Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:27, контрольная работа
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод1.
Введение 3
Определение понятия социального института 4
Типология социальных институтов 9
Функции и дисфункции социальных институтов 16
Институт как нормативная система 19
Динамика социальных институтов 23
Список литературы 24
Функции и дисфункции
социальных институтов.
Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду
с универсальными существуют и специфические
функции, т.е. такие функции, которые
присущи одним и не присущи
другим институтам, например, воспроизводство
новых поколений (институт семьи), добывание
средств существования (производство),
наведение и поддержание
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность
социального института
К
примеру, к концу 60-х годов СССР
готовил специалистов с высшим образованием
на душу населения больше, чем любая
страна в мире. Уровень подготовки
и система образования были, возможно,
самым высоким на планете. В штате
США дискутировался вопрос о вызове,
брошенном миру советской системой
образования. Американцы срочно разработали
систему практических мероприятий
с целью догнать и перегнать
в этой области Советский Союз.
Шли годы. И сегодня наши школьники
и студенты – одни из самых образованных.
Но в целом советская, а затем
российская система образования
в период с 70-х по 90-е годы развивались
слишком медленно. Возник серьезный
разрыв между теоретической
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению8.
Функции
и дисфункции бывают явными, то есть
официально заявленными, всеми осознанными
и очевидными для всех, и латентными,
то есть скрытыми, не заявленными. Явные
функции институтов являются необходимыми.
Они формируются и
Институт
как нормативная
система
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества.
Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.
Нормативные
системы существуют в обществе и
культуре. Великие цивилизации прошлого
и настоящего, будь то древнегреческая,
древнеегипетская, византийская, китайская,
французская или русская, сохраняли
свою устойчивость на протяжении очень
долгого времени, именно благодаря
прочности своей нормативной
системы. Благодаря ей сохранилось
духовное единство нации, этическое
самосознание и способность народа
к постоянному творческому
В
начале 20 века Т. Веблен определил социальный
институт как совокупность общественных
обычаев и социальных норм, в которых
воплощены образ мысли и образ
жизни людей и которые
Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.
Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные – привычками.
Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности
– этот термин употребляется в
двух значениях. Будучи разновидностью
нравов и обычаев, условности тоже возникли
в далеком прошлом. Они не регулировались
никакими административными
Этикет
– кодекс вежливого поведения. который
часто путают с манерами. Манеры
выражают отношение или установку
по отношению к другим людям. Можно
хорошо знать книжный этикет и
в тоже время иметь дурные манеры.
Существуют хорошие и дурные манеры,
но дурного этикета – нет.
Динамика социальных институтов
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
- зарождение организации;
- период эффективности, когда институт достигает полной зрелости;
- период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью);
-период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.
Помимо
жизненного цикла института и
его исторической эволюции, в понятие
«динамика институтов»
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов.
В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба.
Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию.
Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.
Заключение
Социальный
институт предстает перед нами гигантской
социальной системой, существующий исторически
длительное время, удовлетворяющий
фундаментальные потребности
Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие
социальных институтов осуществляется
путем возникновения новых
Список литературы
Информация о работе Социологические институты, их виды и функции