Социологические методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий. Формулировка гипотез и задач исследования. Определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Основные понятия, цели и методы социологических исследований систем
управления……………………………………………………………………….…5
1.1 Основные понятия и цели социологических исследований……………..…..5
1.2 Методология социологических исследований…………………………….…5
1.3 Методы социологических исследований……………………………………..7
2Типология и характеристика видов социологических исследований…………9
2.1Типология социологических исследований………………………………...…9
2.2 Характеристика видов социологических исследований…………………....10
2.3 Классификация и сфера применения социологических методов
исследования систем управления………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….…28
Приложение………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Соболев М. И., К Р,Исследования систем управления.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Основные  компоненты исследования:

     -постановка  целей и задач

     -предварительный  анализ имеющейся информации, условий  и методов решения

     -формулировка  исходных гипотез, планирование, организация и проведение экспериментов,  анализ и обобщение полученных  результатов

     -проверка  исходных гипотез на основе  полученных фактов и окончательная  формулировка новых фактов и  законов, получение объяснений или научных предсказаний.

     В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности  управления. Исследования – это  вид деятельности с более богатым  содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем  анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.

     Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик.

     В процессе изучения систем управления используется спектр методов и основных норм.

     Современная методология исследования систем управления содержит в своем арсенале множество  развитых методов. Каждый метод, каждый подход к изучению систем управления имеет сильные и слабые стороны, свои ограничения и свой диапазон эффективного применения. Для того чтобы узнать для чего именно применяется тот или иной метод, нужно знать наиболее эффективную область его применения. Именно поэтому тема курсовой работы всегда будет актуальной.

     Ключом  к выбору методов исследования является понимание особенностей конкретной системы управления и понимание проблемной ситуации, в которой действует фирма. Из этого понимания следует постановка проблем управления, которые подлежат исследованию. Опытные системные аналитики знают, что правильно поставленная проблема – это наполовину решенная проблема.

     Основной  процесс любой системы управления – это процесс принятия решения. Поэтому спектр методов системного исследования нам удалось раскрыть на примере методов, применяемых  в процессе принятия решения.

     На  основании вышеизложенного материала  можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы раскрыта, все  поставленные перед нами задачи решены.

     Первая  глава курсовой работы посвящена  раскрытию общих понятий и  целей социальных исследований. Подробному изучению методологии социологических исследований. Во второй части мы более подробно рассмотрели виды социологических исследований их классификацию и историю социальных обследований.

      

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1 Анализ документов      Это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач
     2 Аналитические исследования      Это углубленное исследование проблемы Клиента, не имеющей однозначного решения и допускающей несколько вариантов ответа
     3 Исследование      Понятие многозначное: это и научный труд, и научное изучение, и вид деятельности человека, позволяющий познать и  оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.
     4 Казуальное (экспериментальное) исследование      Это маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. При проведении таких исследований дается ответ на вопрос: «Почему?» и строятся логические взаимосвязи
     5 Методология      Это учение о системе понятий и  их отношений,- система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно - практической деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности      
     6 Описательные  исследования      Это маркетинговые исследования , направленные на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков
     7 Опрос      Это выяснение мнения сообщества по тем  или иным вопросам. Опросы носят  информационный или рекомендательный характер. Это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Может быть устным или письменным
     8 Разведывательное  исследование      Это маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной  информации, необходимой для лучшего  определения проблем и выдвигаемых  предложений (гипотез), а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач маркетингового исследования
     9 Социологическое исследование      Это  вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии
     10 Типология      Это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков
     11 Эксперимент      Это метод исследования некоторого явления  в управляемых условия. Проводится в рамках научного исследования и  служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.

     Список  использованных источников

1      Васильева, Е. Г. Методика и техника конкретного  социологического исследования: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. Г. Васильева; - М.: издательство «ВолГУ», 2000.- 64с.-ISBN-5-85534-295-6
2      Глущенко, В. В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования [текст] / Учеб. пособие для вузов. - В. В. Глущенко, И. И. Глущенко - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. - 416 с, изд. 2-е испр. и доп.- ISBN 5-901039-10-6.
3      Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] / И. Ф. Девятко; - М.: Екатеринбург, изд. «Урал» 1998.- 208с.- ISBN-5-7525-0611-5
4      Игнатьева, А. В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов  [Текст] / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов; - М.: «ЮНИТА-ДАНА», 2000.-157с.-ISBN-5-238-00213-0
5      Коротков, Э. М. Исследование систем управления: учебник [Текст] / Э. М. Коротков; - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000.- 336- ISBN-5-89645-014-1
6      Мухин, В. И. Исследование систем управления [Текст] / В. И. Мухин; - М.: Издательство «Экзамен», 2001.-384с. –ISBN-5-8212-0298-1
7      Социология. Этапы и виды социологического исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

     http://soc-opros.info/obshaya-sociologiya/110-etapy-vidy-soc-issl

8      Социология. Виды социологических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

     http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=20&page=1

9      Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [текст] / учебное пособие для студентов экономических факультетов и ВУЗов./ Г.И. Шепеленко. 2-е издание, дополненное и переработанное. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 544 с. – ISBN 5-241-00014-3.

     Приложения

     А      
     Б      

Информация о работе Социологические методы исследования систем управления