Автор: k***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
обобщить полученный материал и отразить его в работе.
Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5
1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5
1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8
1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10
2. Культура – фактор социальных изменений……………………….13
2.1. Социальные функции культуры…………………………………13
2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..18
3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21
Заключение………………………………………………………….……24
Список использованной литературы…………………………………25
Мало
кто из социологов оспаривает базовое
положение гипотезы лингвистической
относительности – то, что используемые
людьми слова отражают их основные культурные
интересы – будь то верблюды, снег, автомобили
или что-то другое. Однако многие утверждают,
что вне зависимости от того, к какой культуре
принадлежат люди, они способны уловить
и выразить те же различия, которые арабы
находят в верблюдах, эскимосы – в снеге,
а американцы – в автомобилях. У них могут
отсутствовать слова для обозначения
этих различий, но они в состоянии распознавать
их. Считается, что язык не определяет
мысль, а просто способствует определенному
типу мышления или препятствует ему. Структура
языка определяет структуру мышления
и способ познания внешнего мира. Будучи
рассмотрен с этой позиции, язык отражает
различия, имеющие практическое значение
в жизни той или иной общности людей. Аналогичным
образом идиомы и профессиональный язык
социологов, юристов, футболистов, студентов,
филателистов отражают их особые интересы
и проблемы.
Ценностно-познавательная
система состоит из ряда компонентов.
Ценность – это свойство того или
иного общественного предмета, явления
удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в результате осознания
человеком своих потребностей в соотнесении
их с предметами окружающего мира, т.е.
в результате ценностного отношения, реализуемого
в акте оценки.
В систему
ценностей входят представления о добре
и зле, счастье, цели и смысле жизни, ценности
личного развития (чувство собственного
достоинства, стремление к образованию,
свободному развитию своих способностей,
свобода творчества и самореализации,
ценности национального языка и культуры)
и межличностного общения (честность,
бескорыстие, доброжелательность, порядочность,
взаимопомощь, терпимость, верность, любовь)
и т.п. В разных культурах могут отдавать
предпочтения разным ценностям, так, к
числу традиционных ценностей можно отнести
привязанность к малой родине, семье, традиционное
уважение к лидерам, дисциплину. В религиозных
общностях, например, в христианских, система
ценностей сформулирована в Библии в виде
десяти заповедей, а для жителей крупных
городов значимыми являются личный успех,
предприимчивость, социальная мобильность,
свобода выбора места жительства, стиля
и образа жизни.
Ценностные
установки передаются индивидами и
последующими поколениями в процессе
воспитания, обучения, они ориентируют
человека в социальной действительности,
направляют и стимулируют его деятельность.
Социальные
нормы могут представлять собой
стандарты поведения. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению
норм, называются санкциями. Наказания,
удерживающие людей от определенных поступков,
называются негативными санкциями. Это
могут быть штраф, тюремное заключение,
выговор, бойкот и др. Позитивными санкциями,
такими как денежное вознаграждение, наделение
властью, похвала, престиж, называются
поощрения за соблюдение норм.
Привычки
– это установившаяся схема (стереотип
поведения) в определенных ситуациях.
Привычки возникают на основе навыков
и закрепляются в результате многократного
повторения. На привычках основаны
манеры – это внешние формы
поведения человека.
Кроме
того, существует несколько видов
образцов поведения. Это обряды, обычаи
и традиции.
Обряд
– совокупность символических стереотипных
коллективных действий, воплощающих
в себе те или иные социальные идеи,
представления, нормы и ценности
и вызывающих определенные коллективные
чувства. В них выражаются определенные
религиозные представления или бытовые
традиции. Обычно обряды относятся ко
всем слоям населения и сопровождают различные
моменты в жизни людей. Эмоционально-психологические
воздействие обычая заключается не только
в рациональном усвоении через обычай
тех или иных норм, ценностей и идеалов,
но и сопереживание их участниками обрядового
действия.
Обычай
– воспринятая из прошлого форма
социальной регуляции деятельности
и отношений людей, которая воспроизводится
в определенном обществе или социальной
группе и является привычной для его членов.
Обычай – неписаные правила поведения.
Если
обычай переходит от одного поколения
к другому, он становится традицией.
Традиции – элементы социального и
культурного наследия, передающиеся из
поколения в поколение и сохраняющиеся
в определенном сообществе, социальной
группе в течение длительного времени.
Традиции функционируют во всех социальных
системах и являются необходимым условием
их жизнедеятельности. Пренебрежение
к традициям ведет к нарушению преемственности,
утрате ценных достижений человечества.
Слепое преклонение перед традицией порождает
консерватизм и застой.
Приступая
к рассмотрению третьего вопроса, следует
помнить, что структура культуры
неразрывно связана с ее функциями.
Индивид
становится человеком, членом общества,
личностью по мере освоения знания,
языка, символов, ценностей, норм, обычаев,
традиций своего народа, своей социальной
группы и всего человечества. Уровень
культуры личности определяется ее приобщенностью
к культурному наследию, а также степенью
развития индивидуальных способностей.
Освоение
различных образцов поведения, преемственность
ценностей и норм обеспечивается
за счет возможности трансляции социального
опыта, накопленного предыдущими поколениями
и передачи его будущим поколениям. Таким
образом, культура сплачивает людей, интегрирует
их, обеспечивает целостность сообщества.
В ходе
процесса социализации ценности, идеалы,
нормы и образцы поведения
становятся частью самосознания личности.
Они формируют и регулируют ее поведение.
Нарушение предписаний и запретов вводит
в действие определенные санкции, которые
установлены сообществом и поддерживаются
силой общественного мнения и различных
форм институционального принуждения.
Перечислив
основные компоненты культуры и обозначив
их влияние на общественную жизнь
индивида, можно обозначить функции
культуры:
1. Познавательная.
2. Оценочная.
3. Запрещающая.
4. Стимулирующая.
5. Регулирующая.
6. Гармонизирующая.
7. Преобразующая.
8. Гедонистическая
(наслаждения).
9. Функция
преемственности.
Введение.
За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.
Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.
Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.
В 30-х гг. П. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций — с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности. Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.
1. Социокультурный
процесс и культурная
динамика.
«Культурные
процессы представляют собой целеориентированную
жизнедеятельностную активность людей
и являются осуществлением более или менее
типовой последовательности процедур:
осмысления людьми своих интересов и потребностей,
возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
разработки технологий (способов) удовлетворения
этих интересов и потребностей (или модернизации
уже имеющихся технологий под новые задачи);
практические применения этих технологий
и получения какого-то результата (продукта);
оценки эффективности примененных технологий
и соответствия полученных результатов
преследуемым целям; селекции наиболее
утилитарно эффективных и социально приемлемых
способов и результатов осуществления
данной деятельности; передачи информации
другим людям об этих способах и результатах;
закреплении селектированных образцов
деятельности в нормах, правилах, стандартах,
ценностных ориентациях, традициях и пр.
в форме «культурных текстов», содержащих
организационно-
Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью и автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов.
Культурная дифференциация — качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого [18].
Взаимодействие культур — особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.
Выделяют
разные уровни взаимодействия. Этнический
уровень взаимодействия характерен для
отношений между локальными этносами,
историко-этнографическими, этноконфессиональными
и другими общностями. На национальном
уровне взаимодействия регулятивные функции
в значительной степени выполняют государственно-политические
структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия
приобретает спонтанно-исторические формы;
однако на этом уровне и прежде, и в настоящее
время возможны наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художественными,
научными достижениями. В повседневной
практике общения стран и народов мира
чаще всего перекрещиваются процессы
и отношения, характерные для всех трех
уровней взаимодействия. В межкультурных
связях, особенно внутри полинационального
государства, принимают одновременное
участие как большие, так и малые нации,
имеющие свои административно-