Социологические институты, их виды и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод1.

Содержание

Введение 3

Определение понятия социального института 4

Типология социальных институтов 9

Функции и дисфункции социальных институтов 16

Институт как нормативная система 19

Динамика социальных институтов 23

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

соц.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

     1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

     2) Социализация - передача индивидам, установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

     3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

     4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний,  реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые  нормы, обычаи, административные  решения и т. д. Социальные  институты управляют поведением  индивида через систему поощрений  и санкций.

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

     2) Политические институты - государство,  партии, профсоюзы и другого рода  общественные организации, преследующие  политические цели, направленные  на установление и поддержание  определенной формы политической  власти. Их совокупность составляет  политическую систему данного  общества. Политические институты  обеспечивают воспроизводство и  устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры. 3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых  социокультурных стандартов поведения  и, наконец, защиту определенных  ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные

     контакты, разнообразные акты группового и  межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения  и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

     Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного  социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения  темпов социальных перемен может  возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят  адекватного отражения в структуре  и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального  престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

     Одним из явных выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на  основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института  означает, что он перестает действовать  в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

     Неудовлетворенная общественная потребность может  вызвать к жизни стихийное  появление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может  выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов является причиной существования  так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность6.

     Исследователи выделяют две формы существования  социальных институтов: простую и  сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих  социальных ролей, обусловленных социальными  ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

       Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой  более мелкие образования. Помимо деления  институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются  временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие  и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение  правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

       Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
    2. политический - институт  власти;
    3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
    4. военный – институт, организующий законное наследие;
    5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

       Большинство социологов согласны с Миллсом в  том, что главных институтов в  человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива или общества в целом.

       Пять  основных потребностей и институтов:

    1. потребность в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);
    2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
    3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
    4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
    5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).

       Институты возникли в глубокой древности. Социологи  определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать  первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница  проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех  пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

       Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или  обычаями. У каждого главного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут  обойтись без таких механизмов, как  конвертация валюты, защита частной  собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.

       Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства  и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса  родителей и т.д.

       Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института  неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную  потребность.

     Классическим  примером простого социального института  является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций7.

     Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие: 1) вступление в  первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение  из семьи последнего ребенка; 5) прекращение  существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

     В социологии семьи приняты такие  общие принципы выделения типов  семейной организации. В зависимости  от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья  предусматривает существование  брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право  иметь несколько жен. В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой  супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей  в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или  более поколений.

     Семья как социальный институт возникла с  формированием общества. Процесс  формирования и функционирования семьи  обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

     На  первых этапах развития общества отношения  между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими  собой синкретические нормы и  образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и  государственные органы. 

Информация о работе Социологические институты, их виды и функции