изоляция бедных в обществе происходит через особую, передаваемую из поколения в поколение, культуру [24], которая, с одной стороны, представляет собой результат индивидуальных реакций на маргинальную позицию в стратифицированном, индивидуалистском капиталистическом обществе, а с другой – относительно устойчивую, независимую от внешних условий, вполне рациональную систему ценностей, норм и правил решения жизненных проблем [26]. Ее воспроизводство объясняется не столько сохранением материальных и социальных условий, в которых она складывается, сколько процессом социализации. Отсюда происходит особое внимание к семье низшего класса и многочисленные рассуждения об изменении института семьи (матриархальная семья, многопроблемная семья и т.д.) и о роли семейной социализации в передаче культуры [19, 32].
Данный вариант
3. Социальный детерминизм бедности и социалистический проект
современности
Если в социал-дарвинизме
нашла выражение посылка
К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли три типа бедности: абсолютную, социальную (относительную) и физическую. Абсолютная бедность рабочего означала, что на продажу он может предложить только один товар – свою рабочую силу, и что рабочий противостоит богатству всего лишь как рабочая сила [5, c. 179]. Показателем социальной бедности, или относительного обнищания рабочего класса - представлялась норма эксплуатации, тесно связанная с величиной расхождений между оплаченным и неоплаченным трудом или долей зарплаты трудящихся в национальном доходе. [5, c. 632-
634]. И, наконец, физическая бедность отражала подчинение потребления рабочего класса целям капиталистического накопления [11, c. 264].
Разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом типология бедности подчинена доказательству базового положения о том, что бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе – отношений эксплуатации, обусловленных занимаемым классовым положением. В качестве критериев бедности выступали собственность на средства производства и мера эксплуатации. При этом они исследовали не саму бедность, а существующее экономическое неравенство и причины классового антогонизма, социального конфликта. В основе марксистской концепции классов лежит объективно структурированное экономическое неравенство. Класс конституируется не убеждениями людей, а объективными условиями, которые позволяют иметь бóльший или меньший доступ к материальному вознаграждению. Это относят к числу достоинств марксизма [15]. Слабость марксистского анализа проявляется при переходе к характеристике бедности и прогнозу перспектив ее устранения. В марксизме бедность – это следствие и необходимый продукт капиталистического производства, выражение противоречий капитализма. Только пролетарская революция и радикальное переустройство общества могут преодолеть бедность [12, c. 230].
Этот подход до сих пор сохраняет актуальность. Ключевая идея этого подхода состоит в том, что существует привилегированный и влиятельный социальный агент (класс), заинтересованный в сохранении бедности. Разрабатывая классовый анализ бедности, Э. Райт, профессор социологии Висконсинского университета, видит в ней не просто неудачное следствие реализации материальных интересов этого агента, а необходимое условие для реализации этих интересов [37, p. 37-50]. Таким образом, воспроизводится классический марксистский тезис о том, что капиталисты от существования бедности получают выгоду. Однако Райт расширяет категорию эксплуатирующих классов, куда уже входят не только капиталисты, имеющие собственность на средства производства, но и менеджеры, обладающие организационным капиталом, а также эксперты, владеющие культурным капиталом [36].
Практический смысл данного подхода заключается в том, что искоренение бедности возможно только с разрушением влиятельных политических сил, заинтересованных в сохранении капиталистической системы, поскольку сохранение крайней бедности – это результат не политической близорукости или недостатка знаний о направлениях социального реформирования, а следствие заинтересованности в получении ыгоды от ее существования. Райт видит два варианта решения этой проблемы. Радикальный вариант связан с революционным марксизмом и разрушением всей системы, условием существования которой является бедность. Социал-демократический вариант связан с «приручением» (изменением) капитализма за счет заинтересованности капиталистов в сохранении капиталистических институтов и их готовности поступиться
Информация о работе Социологические подходы к анализу причин и природы бедности