Социологические методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий. Формулировка гипотез и задач исследования. Определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Основные понятия, цели и методы социологических исследований систем
управления……………………………………………………………………….…5
1.1 Основные понятия и цели социологических исследований……………..…..5
1.2 Методология социологических исследований…………………………….…5
1.3 Методы социологических исследований……………………………………..7
2Типология и характеристика видов социологических исследований…………9
2.1Типология социологических исследований………………………………...…9
2.2 Характеристика видов социологических исследований…………………....10
2.3 Классификация и сфера применения социологических методов
исследования систем управления………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...23
Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….…28
Приложение………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Соболев М. И., К Р,Исследования систем управления.doc

— 190.50 Кб (Скачать)
  • ориентированные на различные аспекты социального планирования и управления общественными процессами, теоретико-прикладные, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок;
  • теоретико-методологические, оперативные на предприятиях и в учреждениях, с помощью которых анализируют местные проблемы с целью нахождения оптимальных способов их разрешения.

     Некоторые исследователи различают социологические  исследования по сферам общественной жизни, например на социально-экономические, социально-политические, социально-педагогические, социально-психологические и т. д. Определенный интерес представляет подход украинского социолога Г. Щёкина, который эмпирические и прикладные социологические исследования классифицирует, как пилотажные, т.е. направленные на проверку эффективности инструментария;

  • полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке;
  • с обратной связью, цель которых — привлечь коллектив к участию в решении стоящих перед ним практических проблем;
  • панельные, предполагающие повторное изучение одного объекта через определенные интервалы времени;
  • лангитюдные как разновидность повторных, когда ведется длительное периодическое наблюдение за одними лицами или социальными объектами;
  • сравнительные, когда в качестве основного приема используют сопоставление информации о различных социальных подсистемах, периодах исторического развития, исследованиях разных авторов;
  • междисциплинарные, предполагающие сотрудничество представителей различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы.

     Российские  социологи М. Горшков и Ф. Шереги попытались выработать основной критерий для классификации социологических исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют такие социологические исследования: разведывательные, оперативные, описательные, аналитические, экспериментальные. Все опросы эти социологи сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социологической информации они подразделяют опросы на массовые и специализированные, отдельно выделяя также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования.

     Отмеченные  классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы познавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований.

     Панельное исследование допустимо, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

     Такова  в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов  социологического исследования.

     Любое явление может рассматриваться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов: каждое способно дать о них определенный объем научной информации.

     Качество  социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть  проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и обработанности инструментария сбора первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.

     Образно говоря, пробное исследование можно  рассматривать как генеральную  репетицию главного исследования, позволяющую  сделать первые выводы о том, насколько  успешно прошел этап подготовки к  нему и каких результатов можно ожидать.

     Сказанное вместе с тем не означает, что  сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или  иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить.

     Каким образом эти обстоятельства заявляют о себе при анализе, скажем, общественного  мнения?

     Если  планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит выявить самую общую реакцию общественного мнения на тот или иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.

     Если  ограничиться одномоментным замером  общественного мнения, достаточно проведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, организуют повторные исследования.

     Заметим также, что цель оперативного изучения общественного мнения диктует выбор  анкетного, группового или телефонного  опроса в качестве метода получения первичной информации. Если же фактор времени не довлеет, наряду с опросом могут быть применены и другие методы сбора социологических данных.

     Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично  оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники  и организации, а также практические навыки. 

     2.3 Классификация и сфера применения социологических методов исследования систем управление 

     В исследовании систем управления широко применяются социологические методы.

     Рассмотрим  пример исследования, проведенного на одном из отечественных заводов. Директор завода обратился за консультацией к социологам по поводу положения в экспериментальном цехе, где регулярно не выполнялся план и ежегодно уходила треть работников. Исследование проводилось в течение месяца, использовались социально-психологические тесты, метод беседы, наблюдения. Интервьюирование рабочих выявило низкую оценку ими факторов, определяющих организацию производства в цехе. Тестирование выявило, что около 60% инженеров цеха находились в состоянии делового и психологического дискомфорта. Было выявлено, что одной из причин плохой организации производства является стиль работы начальника цеха, решавшего только “аварийные вопросы”. Причем к устранению “аварии” привлекались те, кто “оказался под рукой”, вне зависимости от компетентности и специализации. В цех от четырех вышестоящих руководителей поступает масса срочных внеплановых заказов. Исследователи пришли к выводу, что по отношению к цеху отсутствует система планирования и нарушена иерархия управления, цеху отводится роль не экспериментального, а запасного производства. Рекомендация исследователей – прежде всего необходимо восстановить иерархию управления и статус цеха.

     По  временному признаку социологические исследования подразделяются на краткосрочные (экспресс-анализ, оперативный анализ), средне- и долгосрочные.

     Экспресс-анализ имеет предельно сжатые сроки – 1-5 дней. Он ведется целенаправленно, по одной проблеме, как правило, в условиях высокой неопределенности. Поэтому для участия в экспресс-анализе привлекаются наиболее квалифицированные специалисты.

     Оперативный анализ – это также краткосрочное целевое исследование. В течение 10-20 дней подготавливается решение локальной управленческой задачи или разбирается конкретная ситуация. Нередко для проведения оперативного анализа разрабатывается целевая методика (например, специальный опросник).

     Среднесрочные исследования обычно проводятся в течение 2-4 месяцев небольшой группой социологов, возможно с привлечением специалистов других подразделений. Долгосрочные исследования продолжаются 5-10 месяцев. Исследователи должны сами выявить спектр проблем в данной системе управления, установить и проанализировать ведущую проблему.

     По  целям исследования социологические исследования СУ подразделяются на исследования по отклонениям, зондажно-информационные, оценочные, по оптимизации.

     Чаще  всего встречаются исследования по отклонениям, когда налицо неблагополучная ситуация и требуется установить причину ее возникновения, найти корректирующие решения. Рассмотренный выше пример представляет собой исследование по отклонениям.

     На  втором месте по распространенности – зондажно-информационные исследования, в задачу которых входит прогнозирование последствий или реакций на предлагаемые решения, зондаж общественного мнения, выявление актуальной проблематики. Пример – выяснение отношения работников транспортного отдела к переходу на двухсменный режим работы (метод исследования – анкетный опрос).

     Оценочные исследования необходимы, когда требуется подготовить информацию о результативности функционирования системы управления или подобрать группу людей для выполнения определенной деятельности. В каждом случае разрабатывается специальная батарея методик. Пример – формирование резерва из имеющихся сотрудников для замещения вакантной должности начальника отдела в филиал компании (методы исследования – анализ данных, предоставленных службой персонала, целевые беседы, социально-психологическое тестирование, деловые игры).

     По  срокам проведения оценочные исследования и большинство зондажно- информационных исследований относятся к оперативным.

     Задачей исследований по оптимизации является усовершенствование и развитие направлений деятельности какой-либо функциональной службы, работников по отдельной функции управления или всей системы управления в целом. Примеры таких исследований – анализ структуры и результативности производственных совещаний (методы наблюдения, беседы, анкетного опроса); экспертная оценка необходимости частичной реконструкции механического цеха (анкетный опрос экспертов).

     Социологические методы исследования помогают также  проанализировать и усовершенствовать каналы коммуникации в организации. В частности, анкетный опрос, беседа, анализ документов позволяют выявить обеспеченность деятельности руководителей и специалистов необходимой информацией, определить, каких сведений недостает, а какая часть имеющейся информации практически не используется. Такие исследования могут быть проведены применительно ко всей системе управления в целом, либо в отношении отдельной группы руководителей, либо в отношении отдельных категорий информации.

     Результаты  социологических исследований СУ могут  быть представлены в виде отчетов, аналитических  записок, справок, докладов. Социологу  следует ограничивать разумными  пределами круг лиц, кому предоставляются  результаты исследования, поскольку  материалы исследования могут быть использованы “не по назначению” – в личных целях, в позиционной борьбе, в борьбе за место. Таким образом, при проведении социологических исследований СУ требуется не только высокая квалификация исследователя, но и соблюдение им профессиональной этики.

     Руководителю, менеджеру следует иметь общее  представление о социологических  методах исследования СУ, чтобы оценить  квалификацию исполнителей, лучше понять инструментарий исследования, возможности  его применения в конкретной ситуации. Ниже мы рассмотрим методы беседы и анкетирования. Особое внимание мы намеренно уделяем составлению анкет, поскольку, в отличие от исследований крупномасштабных СУ (отрасль, город, регион, государство), многие исследования более мелких по масштабу СУ (фирма, предприятие) с использованием анкетирования проводятся “своими силами”, без привлечения профессионалов.

     Заключение

 

     Исследование  – понятие многозначное: это и  научный труд, и научное изучение, и вид деятельности человека, позволяющий  познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.

Информация о работе Социологические методы исследования систем управления