Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:27, контрольная работа
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод1.
Введение 3
Определение понятия социального института 4
Типология социальных институтов 9
Функции и дисфункции социальных институтов 16
Институт как нормативная система 19
Динамика социальных институтов 23
Список литературы 24
Введение 3
Определение понятия социального института 4
Типология социальных институтов 9
Функции и дисфункции социальных институтов 16
Институт как нормативная система 19
Динамика социальных институтов 23
Список
литературы 24
Введение
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод1.
Свободная
конкуренция в экономике, политике,
духовной сфере поставили в прямую
зависимость результативность деятельности
предпринимателей от умения и использования
знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей. Отраслью
знаний, помогающей глубже и конкретнее
познать общество, основу социального
взаимодействия людей с целью
рационального использования
Социология,
как определенный тип знаний об обществе
выходит из недр социальной философии,
перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению
ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе
Определение
понятия социального
института
Социальные
институты (от лат. institutum - установление,
учреждение) - это исторически сложившиеся
устойчивые формы организации совместной
деятельности людей. Термин "социальный
институт" употребляется в самых
разнообразных значениях. Говорят
об институте семьи, институте образования,
здравоохранения, институт государства
и т. д. Первое, чаще всего употребляемое
значение термина "социальный институт"
связано с характеристикой
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов2: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д.
Возникновение
определенных общественных потребностей,
а также условия для их удовлетворения
являются первыми необходимыми моментами
институционализации. 2) Социальный институт
образуется на основе социальных связей,
взаимодействия и отношений конкретных
лиц индивидов, социальных групп
и иных общностей. Но он, как и
другие социальные системы, не может
быть сведен к сумме этих лиц и
их взаимодействий. Социальные институты
носят надиндивидуальный
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института.
Для
того, чтобы он работал, необходимо,
чтобы они стали достоянием внутреннего
мира личности, были интернализованы
ими в процессе социализации, воплотились
в форму социальных ролей и
статусов. Интернализация индивидами
всех социокультурных элементов, формирования
на их основе системы потребностей
личности, ценностных ориентаций и
ожиданий является вторым важнейшим
элементом институционализации. 3) Третьим
важнейшим элементом
Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак,
каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими
достижение такой цели, набором социальных
позиций и ролей, типичных для
данного института. На основе всего
вышеизложенного, можно дать следующее
определение социального
Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию
«социальный институт» в
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Если
суммировать всё множество
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь
к среде, общество в течение истории
вырабатывает инструменты, пригодные
для решения множества задач
и удовлетворения важнейших потребностей.
Эти инструменты и называются
социальными институтами. Типичные
для данного общества институты
отражают культурный облик этого
общества. Институты разных обществ
отличаются друг от друга. Например, институт
брака у разных народов содержит
своеобразные обряды и церемонии, опирается
на принятые в каждом обществе нормы
и правила поведения. В одних
странах институт брака допускает,
например, многоженство, что в других
странах категорически
Внутри
совокупности социальных институтов можно
выделить подгруппу культурных институтов
как вид частных социальных институтов.
К примеру, когда говорят, что
пресса, радио и телевидение
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку
зарубежные, а вслед за ними и
отечественные социологи
Типология
социальных институтов
Каждый
институт выполняет свою, характерную
для него социальную функцию. Совокупность
этих социальных функций складывается
в общие социальные функции социальных
институтов как определенных видов
социальной системы. Эти функции
очень многообразны. Социологи разных
направлений стремились как-то классифицировать
их, представить в виде определенной
упорядоченной системы. Наиболее полную
и интересную классификацию представила
так называемая "институциональная
школа". Представители
Информация о работе Социологические институты, их виды и функции