Автор: k***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
обобщить полученный материал и отразить его в работе.
Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5
1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5
1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8
1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10
2. Культура – фактор социальных изменений……………………….13
2.1. Социальные функции культуры…………………………………13
2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..18
3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21
Заключение………………………………………………………….……24
Список использованной литературы…………………………………25
4. В качестве отдельного источника культурной динамики выделяют синтез (взаимодействие и соединение разнородных элементов), при котором возникает культурное явление или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих компонентов и имеющее собственное содержание, форму. Синтез имеет место, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в сферах, которые недостаточно развиты в ней, но сохраняет исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности, самобытности, целостности и устойчивости. Сегодня синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих стран.17
Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Заключение
В
заключение данной работы хотелось бы
отметить, что культура - это духовный
компонент человеческой деятельности,
как составная часть и условие
всей системы деятельности, обеспечивающей
различные стороны жизни
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.
Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Список использованной
литературы
1. Культурные универсалии.
2. Основные компоненты культуры.
3. Социальные
функции культуры.
Культура
– понятие многоплановое. Она служит
объектом исследования многих гуманитарных
наук. В научных и обыденных разговорах
мы часто употребляем словосочетания
"культура труда", "культура речи",
"культура образа жизни", "культура
поведения" и т.п. Многообразие научных
подходов к объяснению данного феномена
породило различные трактовки роли, места
и сущности культуры. Понятно, что нельзя
дать характеристику всех возможных вариантов
и подходов при объяснении понятия "культура",
остановимся на том, как ее развитие отражается
в социологии.
Приступая
к изучению первого вопроса семинарского
занятия, следует обратить внимание,
что термин "культура" латинского
происхождения и первоначально
означал возделывание почвы, ее обрабатывание.
Первоначально под культурой
понимались все изменения в природном
объекте, происходящие под воздействием
человека, в отличие от тех изменений,
которые вызваны естественными причинами.
В дальнейшем слово "культура" получило
обобщенное значение и им стали называть
все созданное человеком, весь созданный
человеком мир. Таким образом, культура
включает в себя результаты как материального,
так и духовного производства. Результаты
материального производства называют
материальной культурой. К ней относят
продукты ремесел и производства, орудия
труда, инструменты, сооружения, здания,
технику и т.п. К результатам духовного
производства относят представления,
ценности, знания, идеологию, язык. И называют
это нематериальной или духовной культурой.
Развитие
культуры зависит от способности
к научению и передаче знаний следующим
поколениям, поскольку генетически
культура не передается. Процесс передачи
и усвоения ребенком ценностей, верований,
норм, правил, идеалов предыдущего
поколения называется социализацией.
Если бы процесс социализации прекратился
в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Социальная
природа культуры выражается в отношениях,
направленных на создание, усвоение, сохранение
и распространение вещей, идей, ценностных
представлений, обеспечивающих взаимопонимание
людей в различных социальных ситуациях.
Каждое
человеческое общество имеет собственную
специфическую культуру или социокультурную
систему, которая в некоторой
степени совпадает с другими
системами. Различия среди социокультурных
систем связаны с физическими условиями
и ресурсами; диапазоном возможностей,
свойственных различным областям деятельности,
типа языка, ритуалов и традиций, изготовления
и использования инструментов, и степенью
социального развития. На отношения, ценности,
идеалы и верования индивида влияет культура,
в которой он живет. Например, в работе
М. Вебера "Протестантская этика и дух
капитализма" доказывается тезис о
том, что определенная религиозная культура
– протестантизм — создает такие мотивации
поведения, которые стимулируют представителей
этой культуры к усиленному ведению своих
дел на рыночных капиталистических началах
и тем самым, на определенном историческом
этапе, способствовали формированию капиталистических
производственных отношений.
Под культурными
универсалиями понимают такие нормы, ценности,
правила, традиции и свойства, которые
присущи всем культурам, независимо от
географического места, исторического
времени и социального устройства общества.
Культура
рассматривается в социологии как
сложное динамичное образование, имеющее
социальную природу и выражающееся в социальных
отношениях, направленных на создание,
усвоение, сохранение и распространение
предметов, идей, ценностных представлений
обеспечивающих взаимопонимание людей
в различных социальных ситуациях. Объектом
социологического исследования являются
конкретное распределение существующих
в данном обществе форм и способов освоения,
создания и передачи объектов культуры,
устойчивые и изменчивые процессы в культурной
жизни, а также обусловливающие их социальные
факторы и механизмы. В этом контексте
социология изучает широко распространенные,
устойчивые и повторяющиеся во времени
многообразные формы отношений членов
социальных общностей, групп и общества
в целом с природным и социальным окружением,
динамику развития культуры, которая позволяет
определить уровень развития культуры
сообществ и, следовательно, говорить
об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое
конкретное сообщество (цивилизация, государство,
народность) создает на протяжении
многих веков свою собственную культуру,
которая сопровождает индивида на протяжении
всей его жизни и передается из поколения
в поколение. В результате возникает множество
культур. Перед социологами встает проблема
определить, существует ли что-то общее
в человеческой культуре, или, выражаясь
научным языком, существуют ли культурные
универсалии.
В 1959 году
американский социолог и этнограф Джордж
Мердок выделил более 70 культурных
универсалий – общих для всех
культур элементов, в их числе
– возрастная градация, спорт, нательные
украшения, календарь, соблюдение чистоты,
общинная организация, приготовление
пищи, кооперация труда, космология, ухаживание,
танцы, декоративное искусство, гадание,
толкование снов, разделение труда, образование
и т. д.
Культурные
универсалии возникают потому, что
все люди, в какой бы части счета
они ни жили, физически устроены
одинаково, имеют одни и те же биологические
потребности и сталкиваются с
общими проблемами, которые ставит
перед человечеством окружающая
среда. Люди рождаются и умирают, поэтому
у всех народов существуют обычаи, связанные
с рождением и смертью. Совместная жизнь
приводит к появлению разделения труда,
танцев, игр, приветствий и т.п.
При рассмотрении
второго вопроса основное внимание
надо обратить на основные элементы культуры,
среди которых принято выделять следующие.
Знаково-символический
элемент, т.е. знания, сформулированные
в определенных понятиях и представлениях
и зафиксированные в языке. Язык
– это объективная форма
Гипотеза
лингвистической
Следует
ли из этих лингвистических различий,
что если люди говорят на каком-то
определенном языке, то они ощущают
социальную реальность иначе, чем те,
кто говорят на другом языке? Эдвард
Сепир и Бенджамин Уорф отвечают
на эти вопросы утвердительно. В так называемой
гипотезе лингвистической относительности
Сепир и Уорф утверждают, что языки "делят"
и концептуализируют мир опыта по-разному,
создавая для нас различные реальности.
Эта гипотеза означает, что человек избирательно
сортирует поступающие сенсорные импульсы
так, как запрограммировано его языком,
пропуская одни вещи и отбрасывая другие.
Следовательно, опыт, воспринимаемый через
один набор лингвистически структурированных
сенсорных фильтров в значительной степени
отличается от опыта, воспринимаемого
через другой набор. Согласно гипотезе
Сепира-Уорфа, логический строй мышления
определяется языком. Характер познания
действительности зависит от языка, на
котором мыслит познающий субъект. Люди
членят мир, организуют его в понятия и
распределяют значения так, а не иначе,
поскольку являются участниками некоторого
соглашения, имеющего силу лишь для этого
языка.