Социологические институты, их виды и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод1.

Содержание

Введение 3

Определение понятия социального института 4

Типология социальных институтов 9

Функции и дисфункции социальных институтов 16

Институт как нормативная система 19

Динамика социальных институтов 23

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

соц.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

Определение понятия социального института 4

Типология социальных институтов 9

Функции и дисфункции социальных институтов 16

Институт как нормативная система 19

Динамика социальных институтов 23

Список литературы 24 
 

 

       

       Введение 

       Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс  становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической  независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ  жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью  рационального, эффективного использования  приобретенных прав и свобод1.

       Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования  знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального  взаимодействия людей с целью  рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия  также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком  уровне обобщения. Социология осмысливает  общество, общественную жизнь не как  предельную общую абстрактность, а  как реальность.

       Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению  ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений.

 

       

     Определение понятия социального  института 

     Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства  и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

     Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов2: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д.

     Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами  институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп  и иных общностей. Но он, как и  другие социальные системы, не может  быть сведен к сумме этих лиц и  их взаимодействий. Социальные институты  носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным  качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

     Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система  ценностей, норм, идеалов, а также  образцов деятельности и поведения  людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института.

     Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы  ими в процессе социализации, воплотились  в форму социальных ролей и  статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и  ожиданий является вторым важнейшим  элементом институционализации. 3) Третьим  важнейшим элементом институционализации  является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

     Так, институт высшего образования состоит  из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких  учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и  т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

     Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. На основе всего  вышеизложенного, можно дать следующее  определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих  определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами  своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,  нормами  и образцами поведения.

       Социология  уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В  социологии имеется множество определений  социального института. Одним из первых дал развернутое представление  о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория  праздного класса» появилась  в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

       Понятию «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий  и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни3.

       Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет  конкретной сферой социальной жизни: это  семья, религия, образование, экономика, управление.

       Если  суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить  на следующие. Социальный институт представляет собой4:

  • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

       Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление  о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

       Приспосабливаясь  к среде, общество в течение истории  вырабатывает инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества. Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается  на принятые в каждом обществе нормы  и правила поведения. В одних  странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено  согласно их институту брака.

       Внутри  совокупности социальных институтов можно  выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что  пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

       Социальные  институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института  брака и семьи, а заболев –  к институтам здравоохранения и  т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как  государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

       Институты одновременно выступают и инструментами  социального контроля, т.к. благодаря  своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

       Поскольку зарубежные, а вслед за ними и  отечественные социологи придерживаются различных определений социального  института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально  взаимосвязанную систему опорных  элементов. Несмотря на многообразие точек  зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

  1. установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
  2. символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
  3. унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
  4. устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
  5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
 

     Типология социальных институтов 

     Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила  так называемая "институциональная  школа". Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов5:

Информация о работе Социологические институты, их виды и функции